Цитата недели
Максим БЫСТРОВ, заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России:
- Государство в принципе самый неэффективный инвестор. Деньги не свои. Системы контроля нет. Персоналии меняются. Часто все начинается сначала. Документы теряются. Всегда, когда деньги не свои, инвестируют без особой эффективности.
Из выступления на "круглом столе" в Совете Федерации
Вопросам привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру на основе государственно-частного партнерства была посвящена пресс-конференция О. Шахова, директора Департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ.
Понятие концепции государственно-частного партнерства (ГЧП) появилось в России недавно, всего лишь год назад. Хотя в международной практике оно используется достаточно часто при строительстве дорог, тоннелей, мостов, морских портов, аэропортов, школ и иных инфраструктурных объектов. В нашей стране, по словам О. Шахова, ГЧП пока развито довольно слабо.
Очевидно, что частные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства только в те отрасли, где есть реальная возможность заработать, например в морскую отрасль. В частности, Росморпорт, активно использующий этот механизм для строительства новых портовых мощностей и терминалов, продемонстрировал возможность успешного сотрудничества государственных и частных структур.
Кроме того, наиболее перспективным в этом отношении является инвестирование в строительство платных автомобильных дорог на территории России. Государственно-частное партнерство является совершенно новым для России финансовым инструментом в развитии дорожной инфраструктуры.
Первой платной дорогой в России уже через два года станет реконструированная скоростная трасса в аэропорт Домодедово с увеличенным числом полос движения до шести. По предварительным данным, проект оценивается в 2, 2 млрд руб. Реконструкцию существующей трассы планируется провести от Каширского шоссе до аэропорта Домодедово, при этом будет построена альтернативная бесплатная дорога. В настоящее время заканчивается проработка обоснования инвестиций, в ходе которой будет определена окончательная стоимость реконструкции и все остальные параметры, в том числе размер платы за проезд.
С использованием механизма ГЧП планируется строительство скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург и реконструкция так называемой бетонки, кольцевой автодороги, расположенной в 30 км от Москвы.
Говоря о перспективах, О. Шахов сообщил, что ряд европейских компаний готов выступить инвесторами строительства новых трасс.