Объявлена мобилизация

В последнее время в правительстве Ленобласти все чаще звучит слово "мобилизация". Этот термин подразумевает концентрацию финансовых ресурсов, необходимую для достижения поставленной задачи. А она такова: субъект намерен сбалансировать свой бюджет с прогнозируемым на год дефицитом в 1,3 млрд руб., опираясь в большей степени не на кредитные и заемные инструменты, а на собственные резервы увеличения бюджетных доходов

Налоги

Как полагает вице-губернатор, председатель областного комитета финансов Александр Яковлев (на снимке), пока не полностью используется потенциал привлечения в бюджет налога на доходы физических лиц. План по привлечению этого налога в казну в прошлом году был выполнен всего на 93,5%. Не изменилась ситуация и в январе 2005-го, когда объем поступления этого налога оказался вдвое меньше, чем ожидали.

За всем этим на самом деле скрывается старая болезнь, связанная с выплатой многими предприятиями части зарплаты неучтенными деньгами, что снижает сумму налога на доходы физических лиц. Это беда многих субъектов РФ и их жителей: снижается уровень социальной защищенности человека и в конечном счете - его пенсия.

Доходит до парадокса. В области зарплата бюджетников не ниже 4720 руб., а во многих фирмах, даже ведущих прибыльные виды бизнеса, работники официально получают существенно ниже. Правительство области намерено добиваться отзыва лицензий у нарушителей, лишать их аренды, не допускать к тендерам с бюджетным финансированием.

Еще одна причина налоговых потерь связана с созданием в стране крупных холдингов, структурными подразделениями которых стали многие областные предприятия. Этот в целом позитивный процесс снизил прозрачность налоговых платежей. Исполнительной власти становится трудно выяснить: как распределяются налоговые поступления от действующей на территории субъекта структуры такого холдинга?

Без ответа на этот вопрос невозможно создать оптимальную модель взаимоотношений с фирмой-налогоплательщиком и соблюсти принцип справедливости в распределении средств от налогов. А ответить на вопрос часто мешает пресловутая коммерческая тайна. В результате приходится сталкиваться со многими несуразностями.

Вот лишь один факт. В IV квартале 2004 года в Ленобласти план мобилизации доходов в топливной промышленности выполнен на 148,5%, а в электроэнергетике - лишь на 43,6%. С трудом верится, что одна преуспевающая отрасль настолько отстала от другой, весьма прибыльной. Приходится гадать: куда делась львиная доля доходов? И почему именно так они распределяются? Не пора ли наконец установить в стране более четкие правила, понятные каждому субъекту: где какой налог и в каких долях платит холдинг, предприятие в бюджеты территорий, на которых работает?

В торговле и общественном питании есть свои "методики" снижения налогооблагаемой базы. По сведениям налоговой службы, к примеру, поступления отрасли в бюджет области в IV квартале 2004 года составили 52,1 млн руб. А, по данным областного комитета финансов, только по предприятиям с упрощенной системой налогообложения - на 1,5 млн руб. больше этой суммы. Потому исполнительная власть намерена привлечь налоговую службу и совместно организовать проверки предприятий отрасли.

Акцизы

Акцизы от реализации алкогольной продукции поступают в бюджеты таким образом: с территориями, имеющими хорошие источники финансирования, область делится. Скажем, Гатчина получала в 2004 году около 56% акцизных поступлений, Кингисеппский район - 21,35%. Остальное доставалось областной казне.В то же время нормативы отчислений по акцизу для ряда муниципальных образований, не имеющих достаточного уровня бюджетной обеспеченности, доходили до 100%. К таким "льготникам" можно отнести, например, Бокситогорский, Сланцевский, Гатчинский районы, Ивангород. Однако в этой схеме распределения средств оказалась лазейка. При анализе выяснилось: если в 2003 году областная доля акциза составила 65%, то на финише прошлого года она уменьшилась до 45%. Подобная тенденция может привести к тому, что в 2005 году бюджет области потеряет 350-400 млн руб.

Что же произошло? Администрации некоторых МО, получающие акциз по максимальному нормативу, заключили со складскими предприятиями инвестиционные договоры, предусматривающие выплату этим фирмам субвенций в размере значительной части поступающих в их бюджеты средств. Алкогольная продукция при этом сразу подешевела на 7-10 руб., что лишило конкурентоспособности поставщиков в районах, где таких преференций нет. Потоки продукции, миновав склады этих территорий, повернули к складам, получающим возвратные субсидии. Как говорится, Ивангород приобрел, но Кингисепп, а с ним и областной бюджет потеряли...

Теперь правительству области предстоит найти способ, как минимизировать потери бюджета. Что же касается следующего года, то известно: акцизы от реализации алкогольной продукции полностью перейдут на областной уровень.

Неналоговые поступления

Неналоговые поступления за 2004 год в структуре бюджетных доходов Ленобласти составили 7%. Однако, по мнению финансистов, есть ресурсы для удвоения в 2005 году этого показателя. Перспективы роста осознают и в областном КУГИ, где считают, например, что инвентаризация всех объектов госсобственности способна на 30-40% увеличить арендные платежи в казну.

В 2004 году власти области активно пытались увеличить бюджетные поступления по налогу на прибыль. И если при подведении итогов исполнения бюджета за 2003-й выяснилось, что привлечение средств по этому показателю составило 3,2 млрд руб. (96,2% к плану), то сейчас наметился перелом. План-2004 был выполнен уже на 106,3%, а объем привлеченных ресурсов превысил 6 млрд руб.

В области за год сумели резко увеличить прибыльность "Киришинефтеоргсинтез", "Филип Моррис Ижора", "Лужский абразивный завод", "Форд Всеволожск", "Светогорск", Киришская ГРЭС и ряд других, что существенно повлияло на формирование доходной части бюджета. Этот результат свидетельствует: работа по так называемой мобилизации бюджетных средств - отнюдь не бюрократическая процедура.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости