Семь лет по чайной ложке

В духе советских традиций долгостроя власти Краснодарского края остановили строительство всесезонного глубоководного порта на Черном море, хотя стройка близка к завершению

МОРСКОЙ ПОРТ, ВОЗВОДИМЫЙ НЕДАЛЕКО ОТ СТАНИЦЫ ТАМАНЬ, НАХОДИТСЯ В ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТАДИИ СТРОИТЕЛЬСТВА. НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ИНТЕНСИВНОЙ РАБОТЫ, И ОН НАЧНЕТ ПРИНИМАТЬ СУДА, ЗАГРУЖАТЬ ИХ АММИАКОМ.

Не так давно ряд федеральных телеканалов, местных и центральных газет растиражировали слова губернатора Александра Ткачева, заявившего об остановке этой стройки, о том, что он (губернатор) не верит ни "Тольятти-азоту", ни президенту этой корпорации Махлаю.

Руководство "Тольяттиазота" обратилось в "Российскую газету", чтобы высказать собственное мнение по поводу демарша краевых властей, причин и последствий неисполнения краснодарской администрацией своих обязательств по отношению к серьезному инвестору.

Корреспондент "РГ" встретился с вице-президентом корпорации "Тольяттиазот" Александром Макаровым.

Российская газета: Александр Владимирович, как отреагировал коллектив предприятия на очередное заявление руководства Краснодарского края об остановке строительства порта?

Александр Макаров: В Тольятти, на ТоАЗе, люди возмущены -им всем отказано в доверии. В поселке Волна, где базируется наше представительство, основные строительные и монтажные подразделения, - вообще трагедия. Многие сотни людей, жители Краснодарского края, лишены возможности работать, зарабатывать деньги, содержать семьи...

РГ: Видимо, у администрации края были какие-то глобальные основания, чтобы остановить так необходимую России стройку.

Макаров: Не было таких оснований!

Это, кстати, не первая остановка стройки администрацией Краснодарского края и, в частности, губернатором Александром Ткачевым. Прошлой осенью он на вертолете облетел территорию и акваторию будущего порта, а по приземлении заявил, что останавливает стройку: много нарушений. Как грустно шутили строители, зоркий губернатор с высоты птичьего полета увидел два десятка серьезных недостатков. После столь резкого заявления Ткачева была срочно скомплектована комиссия во главе с заместителем губернатора Олегом Безродным, которая и предъявила нам 22 замечания.

РГ: Устранение этих недостатков вами было демонстративно проигнорировано...

Макаров В том-то и дело, что нет. Практически по всем 22 замечаниям есть положительные решения, о чем мы письменно проинформировали соответствующие контролирующие органы. Кто-то наши ответы принял, а кто-то прямо говорит: не обивайте наши пороги, вопрос решайте с губернатором...

РГ: А губернатор высказывает

"Тольяттиазоту" недоверие.

Макаров: Именно так. Хотя совершенно безосновательно. Это у нас есть полное основание высказать ему недоверие. Мы поверили Ткачеву, договоренностям с ним, скрепленным подписями и печатями, а получили... Вот передо мной договор "О сотрудничестве администрации Краснодарского края с ОАО "Тольяттиазот", датированный 6 сентября 2001 года. Он подписан лично господином Ткачевым. Практически все пункты, касающиеся нас, выполняются, а со стороны администрации края - все в точности до наоборот.

РГ: Серьезные обвинения. Чтобы было ясно читателям и вашим оппонентам, давайте подробно рассмотрим пункт за пунктом этого основополагающего документа. Начнем с обязательств "Тольяттиазота".

Макаров: Согласен. Нас никто не желает слушать: высказываются какие-то обвинения, а наши контраргументы не принимаются в расчет. За время работы в Краснодарском крае мы несколько раз пытались встретиться с Ткачевым, обсудить с ним возникающие проблемы. И все тщетно.

РГ: Итак, пункты договора, касающиеся вашей стороны...

Макаров: Мы обязались инвестировать в строительство объектов терминала по перевалке аммиака и сопутствующих ему объектов не менее 200 миллионов долларов США. Уже сегодня сумма капиталовложений перевалила за 300 миллионов долларов. Пункт 2.2. требует от нас согласования рабочей документации в процессе проектирования. Согласовываем! Согласно пункту 2.3. мы обязаны обеспечивать прохождение государственной экспертизы и экспертизы безопасности объектов. Все это делается постоянно. К примеру, в экологической экспертизе участвовали более 20 светил науки. Результатом стало получение положительной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов РФ. Кроме этого, постоянно ведем мониторинг воздушной среды, почвы, движения песков, миграции рыб.

Мы обязались производить поставку минеральных удобрений в Краснодарский край по договорам с сельхозпроизводителями. Поставляем. Даже несмотря на то, что сегодня долг сельхозпредприятий края за ранее реализованные удобрения перевалил за 100 миллионов рублей. И эти деньги мы никак не можем от них получить. Пункт 2.5. предполагает возмещение потерь сельхозпроизводства в связи с изъятием земель под строительство объектов комплекса. Возместили всем!

Пункт 2.6. говорит о некоторых финансовых отношениях, предполагающих дополнительные отчисления краю и Темрюкскому району. Но это - с начала работы терминала. Пункты 2.7., 2.8., 2.9. касаются финансирования исследовательских, проектных работ по берегозащите, проведению этих работ, а также созданию рекреационной территории и сооружений для отдыха и оздоровления жителей Краснодарского края и работников нашей корпорации, занятых на обслуживании объектов терминала. Вся эта работа постоянно ведется: укрепляем берега, провели большой объем земляных работ под строительство мощного, уникального по своему проекту пансионата. В его строительство уже вложено более 60 миллионов рублей.

РГ: Краевые власти высказывают вам серьезные претензии по поводу того, что вы не даете работать соседям-инвесторам, в частности компании "Таманьнефтегаз". Хотя, напоминаю, в договоре есть пункт, предписывающий вам не чинить препятствий сооружению объектов и морских терминалов, производимых другими инвесторами.

Макаров: Это ложное обвинение. Все работы как на берегу, так и в морской акватории ведем строго в отведенной нам зоне. Ни на миллиметр не уходим за границы отвода.

Что касается "Таманьнефтегаза", то тут давняя история. В конце 90-х мы совместно с этой компанией начинали работы по строительству порта. В какой-то момент они отказались от участия в сотрудничестве, о чем известили нас официальным письмом. В результате такого вот разрыва отношений мы понесли серьезные убытки, пришлось, что называется, перестраиваться на марше. Говоря о помехах, хочу заметить, что та же "Таманьнефтегаз" ведет строительство своих сооружений чуть ли не по линии границы отведенной акватории, в то время как наша эстакада - практически посредине отведенной зоны. К ним нет вопросов, а к нам - претензии. Будучи на 100 процентов уверенными в своей правоте, мы тем не менее вынуждены были пересмотреть проект и перенести часть причалов на противоположную от "Таманьнефтегаза" сторону эстакады. Чтобы наши причалы не мешали их судам. Вообще, скажу вам: мы устали слушать сказки о чуть ли не десятке инвесторов, которым создаем помехи. Просим: покажите нам этих инвесторов, с которыми мы якобы тремся плечами, дайте возможность хоть одним глазом взглянуть на соседей, жалующихся на помехи с нашей стороны. Нет их! А как можно мешать тем, кого пока еще нет? Сомневаемся, что они придут при таком к ним отношении.

РГ: А что можете сказать по другим вашим обязательствам перед краем?

Макаров: По ним тоже нет вопросов. Мы обязались привлекать на строительство объектов терминала подрядные организации Краснодарского края, использовать местные материалы, создать на весь период строительства в качестве юридического лица организации по строительству и эксплуатации (чтобы налоги шли краю), организовать не менее 1000 рабочих мест. Все эти пункты нами выполняются. Можно привести много примеров, когда жители Тамани, близлежащих станиц прошли обучение в Германии и Австрии, получили работу на суперсовременных автомобильных и портальных кранах грузоподъемностью от 100 до 400 тонн. И их сегодня лишили работы.

РГ: Если внимательно прочитать договор, то ряд пунктов ставят вас в довольно узкие рамки, лишают маневра, заставляют выбирать не наиболее оптимальные варианты, а именно те, что "работают" на Краснодарский край. Это, в частности, касается использования местных материалов, местной рабочей силы, перечислений в целевые бюджетные фонды края и Темрюкского района в размере двух долларов за отгрузку каждой тонны аммиака сверх оплаты установленных налогов в бюджет, и так далее.

Макаров: Некоторая кабальность договора, безусловно, просматривается. Но мы вынуждены были пойти и на эти условия. Тогда администрация края в первый раз остановила строительство на семь месяцев, так как мы не соглашались с дискриминационными требованиями властей. После такого давления вынуждены были пойти на столь серьезные уступки. Все во имя дела.

Ради строительства порта, ради того, чтобы было еще одно окно в мир, чтобы средства оставались в России, а не пополняли бюджет соседнего государства.

РГ: Вы говорили о недобросовестном выполнении обязательств со стороны края. Есть ли какие-то конкретные претензии к краевому руководству?

Макаров: Есть. И немало. Прежде всего, постоянно меняются вице-губернаторы, курирующие стройку. С приходом каждого нового человека выставляются новые требования, что называется, меняются правила игры. Так трудно работать. Согласно договору нам гарантировался особый правовой режим в реализации инвестиционного проекта, создание условий наибольшего благоприятствования для инвестиций, освобождение от уплаты налогов на период строительства.

О правовом режиме говорить не приходится: палки в колеса вставляют на каждом шагу, необоснованные претензии предъявляются постоянно. Льготы по уплате налогов предоставлены так и не были. Согласно пункту 3.2. нам разрешалось параллельное проектирование объектов перевалочного комплекса. Вначале этому никто не препятствовал, но потом стали требовать предоставления всего проекта. Исходя из пункта 3.5. администрация должна оказывать нам содействие в проведение экспертизы проектов, на самом же деле документация месяцами не рассматривается, не согласовывается и даже не принимается. Согласно договору с администрацией нам была отведена земля в аренду на 49 лет на все объекты перевалочного комплекса. В частности, в октябре 2001 года нам был выделен участок общей площадью 229, 6 гектара. Естественно, за годы строительства мы возвели на нем необходимые объекты, за использование земли исправно платили налоги. После того как направили на государственную регистрацию договора об аренде земли, узнали, что администрация отзывает 4 договора из 15 имеющихся. Причем в "немилость" властей попали самые крупные и важные для нас земельные участки, площадь которых составляет 175 гектаров со всеми уже возведенными объектами - подъездными железнодорожными путями, помещениями железнодорожных станций, технологической эстакадой, автомобильной дорогой... В итоге стройка оказалась отрезанной от внешнего мира. Железнодорожники, не ставя нас в известность, убрали стрелочный перевод, являющийся нашей собственностью, по Северо-Кавказской железной дороге прошла команда не принимать наши грузы в адрес строящегося порта. Заводы-изготовители конструкций затарились нашей продукцией, на станциях скопились вагоны с ранее отгруженной продукцией. Попытка переключить перевоз металлоконструкций на автомобильный транспорт была пресечена автоинспекцией. Все, полная блокада! И как насмешка звучит требование железнодорожников оплатить простой подвижного состава, возникшего по их же вине. Мало того, что в связи с отъемом уже освоенных земельных участков мы теряем несколько десятков миллионов долларов, у нас еще разрывается технологическая цепочка. Это ли не факты, иллюстрирующие отношение краевых чиновников к выполнению договорных отношений? Мы считаем, что так безответственно относиться к своим договорным обязательствам нельзя. Кто-то должен ответить за этот произвол и компенсировать понесенные нами убытки.

РГ: Александр Владимирович, постарайтесь понять губернатора: он отвечает за край, за безопасность людей. И, безусловно, ему совсем не безразлично, какие объекты строятся на подведомственной ему территории. Администрация считает, что ваш объект опасен для населения. Кроме того, вы не вычистили дно моря от взрывоопасных предметов, оставшихся со времен Великой Отечественной. Риск!

Макаров: Первое. По экологической безопасности объекта. Авторитетно заявляю: он совершенно безопасен для людей, прошел соответствующую экологическую и прочие экспертизы. На объекте используются самые современные технические решения, как раз гарантирующие экологическую безопасность от транспортировки аммиака до загрузки судна, что подтверждено не только российскими экспертами, но и специалистами по экологии и безопасности Европейского банка реконструкции и развития, комиссия которого побывала в Тамани. И потом, Тольяттинский азотный завод, где производится этот самый аммиак, находится в дачной зоне, недалеко от наших объектов люди выращивают фрукты, ягоды, овощи - отдыхают. Экологическая безопасность гарантирована! А "Куйбышевазот", также производящий аммиак, вообще расположен в черте города Тольятти, в нескольких метрах от жилых домов. К заводчанам нет претензий. А здесь, на Тамани, - обычные хранилища, которых в мире уже более 150. Причем выполнены они даже с превышением жестких норм, существующих в нашей стране. В отличие от существующих в мире одностенных хранилищ монтируемые в Тамани - двухстенные, равнопрочные. Эти емкости способны выдержать землетрясение силой свыше 9 баллов. Таких природных катаклизмов даже в страшных снах самых требовательных экологов не возникает и в мире не было. Понимаете: мы химики. Наша профессия - работать с агрессивными средами, с высоким давлением, производить химическую продукцию и транспортировать ее. Мы это делаем на протяжении 26 лет. И у нас за все это время не было каких-то серьезных происшествий, как, кстати, и на других предприятиях отрасли, тем более - катастроф. Их нет, потому что мы знаем, как нужно работать. Мы - профессионалы в своем деле.

РГ: Но ведь претензии-то есть?

Макаров: Я не люблю досужих рассуждений. Я как производственник привык говорить на языке фактов. А факты таковы. Проект строительства перегрузочного комплекса аммиака одобрен администрацией Краснодарского края (разрешение на строительство N 9 от 24.10.2003 года), межведомственной комиссией края по размещению производительных сил. Он прошел государственную экологическую экспертизу с положительным заключением Министерства природных ресурсов России (приказ N 773 от 26.08.2003 года), Главгосэкспертизу (заключение N 680-03/ГГЭ-0623/02 от 12.09.2003 года). Все эти разрешительные документы на первую очередь строительства порта - на перевалку аммиака.

