Порт без железной дороги, как птица с одним крылом

Ренийскому порту после восстановления глубоководного судового хода «Дунай — Черное море» угрожает полный упадок

Транспортные коридоры

О первых положительных результатах работы восстановленного глубоководного судового хода «Дунай — Черное море» через гирло Быстрое уже немало сказано: за пять месяцев со дня открытия по нему прошло свыше 200 судов более чем из десятка стран мира, есть, конечно, и денежный «навар» — около пяти миллионов долларов. Будто второе дыхание открылось у Украинского Дунайского пароходства и Измаильского морского торгового порта, перед ними открылись широкие перспективы привлечения новых грузопотоков. А как другой большой дунайский порт — Ренийский?

Прежде чем ответить на этот вопрос, коротко напомним основные характеристики этого порта. Он один из крупнейших морских портов Украины и может ежегодно перерабатывать почти 14 миллионов тонн грузов, принимать многотоннажные суда с осадкой до десяти метров. К тому же его по праву называют универсальным, поскольку тамошнее оборудование позволяет принимать любые виды грузов — от генеральных, наливных и до негабаритных и в контейнерах. На Дунае только в Ренийском порту (на снимке) имеются комплексы по перевалке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, каменноугольной смолы, ядерного топлива, а также терминал, способный принимать суда типа «ро-ро». Эти уникальные возможности используются, однако, далеко не на полную силу. Достаточно сказать, что в позапрошлом году порт переработал только 2 миллиона тонн грузов. А в прошлом году к этому для него мизерному показателю почти ничего, по сути, не добавил.

Следовательно, какого-либо оживления в его работу возобновленный ГСХ «Дунай — Черное море» не внес? Для справедливости следует отметить: сюда тоже зашли через новый канал несколько судов, но малотоннажных, с мизерными, учитывая мощности порта, объемами грузов. Сказывается, конечно, то, что судовой ход хотя и назван глубоководным, но после ввода в действие первой очереди он пропускает пока транспорт с осадкой немногим более пяти метров, тогда как румынский Сулинский канал — свыше семи. Строительство второй очереди отечественного ГСХ предусматривает проход по Быстрому судов уже более чем с семиметровой осадкой, то есть многотоннажных. Так, в связи с этим, ренессанс Ренийского порта в недалеком будущем таки возможен?

Не торопитесь с таким выводом. Потому что порт в городе Рени, к сожалению, сейчас имеет только одно «крыло» — реку. А взлет возможен, и это доказывает практика многих портов мира, при наличии и «крыла» второго — железной дороги, по которой беспрерывным потоком направлялись бы грузы в порт и в обратном направлении. Пути в город, порт под; ходят, но через территорию другой страны — Молдовы. При Союзе это не имело особого значения, а вот теперь...

Об отношениях Ренийского порта и молдовской железной дороги можно было бы рассказывать много. Известны катаклизмы, когда из-за конфликтов между Кишиневом и Тирасполем грузы на Рени вообще не поступали. И даже в более спокойные времена ситуацию нормальной не назовешь.

— Для того, чтобы доставить груз в Рени по железной дороге, — говорит начальник порта Сергей Строя, — наши клиенты — экспедиторы, грузовладельцы — вынуждены транспортировать грузы транзитом через территорию Молдовы, оплачивая услуги по ее тарифам, в результате чего железнодорожные перевозки значительно дорожают. А значит, Ренийский порт становится для многих грузовладельцев менее привлекательным по сравнению с другими портами...

Следует иметь в виду, что приблизительно 80 процентов навалочных грузов в Рени поступают транзитом из России. То есть из страны, у которой великое множество возможностей для их доставки и по другим путям, через другие порты. Где гарантия, что завтра российские партнеры не переключатся на какое-то другое направление, менее затратное? VI что уж говорить об иностранных экспедиторах и грузовладельцах, если и отечественные, разумеется, ищут пути снижения транспортных затрат? Вот совсем свежий пример. Теплоход УДП «Козельск» осуществил первый рейс с углем из Мариуполя в румынский Галац, пройдя именно через гирло Быстрое. Раньше такие грузы в город, где находится крупный потребитель твердого топлива — металлургический комбинат — шли в вагонах по железной дороге через Молдову. Но недавнее блокирование железной дороги в молдовском Приднестровье заставило украинских экспортеров, чтобы не рисковать и выполнять свои обязательства перед румынскими партнерами в определенные сроки, искать другую схему транспортировки грузов. И хотя первый рейс «Козельска» назван экспериментальным, но после анализа экономических результатов всеми партнерами — грузовладельцами, пароходством, получателем груза — эта линия, вполне вероятно, может стать регулярной...

Получается, в то время, как большинству украинских морских портов в последнее время удается привлекать новые и новые грузопотоки, Ренийскому грозит потеря даже уже имеющихся? Где же выход? Он известен, о нем ведут разговоры уже не один год — необходимо построить железнодорожную ветку на Рени по территории нашего государства. Определен и экономически самый целесообразный вариант — от железнодорожной станции Дзенилор, что неподалеку от Измаила. Колея протяженностью до 50 километров стоит немалых денег. Но, как говорят, овчинка выделки стоит! Прежде всего учитывая тот же ГСХ «Дунай — Черное море». По прогнозам, на него может переключиться, в связи с более низкими, чем у соседей-румын, тарифами и преимуществами технически-пропускного характера, до 60 процентов всех дунайских грузов (вместо нынешних одного-двух процентов), что позволит больше загружать и местные порты (при условии, конечно, что они будут не «однокрылыми»). А это — немалые деньги, которые в скором времени компенсируют затраты на строительство колеи. В Рени, известно, действует свободная экономическая зона, куда уже пошли иностранные инвестиции на создание там новых современных производств. Поэтому железную дорогу ждут и наши партнеры по СЭЗ. Не только ждут, но и заинтересованы в оживлении грузоперевозок по VII международному транспортному коридору, проходившему по Дунаю, могли бы, думается, приобщиться своими средствами к строительству такой колеи. Наконец, нельзя не видеть социальных аспектов проблемы. Благополучие города Рени в решающей степени зависит именно от успешной работы порта, а хромает он — несладко и жителям города: здесь, например, высочайший в регионе уровень безработицы, очень низкие средние доходы семей (и это парадокс, ведь в портовых городах Южное и Ильичевск они — одни из самых высоких в Украине).

Словом, отечественный железнодорожный путь на Рени необходим как воздух - для порта, для города, для людей. Он нужен и как логическое продолжение ГСХ «Дунай — Черное море», ведь может в значительной степени поспособствовать оживлению через него судоходства и росту рентабельности канала. Похоже, это поняли, наконец-то, и высокие государственные чиновники. Потому что в Программе комплексного развития Украинского Придунавья на 2004—2010 годы, утвержденной предыдущим правительством в марте прошлого года, впервые документально предусмотрено строительство железнодорожной ветки от станции Дзенилор до Рени. Но, сказано там, «в перспективе». Как долго эта «перспектива» протянется? Это зависит от нового состава правительства. Не настала бы она, эта перспектива, аж тогда, когда основные грузопотоки на Европу и Азию, направляющиеся по VII международному транспортному коридору, перехватят другие порты, в том числе иностранные. А огромные мощности и возможности Ренийского порта так и останутся неиспользованными... Ренийцы не хотели бы такой «перспективы». Очень уж разорительна она и для города, и для региона, и для государства в целом.

***

фото:

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости