Доживет ли до своего юбилея гражданская авиация Чувашии?
Все начиналось почти 60 лет назад, в далеком 1946 году, с бревенчатой избушки на зеленой полянке грунтового аэродрома - маленький аэропорт маленького городка. Но какими грандиозными темпами росли они в последующие десятилетия! Уже в 80-х на высоком волжском берегу раскинулись кварталы современного красавца-города, а в его воздушных воротах принимались и отправлялись самолеты десятков межобластных и местных маршрутов. Чебоксарский аэропорт в некоторых отношениях был уникальным: например, троллейбусная линия до него была открыта еще в 1967 году
- таким удобным сообщением с городом и сейчас могут похвастаться лишь немногие российские аэропорты.
Кризис 90-х подорвал здоровье авиации Чувашии. Захиревшее авиапредприятие, коллектив которого, несмотря ни на что, не покидали замечательные кадры
- пилоты и работники наземных служб, - едва перебивалось и, наконец, оказалось в режиме банкротства. Встал вопрос о смене формы собственности в целях сохранения авиационной инфраструктуры в республике.
В феврале 2003 года Министерство промышленности и транспорта ЧР предложило московской группе компаний "РОЭЛ" принять участие в реформировании ФГУП "Чебоксарское авиапредприятие" путем образования открытого акционерного общества. О том, как происходило акционирование, и о первых шагах благоприобретенного инвестора газета "Воздушный транспорт" уже рассказывала в своих публикациях ("Ну, а денежки? А денежки потом", N 47 2003 г., "Дырка от бублика", N 16 2004г., "Попутным ветром", N 43-44 2004 г.).
Напомним, однако, факт, который краеугольным камнем лег в основание, как оказалось, весьма эфемерного сооружения - ОАО "Чебоксарское авиапредприятие" (19 мая 2003 года зарегистрировано как ОАО "Авиалинии Чувашии").В уставном капитале совместного предприятия партнеры должны были участвовать практически равными долями: ФГУП внесло имущественный комплекс, оцененный в 79 млн. рублей, а 000 "РОЭЛ Инвест" обязалось внести в течение года 80 млн. рублей денежными средствами. Причем договором предусматривалось, что эти 80 миллионов, учитывая социальную значимость авиапредприятия для Чувашской Республики, должны иметь целевое назначение и расходоваться исключительно на реконструкцию и техническое переоснащение самолетного парка и производственных мощностей.
Был составлен план-график использования инвестиционных средств ОАО "Авиалинии Чувашии", утвержденный руководителем "РОЭЛ Инвеста" С. Леонтьевым. Первым пунктом записали: "Регистрация прав на недвижимое имущество - август 2003 года". Затем следовали такие пункты, как выкуп двух двигателей Д-30, ремонт еще четырех таких же двигателей, находящихся 2 - в Быково и 2 - в Перми, оплата ремонта самолета Ту-134 на Ростовском заводе. На все про все - 43 млн. рублей, срок - 1 января 2004 года. Последним пунктом плана-графика значилось: "Выкуп акций ОАО "Авиалинии Чувашии" через топливно-заправочный комплекс "Чебоксары-Авиа". На это намечалось затратить 42 млн. рублей.
Запланированное не было выполнено ни в 2003-м, ни 2004-м. Да и чему тут удивляться: на все нужны средства, а надежды на состоятельного инвестора не оправдались. Безденежное ФГУП всем своим имуществом обеспечило без малого 50 процентов уставного капитала акционерного общества, а "РОЭЛ Инвест", "чудесным" образом найдя и переведя на счет ОАО 78 млн. 500 тыс. рублей, на следующий же день эти деньги снял, и к исходу 2003 года счет оказался с нулевым балансом.
2004 год ознаменовался лишь одним достижением ОАО "Авиалинии Чувашии" - наконец-то покинул Ростов Ту-134 бортовой номер 65021. Но работать в порту приписки - Чебоксары - этот самолет не может, ведь его родные двигатели ждут ремонта в Перми, а 10 миллионов на его оплату у "Авиалиний Чувашии" как не было, так и нет. Возвращение с ремонта самого "Ту" тоже заслуга отнюдь не руководства нового ОАО. Оплата ремонта произведена за счет средств, заработанных ФГУП, в том числе арендой самолетов, и средств, занятых у организаций - арендаторов. "РОЭЛ Инвест" не вложил ни копейки в это мероприятие.
Вот что писал генеральный директор Ростовского завода гражданской авиации N 412 И. Воронов в письме на имя президента Чувашской Республики Н. Федорова: "Самолет с мая 2002 года по октябрь 2003 года простаивал в ожидании запуска в ремонт, в связи с нарушением платежных обязательств со стороны тогда еще ФГУП "Чебоксарское авиапредприятие". После акционирования с новыми руководителями были проведены переговоры, результатом которых явился запуск самолета в ремонт без выставления штрафных санкций и под гарантии осуществления платежей согласно договору. После первого платежа в октябре 2003 года финансирование прекратилось. Тем не менее, учитывая неоднократные просьбы со стороны руководства ОАО не выводить самолет из ремонта и заверения о ближайших проплатах, мы, взяв кредит в банке, продолжили ремонт...".
