РЕАЛЬНЫЙ ХОД РАБОТ НА ИНОСТРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Пора и местным компаниям соответствовать мировым стандартам
Ф.АЛИЗАДЕ
В результате проводимой со стороны азербайджанского правительства политики "открытых дверей", в экономику страны были привлечены миллиарды долларов инвестиций.
Несомненно, большая часть инвестиций иностранных компаний оказалась сосредоточена в привлекательном во всем мире секторе: разработке нефтегазовых месторождений, а также на создании в данных отраслях соответствующей инфраструктуры.
В последнее время в обществе все чаще слышны речи о самоуправстве руководителей-иностранцев в отношении азербайджанских граждан, работающих в действующих транснациональных компаниях. При этом бросается тень и на достигнутые успехи в нефтегазовой отрасли.
Хотя, как ни прискорбно отметить, в первую очередь рост нефтедобычи в стране происходит именно за счет деятельности зарубежных компаний.
При этом удивительно, что в адрес местных компаний обвинения не столь часты, как в адрес иностранцев.
В частности, под огонь критики так называемых местных правозащитников попало BP, BOS Shelf LLC, CCIC, McDermott и другие компании, действующие в нефтегазовой и смежных отраслях, в которых, по их утверждению, полностью нарушаются права трудящихся.
В этой связи мы решили, на примере BOS Shelf LLC, разобраться, что все-таки дают данные иностранные компании для развития национальной экономики и благополучия наших граждан.
ВПЕРВЫЕ НА КАСПИИ
Многие могут заявить, что в Азербайджане на протяжении нескольких веков идет добыча нефти, и зачем нашей стране понадобились зарубежные компании? Ведь и первая промышленная добыча нефти была в нашей стране, и знаменитые Нефтяные Камни, которые впервые в мире положили начало добычи нефти на море. К этому стоит добавить и существование в стране уникального в регионе и мире Бакинского завода глубоководных оснований (БЗГО).
Несомненно, эти факты позволили ускорить разработку азербайджанских месторождений нефти и газа совместно с иностранными компаниями. Но развитие нефтяной промышленности не стоит на месте. И сейчас для добычи нефти на больших глубинах необходимы новые технологии, которые требуют инвестиций на сумму в миллиарды долларов.
Именно с учетом этих факторов, азербайджанское правительство решило привести в страну ведущие нефтедобывающие и обслуживаемые компании. Созданная в 2001 году компания BOS Shelf LLC является совместным предприятием Star Gulf FZCO - 50% и ГНКАР (БЗГО имени Гейдара Алиева - 50%). С момента основания объем иностранных инвестиций в совместное предприятие составил 41 млн. долларов США.
Следует отметить, что вложенные средства позволили привезти современные технологии на БЗГО имени Гейдара Алиева. Так, в соответствии с европейскими стандартами, была произведена реконструкция на заводе трубопрокатного цеха. Проведенные мероприятия позволили увеличить мощность прокатного цеха до уровня трех самых значимых аналогичных цехов в Европе. Этот, своего рода уникальный цех на Каспии позволяет изготавливать морские сооружения, соответствующие высочайшим стандартам качества. Весь процесс - от сырого материала до конечного продукта - производится в республике, а это означает, что отпадает любая необходимость для субподрядов вне страны. BOS SHELF при этом по своей сути уникальная компания, производящая все работы в Азербайджане.
На территории завода был собран и сдан в декабре 2003 года (на 3 месяца раньше запланированного срока) опорный блок "Центральный Азери" (его вес составил 14 130 тонн). Надо особо отметить, что это был первый опорный блок такого масштаба, целиком построенный на Каспии. Кроме того, еще один блок (12 043 тонны) был сдан в августе 2004 года (на 8 месяцев раньше запланированного срока). А на очереди 10 апреля планируется отгрузить опорный блок на месторождении "Западный Азери" (13 800 тонн). На очереди еще три опорных блока, которые будут установлены на месторождениях "Азери" - "Чираг" - "Гюнешли".
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Разумеется, многих интересует в каких условиях и на каких правах работают азербайджанские рабочие? В настоящее время персонал компании составляет 1492 человека, из которых 93, 7% - граждане Азербайджана. В результате деятельности BOS SHELF ежегодные отчисления по доходам и социальным выплатам составляют 6, 262 млн. долларов США. А в целом, с учетом деятельности BOS SHELF и его субподрядчиков в Азербайджане, общая сумма выплачиваемых заработных плат ежегодно достигает 11, 033 млн. долларов США, обеспечивая 5.400 гражданам республики стабильный и регулярный доход.
В дополнение к этому положительному экономическому фактору, BOS SHELF уже в течение трех лет выполняет программу с целью замены иностранного персонала на местный. Более того, с самого начала своей деятельности, BOS SHELF в вопросах закупок и субподрядов отдает предпочтение исключительно азербайджанским поставщикам и компаниям для развития устойчивой экономической окружающей среды. Только в 2004 году сумма выплат азербайджанским компаниям составила 35 млн. долларов США, что составляет около 92% от общего оборота.
BOS Shelf придает особенное значение обучению персонала для повышения уровня квалификации до уровня международных стандартов. В компании постоянно проводятся различные учебные процессы, как, например, повышение квалификации сварщиков и монтажников. Для этого специально были построены школы прямо на заводе для того, чтобы проводить обучение без отрыва от производства. Школа сварщиков имеет возможность для обучения до 360 специалистов в год, а в школе монтажников - до 900 специалистов.
Помимо этого, компания организовывает курсы повышения квалификации для инженеров, бухгалтеров, административных работников и так далее.
Несомненно, в этой связи возникает вопрос, кому и зачем нужны заявления типа, что азербайджанским гражданам не дают возможность карьерного роста в зарубежных компаниях? Впрочем, прежде чем дать ответ на этот вопрос разберемся с условиями труда, безопасности и оплаты работ наших рабочих в той же компании BOS SHELF.
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В последнее время правозащитники стали ставить во главу угла своих обвинений фактор непризнания иностранными компаниями трудового законодательства страны и действие в них корпоративных нормативных актов, регулирующих вопрос найма и оплаты труда азербайджанских граждан. Однако, как отметили в BOS SHELF, действуя в Азербайджане, компания не может действовать в рамках какого-либо иного правового акта, кроме как трудовое законодательство Азербайджана.
В этой связи все граждане Азербайджана работают в компании в соответствии с трудовым законодательством АР. Таким же образом и составляются трудовые договора. Рабочая неделя составляет 40 часов. Время, отработанное свыше этого, оплачивается как сверхурочное, опять-таки в строгом соответствии с законодательством АР. Никто из руководящего состава компании не может насильно заставить сотрудника работать сверхурочно. Это исключительно добровольная инициатива. Относительно тарифов за час работы, выплачиваемых азербайджанским трудящимся, то они регулируются в соответствии с согласованными с ГНКАР соглашениями, отметили представители компании.
Что касается заявленной невозможности вступлении в профсоюз азербайджанских работников, то в компании напомнили, что BOS Shelf это - СП, основанное с участием Бакинского завода глубоководных оснований имени Гейдара Алиева, и все сотрудники имеют возможность вступить в профсоюз завода. В настоящее время около 25% сотрудников компании использовали свое право, и являются членами указанного профсоюза.
Особое внимание компания уделяет условиям труда сотрудников. Приоритетом номер один для BOS Shelf является безопасность труда сотрудников. Обязательным условием работы на строительной площадке является ношение индивидуальных средств защиты, как-то комбинезон, каска, очки, специальные ботинки, перчатки и т.д. В компании не существует исключений по нарушению техники безопасности ни для кого, будь то простой рабочий или непосредственно директор. Если существует какая-либо угроза здоровью сотрудника работа может и должна быть остановлена в любой момент.
Все сотрудники компании обеспечиваются транспортировкой на работу и с работы, а также питанием.
В самой компании сотрудники гордятся тем, что BOS Shelf - это именно местная компания, а не иностранная. Все рабочие материалы компании, наглядные пособия и т.д. обязательно сопровождаются надписями на азербайджанском языке. Попадая в комнату заседаний первое, что бросается в глаза, - это флаг Азербайджанской Республики рядом с флагом компании, еще раз напоминая, что нам есть чем гордиться в стране. Впрочем, не только в стране, но и за ее пределами.
