Вчера министр транспорта Игорь Левитин прибыл в Екатеринбург с рабочим визитом
В программе поездки - посещение предприятий Свердловской железной дороги, Уральского вагоностроительного завода и металлургического комбината в Нижнем Тагиле, ряда екатеринбургских автодорожных предприятий.
В аэропорту Кольцово Игоря Левитина встречали губернатор Свердловской области Эдуард Россель, начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин и другие официальные лица. Здесь же и состоялось первое рабочее мероприятие - совещание по проблемам повышения эффективности управления государственной собственностью в аэропорту Кольцово.
В последние два года развитие аэропортовского бизнеса определяется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, серьезный рост авиаперевозок и увеличение интереса к региональным авиационным узлам со стороны зарубежных авиакомпаний. С другой - очень остро стоит проблема износа основных фондов. За последние 15 лет в сферу авиационных перевозок не было никаких вложений, и для обновления потребуются крупные инвестиции.
Стратегия развития транспорта России предусматривает создание крупных авиационных пересадочных узлов: 2-3 магистральных и десяток региональных аэропортов, способных обеспечить международные перевозки.
Игорь Левитин особо подчеркнул, что сегодня необходимо разделить функции федеральных и региональных властей в сфере деятельности аэропортов. Касаясь приватизации федеральных объектов, министр заявил, что "приватизации ради приватизации не будет". Определенные для приватизации объекты и имущество нужно соответствующим образом оформить. То есть, как он выразился, "подготовить товар к продаже".
Немаловажную роль играет при этом решение вопроса о земле. На чьей земле расположен аэропорт? В свое время только железнодорожникам, по словам министра, удалось отстоять свою землю под рельсами и получить ее в льготную аренду. Остальные этого не сделали и сегодня испытывают трудности.
Один из основных вопросов при запуске программ реконструкции и модернизации - это поиск инвестиций. Региональные аэропорты пока не обладают достаточными собственными средствами. К тому же, даже по самым оптимистическим прогнозам, окупаемость подобных инвестиций не менее 10 лет.
Уже началась конкурентная борьба за статус хабов - крупных транзитных авиаузлов - среди региональных аэропортов. Одним из главных претендентов на звание "Воздушные ворота Урала" является Кольцово.
По объемам грузовых и пассажирских перевозок этот аэропорт значительно превосходит своих ближайших конкурентов в Челябинске и Тюмени. В этом году, например, предполагается, что услугами Кольцова воспользуются около двух миллионов человек, в то время как соседи вместе обслужат едва ли половину такого количества пассажиров. Благодаря своему выгодному географическому положению, более развитой технической базе и солидному самолетному парку Кольцово занимает сегодня 5 - 6-ю строчку в рейтинге российских аэропортов.
Однако его основные фонды изношены, по оценкам специалистов, на 70 процентов. А развитие столицы Урала невозможно без должной транспортно -логистической поддержки. Именно поэтому Уральское окружное управление воздушного транспорта рекомендовало Правительству России при формировании в этом регионе узлового центра авиаперевозок ориентироваться именно на екатеринбургский аэропорт.
Уже сегодня здесь многое делается. Ведется строительство первой очереди нового международного терминала и современного цеха бортового питания. Последний планируется сдать уже в конце нынешнего года. А здание международного терминала начнет работу в 2005 - 2007 годах. К этому времени пропускная способность Кольцова достигнет 2, 5 миллиона пассажиров в год. Это уже позволяет надеяться на вливание в экономику аэропорта иностранных инвестиций.Ведь согласно мировой практике вложенные в инфраструктуру авиаперевозок средства начинают приносить прибыль в случае, если пропускная способность аэрокомплекса составляет не менее двух миллионов пассажиров в год. Причем достичь такого показателя региональные аэропорты могут только за счет транзитного пассажиропотока.
Владельцы основной части акций Кольцова уже вложили в его развитие десятки миллионов долларов. В свою очередь Правительство России намерено выделить около двух миллиардов рублей на модернизацию взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стояночных площадок. За счет этих средств планируется увеличить длину двух уже имеющихся полос, а также построить третью, способную принимать любые типы самолетов.
Готов ли аэропорт столицы Урала к тому, чтобы стать хабом?
По словам директора аэропорта Юрия Кириллова, Кольцово в ближайшем будущем станет крупнейшим грузовым авиаперевозчиком страны. Уже сегодня Кольцово обеспечивает более 40 процентов объема авиаперевозок в Уральском федеральном округе. Но без помощи государства не обойтись.
По мнению министра, эффективность работы аэропорта сегодня самое главное. В противном случае каким образом можно привлечь инвесторов?
Екатеринбург