А чем, кроме как обещаниями,
Окончание. Начало на с. 2 могли кормить ростовчан руководители ОАО? Фокус с 78 миллионами - это была единственная крупная сумма на счету общества - недаром стал предметом разбирательства в Арбитражном суде Чувашской Республики. Истцом выступило ФГУП "Чебоксарское авиапредприятие" - акционер ОАО "Авиалинии Чувашии", ответчиками - ОАО "Авиалинии Чувашии" и ООО "РОЭЛ Инвест". Истец требовал признать недействительным договор займа, заключенный между ответчиками. Суть дела: 1 октября 2003 года между ответчиками был заключен договор N 2М, в соответствии с которым "Авиалинии Чувашии" предоставили "РОЭЛ Инвесту" заем в размере 78 млн. 500 тыс. рублей. У "РОЭЛ Инвеста" на счету появились деньги, которыми он... внес свою долю в уставный капитал совместного с ФГУП "Чебоксарское авиапредприятие" акционерного общества! Но ведь в этом акционерном обществе тогда не было иных активов, кроме имущества ФГУП, оцененного в 79 млн. рублей. Таким образом, имущество ФГУП в какой-то момент наполняло уставный капитал ОАО дважды: как доля ФГУП и как доля "РОЭЛ Инвеста". Условия договора были формально выполнены, а буквально на следующий день заемные деньги благополучно вернулись обратно. Это ли не высший пилотаж искушенных в финансовых пируэтах московских инвесторов!
В своем письме на имя тогдашнего председателя Кабинета министров Чувашии Н. Партасовой гендиректор ООО "РОЭЛ Инвест" г-н Леонтьев назвал пресловутые 78 с половиной миллионов "временно свободными средствами ОАО "Авиалинии Чувашии". И с чувством некоторой обиды (будто кто-то роэл-инвестовцев обманул) продолжает: "Именно тогда (т. е. в октябре 2003 года) стали вскрываться интересные технические подробности о функционировании самолетного парка". К удивлению Леонтьева, видимо, плохо знакомого с реалиями авиационного рынка, ремонт самолета Ту-134 поднялся в стоимости за счет дополнительных агрегатов на 200 тыс. долларов; на продление ресурсов двух бортов N 65024 и N 65033 требуется 100 тыс.долларов; для поднятия в воздух борта N 65033 необходимо также приобретение ВСУ за 90 тыс. долларов и агрегатов на 70 тыс. долларов. Кроме того, жаловался С. Леонтьев и на то, что "ремонт двигателей занимает 4-6 месяцев у монополизированных производителей, которые поднимают цену, а покупка у них четырех двигателей с необходимым ресурсом обходится в 30 млн. рублей".
... Возрождение авиации Чувашии, которое с помпой обещал в СМИ топ-менеджмент "РОЭЛ Инвеста", оказалось для них неподъемным делом. А тут еще под ногами путаются, как в сердцах выразился г-н Леонтьев, "ветераны-доброжелатели"! Вмешательством группы ветеранов Чебоксарского авиапредприятия, созданной, кстати сказать, по рекомендации Кабинета министров Чувашии, генеральный директор объясняет то, что новое общество с задержкой на полгода смогло "приступить к активной работе".
Между тем, похоже, только ветеранам гражданской авиации республики не безразлична судьба предприятия, которому они отдали десятки лет. И не против чем-то не угодившего им инвестора борются заслуженные пилоты, а за подлинное возрождение воздушного порта столицы Чувашии. Можно ли ставить в вину члену инициативной группы, кавалеру орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, заслуженному работнику транспорта Чувашии, бывшему командиру Чебоксарского авиаотряда В. Энгельсу, что он не остается равнодушным, видя, как погибают плоды многолетнего труда родного коллектива, расползается по разным "дочкам", а то и попросту растаскивается движимое и недвижимое имущество стратегически важного объекта? Вот что пишет Виктор Францевич в редакцию "Воздушного транспорта":
"В обстановке полной бесконтрольности со стороны Минтранса Чувашии в новом ОАО стали твориться неблаговидные дела, повлекшие за собой возбуждение дел уголовных. "ВТ" уже рассказывал о краже 1, 5 млн. руб. бюджетных средств, совершенной замом С. Леонтьева Быковским и внешним управляющим ФГУП Зверевым. Эти деньги после мошеннического кругооборота оказались в одной тольяттинской фирме в уплату за автомобили. Уголовное дело по данному факту возбуждалось, закрывалось, снова возбуждалось... Как нам стало известно, сейчас П. Зверев объявлен в розыск.