БЫТЬ ЛИДЕРОМ В РЕГИОНЕ
Ни для кого не секрет, что количество рабочих, занятых сегодня в нефтяной отрасли, через несколько лет существенно сократится, в свете завершения строительства трубопровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" и "Южно - Кавказского" трубопровода (с месторождения "Шахдениз" до турецкого города Эрзурум), а также с завершением работ в Сангачальском терминале и строительством морских сооружений на месторождениях "Азери" - "Чираг" - "Гюнешли" и "Шахдениз". Но тот факт, что Азербайджан первым в Каспийском бассейне стал разрабатывать свои углеводородные запасы уже сегодня, дает свои плоды, с учетом участия азербайджанских граждан в разработке не менее богатых углеводородных ресурсов в Казахстане и Туркмении.
В настоящее время компания BOS SHELF намерена участвовать в тендере по Кашаганскому месторождению в Казахстане. Участие в упомянутом контракте означает возможное расширение сферы деятельности BOS SHELF и потенциальное привлечение более 1000 рабочих на срок до 2012 года. Кстати, это соответствует программе президента Азербайджанской Республики об открытии новых рабочих мест в республике. Это также означает международное и региональное признание профессионализма азербайджанской рабочей силы, представители который уже в настоящее время работают в соответствии с высочайшими мировыми требованиями по технике безопасности и качеству.
Как видим, построенная с помощью зарубежных компаний нефтяная инфаструктура в Азербайджане стала одним из важных факторов утверждения нашей страны как нефтяного центра в регионе.
Стоит посмотреть на проделанную, совместно с иностранными компаниями, работу в рамках Нефтяной стратегии, и можно увидеть не только начало нефтедобычи с месторождений "Азери" и "Чираг", но введенные в строй современные буровые установки, для которых уже нет недосягаемых глубин в Каспийском море. Эта современная инфраструктура строительных площадок, на которых возводятся опорные блоки для платформ, позволяющие добывать нефть и газ на море. И, конечно, Сангачальский терминал, с которого по трубопроводам "Баку - Супса", "Баку-Тбилиси-Джейхан" и "Южно-Кавказский" нефть и газ с Каспийского бассейна будет доставляться на мировые рынки.
Итак, подведя итог поездки на СП BOS SHELF, у меня возник вопрос, а зачем именно иностранные компании подверглись в последнее время нападкам? Ведь дисциплине и созданным условиям работы на данных предприятиях могут позавидовать многие наши граждане, трудящиеся в различных компаниях.
Достаточно привести один пример: будь-то в джипе или в микроавтобусе компании BOS SHELF вам обязательно предложат (иначе водитель не сдвинется с места) одеть ремень безопасности и скорость даже на свободной трассе никогда не превысит 80 км/час. Это - мелочь, но именно с этого начинают складываться дальнейшие отношения в иностранных компаниях не только к работе, но и к персоналу в целом.
Может пока западные иностранные компании еще не свернули окончательно свои работы в нашей стране и мы постараемся привить у себя культуру по отношению к делу? В противном случае, от деятельности в нефтегазовой отрасли будущим поколениям мы оставим все те же огромные замазученные территории на Абшеронском полуострове...
РЕАЛЬНЫЙ ХОД РАБОТ НА ИНОСТРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СЕЙЧАС ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК ИМЕЕТ ЧЕТЫРЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ
А их может остаться только два, если не озаботиться об их будущей занятости уже сейчас
Е.СТАРОСТИНА
Транспортный сектор республики, как, впрочем, и многие другие отрасли экономики, становится все более зависимым от нефтяного сектора. Однако, в отличие, скажем, от финансового и валютного рынков, специализация транспортных сфер на перевозках нефти носит губительный для грузоперевозчиков характер. И если на данном этапе не будут приняты меры для диверсификации деятельности транспортных предприятий, в конечном итоге морской и железнодорожный транспорт могут, оставшись без основного заказчика их услуг, попросту обанкротиться.