Закрытое акционерное общество "Топливно-заправочная компания" трансформировали в ОАО "ТЗК "Чебоксары-Авиа" - дочку "РОЭЛ Инвеста". Понимая, что так и не вставшим на крыло "Авиалиниям Чувашии" грозит полное банкротство, стали "накачивать" ТЗК, в нарушение п. 2 ст. 76 ФЗ-6, запрещающего производство сделок с заинтересованными субъектами без согласия акционеров и кредиторов. Так, были "проданы" ТЗК неоплаченные "РОЭЛ Инвестом" акции на сумму 30 млн. рублей, переданы 19 единиц спецтранспорта аэропорта и другое автоимущество, которые не могут (и не должны) использоваться в ТЗК. Отобрали у службы спецавтотранспорта теплые боксы для превращения их в мастерскую по ремонту частного автотранспорта. Прирельсовый склад ГСМ передан отделению "Лукойла" в Чувашии. Полным ходом строится автозаправка в центре Чебоксар. Короче, тактика ясна: авиация гори синим пламенем, зато в руках останется то, что приносит живые деньги, - бензосклады, автомастерская, городская автозаправка, автостоянка.
Наплевательское отношение руководителей ОАО к собственно авиационной деятельности выразилось и в резком снижении уровня обеспечения безопасности режимного объекта. 16 ноября 2004 года наша инициативная группа вынуждена была обратиться с письмом к начальнику управления ФСБ по Чувашской Республике В. Топоркову с изложением следующих фактов.
Нынешний гендиректор ОАО С. Позина (как и четверо предыдущих, часто сменявшихся) не имеет допуска к особой работе в авиаподразделении. В авиационном хозяйствовании, будучи финансистом, Позина несведуща и своей абсолютной неподготовленностью не обеспечивает безопасную деятельность авиапредприятия. На режимной территории аэропорта появилась круглосуточная стоянка чужого автотранспорта. Проверка автомобилей не проводится. Расплодилось несколько не имеющих ничего общего с авиацией фирмочек: пошивочная мастерская, заправки, автомастерская. Доступ везде свободен. Охрана авиапредприятия доведена до одного работника ВОХРа в ночное время, дежурящего в закрытом помещении без какого-либо обзора и связи. Расположение круглосуточной автостоянки частного автотранспорта может предоставить возможность злоумышленникам сразу с места стоянки направить машину в стоящий на перроне самолет (а в Чебоксары в последнее время зачастили и литерные рейсы)".
Напрашивается вопрос: неужели подобных безобразий не видит никто, кроме так мешающих руководству ОАО "Авиалинии Чувашии" ветеранов?
Московские акционеры, похоже, свой авиационный пыл потеряли (если таковой вообще был). В уже цитированном письме С. Леонтьева в правительство ЧР говорится: "Одним из существенных источников формирования доходной части бюджета ОАО "Авиалинии Чувашии" должны стать дивиденды от деятельности ОАО "ТЗК "Чебоксары-Авиа": обеспечение деятельности предприятий сельского хозяйства (15-20 процентов от общего объема поставок), топливно-энергетического сектора, обслуживание предприятий Чувашавтотранса".
Заявления, что доходы от ТЗК пойдут на благо гражданской авиации, со стороны "РОЭЛ Инвеста" оказались чистейшим блефом, а сфера деятельности ТЗК была так подробно расписана с дальним прицелом. Вот любопытная публикация в республиканской газете "Советская Чувашия" от 31 марта 2004 года - интервью с генеральным директором Чебоксарского мясокомбината П. Ивантаевым. В нем руководитель предприятия пищевой промышленности говорит: "Мы пошли по пути создания собственного агрохолдинга. Называется он ООО "Агрика" и включает несколько направлений деятельности, в том числе обеспечение хозяйств горюче-смазочными материалами. С этой целью на базе бывшего авиапредприятия создан топливно-заправочный комплекс, также входящий в наш холдинг". Вот так: авиапредприятие - бывшее, на его базе - ТЗК ООО "Агрика"! Но стоит ли удивляться, ведь председатель совета директоров Чебоксарского мясокомбината - знакомый нам С. Леонтьев...
В программе развития Чебоксарского авиапредприятия, благополучно забытой акционером-инвестором, одним из направлений значится расширение географии полетов из аэропорта Чебоксары за счет собственных и транзитных рейсов. Последнее подразумевает под собой использование аэропорта и его сооружений другими авиакомпаниями. Одной из них, давшей чебоксарцам возможность летать в Москву, Екатеринбург, Сургут, явилась "ЮТэйр". Этот перевозчик вышел на авиационный рынок Чувашии с уникальными тарифными предложениями - льготными по маршруту Чебоксары - Москва, сквозными по разветвленной сети маршрутов, связывающих через столицу Чувашии северные и южные города России. Проводится ежегодная акция "Ветеран" - бесплатные перелеты участников войны в период майских праздников. Подарок в Валентинов день -13, 14 и 15 февраля любая супружеская пара может совершить полет "туда-обратно", заплатив лишь по тарифу в одну сторону. Не удивительно, что предложения югорцев пришлись по душе жителям Чувашии, они охотно летают маршрутами "ЮТэйр".
А надежда на то, что над прекрасным городом Чебоксары будут взлетать самолеты под флагом чувашской авиакомпании, делается все более призрачной. Оздоровления, на которое рассчитывали, проводя акционирование, не произошло. Сейчас пациент скорее мертв, чем жив.