Иначе дело обстоит с автоперевозками и транспортировкой грузов трубопроводом - последний не зависит от нефтесектора по той причине, что является его неизбежной составляющей, а следовательно, по исчерпании запасов углеводородов в Азербайджане необходимость в нем отпадет, и трубопроводы будут использоваться исключительно от транзита через нашу страну - а занять их контрактом будет уже внешнеполитической задачей. Что же касается автомобильного транспорта, то этот сегмент транспортной сферы постепенно приобретает характер основного грузоперевозчика в стране.
Итак, в течение первых двух месяцев текущего года, согласно предварительным статистическим данным, объем грузоперевозок всеми транспортными средствами Азербайджана достиг объема в 18 млн. тонн, и эти данные на 4, 2% превышают отчетные показатели транспортного сектора за аналогичный период прошлого года. Здесь укажем, что только в течение января рост грузоперевозок составил 4, 1%, и в целом за месяц было транспортировано 9, 5 млн. тонн грузов.
Из общего объема на долю водного транспорта в течение января-февраля пришлось 7%, или 1, 26 млн.тонн. В сравнении с данными за январь приходится признать заметное снижение объемов морских перевозок, так как на протяжении января доля этого сегмента транспортного рынка составляла 10%, или 948, 7 тыс. тонн. Более того, в январе-феврале мы наблюдали снижение по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, когда доля морских перевозок была 12, 2%, в январе же 2004 года транспортировка грузов водным транспортом в общем объеме составляла 11, 7%.
Также наблюдалось снижение доли железнодорожных перевозок - если в январе-феврале 2004 года на этот сегмент пришлось 18, 3% от общего объема, то сейчас этот показатель равен 17% (3, 06 млн. тонн). Только за январь данные показывают, что перевозки по железной дороге снизились за год с 18, 5% от общего объема до 17, 4%, или 1, 7 млн. тонн в текущем году.
Напротив, заметно выросла транспортировка грузов и ресурсов автомобильным транспортом и трубопроводами. Так, доля перевозок автотранспортом выросла за два месяца с 52, 4% в 2004 году до 57% (10, 26 млн. тонн) в текущем году. Этот показатель изменился с 53, 7% в январе прошлого года до 54, 9%, или 5, 215 млн. тонн, на 1 февраля 2005 года.
На долю трубопроводов в январе-феврале этого года пришлось уже 19% (3, 42 млн. тонн) против 17, 1% от общего объема, зафиксированных в 2004 году. Только в январе доля участия труботранспортировок выросла до 17, 7%, или 1, 681 млн. тонн от общего объема грузов, по сравнению с аналогичными прошлогодними показателями (16, 1%).
Следует отметить, что на долю частных грузоперевозчиков пришлось на начало марта 56, 4% от всех транспортированных грузов, соответственно, 43, 6% было перевезено государственными транспортными предприятиями. Если вспомнить, что за январь этого года частниками было перевезено 59, 3% грузов, или 5, 634 млн. тонн, тогда как государственными структурами - 40, 7%, или 3, 866 млн. тонн, налицо значительное изменение процентного соотношения. Помимо этого, за два месяца текущего года объем грузоперевозок в негосударственном секторе увеличился на 7, 7%, а в государственном - на 1, 7%.
Говоря об отдельных сегментах транспортного рынка, заметим, что перевозки водным транспортом только в январе сократились на 11, 3% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем (1, 07 млн. тонн). При этом 75, 1% перевезенных грузов составляли нефть и нефтепродукты, 24, 9% - прочие грузы, для перевозки которых использовались паромы и сухогрузы. В январе текущего года грузооборот по данному виду транспорта составил 529, 3 млн. тонно-километров.
В целом за весь прошлый год судами Каспийского морского пароходства было перевезено 13, 208 млн. тонн, что превышало прогноз на 208 тыс. тонн. В среднем в 2004 году на долю нефти и нефтепродуктов пришлось 70, 6%, или 9, 334 млн.тонн, на долю прочих грузов - 29, 3%, или 3, 874 млн. тонн. Таким образом, Каспар продолжает зависеть от нефтеперевозок, и наблюдавшаяся в течение последних четырех-пяти лет тенденция сокращения перевозок прочих грузов продолжается, чему подтверждением служат данные двух месяцев года. Такой подход приводит к усилению зависимости судоходной компании от нефтебизнеса, а значит, делает ее более уязвимой. Помимо этого, следует указать, что в прошлом году подавляющее большинство грузов, а именно 12, 197 млн. тонн (91, 8%), было перевезено между портами на Каспии, вне Каспийского бассейна сухогрузным флотом была перевезена 881 тыс. тонн, а между Каспийским и Черным морем - 130 тыс. тонн различных грузов. Таким образом, Каспар превращается в локального узкоспециализированного грузоперевозчика. Если же вспомнить, что соседи по Каспийскому бассейну начинают все активнее осваивать данный сектор, то приходится признать, что перспективы Каспара становятся менее интересными, а значит, пароходству следует сменить свою тактику.Перевозки грузов, как транзитных, так и местных, Азербайджанской государственной железной дорогой в январе 2005 года составили, как уже было сказано, 1, 7 млн. тонн. Это на 1, 9% больше показателя января 2004 года. Из общего объема 78, 3%, или 1, 331 млн. тонн, составили нефть и нефтепродукты, 16, 6%, или 0, 282 млн. тонн, - строительные материалы.
В январе грузооборот по данному виду транспорта составил 579 млн. тонно-километров. Непосредственно отгружено АГЖД в январе было 1, 148 млн. тонн грузов (что превышает прогноз на 5, 8%), в том числе нефти и нефтепродуктов - 0, 898 млн. тонн (+9, 3% от прогноза). В целом за весь 2004 год железнодорожным транспортом было перевезено 20, 7 млн. тонн различных грузов, включая транзитные, что превышает прогнозы на 7, 2%. За данный период АГЖД было непосредственно отгружено 14 млн. тонн различных грузов, что больше прогноза на 4, 1%.
Учитывая, что в первой половине прошлого года на долю нефти и нефтепродуктов приходилось в среднем 57% от общего объема, в декабре этот показатель достигал 75%, а в январе 2005 года превысил 78%, приходится констатировать и в этом сегменте рост зависимости перевозчика от нефтесектора.
Непосредственно же трубопроводами в январе текущего года было транспортировано 1, 2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов (+35% от показателя января 2004 года) и 0, 707 млн. кубометров газа (что на 15, 2% ниже данных за январь прошлого года). В сравнении с данными за весь прошлый год, когда на долю перевалок трубопроводами приходилось 15, 4%, в текущем году наблюдается прирост объемов этого вида транспорта (до 17, 7%). Учитывая перспективы нефтедобычи в Азербайджане, можно быть уверенными в том, что объемы движения грузов по трубопроводам будут расти и в дальнейшем.
В заключение отметим, что в январе 2005 года объем транспортировок грузов посредством автомобильного транспорта составил 5, 2 млн. тонн. Эти данные на 6, 4%, или 0, 3 млн. тонн, превышают январские показатели прошлого года. Такой прирост, особенно заметный в абсолютном выражении, вполне обоснован коммерциализацией этого сегмента транспортной сферы. Однако следует учесть, что значительная часть грузоперевозчиков-автовладельцев с целью сокращения налогооблагаемой базы не регистрирует часть своих сделок. Как следствие, приведенные данные следует считать сильно заниженными против реальности. Нет оснований сомневаться в том, что при прозрачности автотранспортной отрасли прирост ее показателей был бы гораздо заметнее.
В качестве справки для дальнейшего сравнительного анализа укажем, что в течение двенадцати месяцев 2004 года всеми транспортными средствами Азербайджана было перевезено 117, 6 млн. тонн различных грузов, что больше показателя 2003 года на 6, 9%. Из всего объема грузов автомобильным транспортом перевезено 55, 5% (в 2003 году данный показатель составил 53, 7%), трубопроводом - 15, 4% (15, 7%), железной дорогой - 17, 8% (18, 5%) и водным транспортом - 11, 2% (12, 1%). Если брать данные первых двух месяцев за основу, можно предположить, что без учета сезонных корректив грузоперевозки в стране за весь 2005 год могут достигнуть объема в 216 млн. тонн, в том числе автомобильным транспортом - 123, 12 млн. тонн, трубопроводами - 41, 04 млн. тонн железнодорожным транспортом - 36, 72 млн. тонн, и водным транспортом - 15, 12 млн. тонн.
СЕЙЧАС ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК ИМЕЕТ ЧЕТЫРЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