Вторая очередь порта включает в себя перевалку сыпучих грузов - зерна, химической продукции. Так вот, у нас нет экологической экспертизы на вторую очередь. В апреле 2004 года мы направили в краевую администрацию нашу декларацию на расширение порта. До последнего времени наши предложения не рассматривались, решение не принималось. Не так давно до нас дошли слухи, что декларация якобы отклонена без рассмотрения. Тем самым нас искусственно хотят "выдавить" из проекта по дальнейшему расширению порта.

Мы уже вынуждены остановить работы на новых объектах, хотя логика строительства требует последовательного проведения строительных работ. Ведь имеется же разрешение на параллельное проектирование и строительство. В итоге мы невольно приостановили работу партнеров: проектантов, строителей, монтажников, изготовителей металлоконструкций и так далее. На этом несем немалые материальные потери. И не только мы, но и экономика Краснодарского края, люди, проживающие на Таманском полуострове. И далее к вопросу о претензиях. Назовите мне крупную стройку, не "заслужившую" каких-либо замечаний. Таковых по определению быть не может. И не только в нашей стране, но и в любой другой. Однако замечания, даже если их два или три десятка, еще не повод для остановки работ на всей стройке, состоящей из многих десятков объектов. Есть претензии к какому-то объекту - направь специалистов, разберись детально, найди решение, помоги. Таков государственный подход. И надо иметь в виду, что на каждое устранение недостатков требуется время. Зачем же останавливать объект! В противном случае следует говорить не о принципиальности властей, а об их явной предвзятости.

РГ: А что по поводу снарядов скажете?

Макаров: Обследование дна моря в акватории порта мы начали еще до начала строительных работ. С 2002 года специалисты с помощью современных приборов, опытные водолазы шаг за шагом, метр за метром обследовали дно моря. И вот документ: "На вышеуказанной акватории морского дна, согласно актам водолазных обследований взрывоопасных объектов и объектов, мешающих безаварийному судоходству, не обнаружено". Так что претензии о неочищенном от взрывоопасных предметах морском дне в акватории порта мы считаем надуманными. И в связи с этим возникает вопрос к руководителю края. Нас необоснованно обвиняют в безответственном отношении к людям и технике: мол, подорваться могут. Уважаемые оппоненты из администрации края, что же вы 60 лет, прошедших после войны, не обследовали это самое дно. Ведь здесь и корабли ходят, и рыбачьи лодки, люди купаются... Почему же вы раньше-то о людях не думали? К слову сказать, работу по обследованию дна моря и прилегающей к порту территории мы не намерены останавливать.

РГ: Насколько оптимистично вы смотрите на перспективу строительства порта? На ваш взгляд, когда он может быть пущен в эксплуатацию?

Макаров: Этот вопрос скорее не ко мне, а к администрации Краснодарского края, к губернатору Ткачеву. От них все зависит. Степень готовности объектов порта такова, что летом этого года он уже сможет принимать суда. Приведу характерный пример. В Китае, в стране, никогда не работавшей с аммиаком, комплекс объектов по перевалке этой химической продукции был построен менее чем за два года. Нам же, имеющим огромнейший опыт работы с аммиаком, за семь лет не дают завершить стройку. Комментарии, что называется, излишни. Для нас эта стройка - пытка, постоянное испытание на прочность.

Кстати, в связи с задержкой сдачи в эксплуатацию порта по нашим подсчетам Россия уже потеряла не менее 300 миллионов долларов. Сумма существенная для нашей ныне не очень богатой страны.

* * *

Наша справка

Тольяттинский азотный завод (ТоАЗ), ныне головное предприятие корпорации "Тольяттиазот", был построен совместно с американцами 26 лет назад. ТоАЗ располагает семью агрегатами по производству аммиака и двумя агрегатами по выпуску карбамида. С самого начала значительная часть продукции предприятия, в частности аммиак, была ориентирована на экспорт. Для этого параллельно с заводом был построен аммиакопровод "Тольятти - Одесса", а в одесском порту - специальные терминалы для перевалки химикатов. В настоящее время корпорация "Тольяттиазот" - один из крупнейших в мире производителей аммиака. Значительная часть мирового производства этого важного химического продукта приходится на ТоАЗ. С развалом Советского Союза у корпорации значительно усложнились экспортные возможности. Портовые перевалочные терминалы в Вентспилсе и Клайпеде оказались за рубежом. Главный перевалочный комплекс аммиака в Одессе и треть аммиакопровода отошли Украине. Украинские партнеры, пользуясь своим монопольным правом, вдвое, с 12 до 25 долларов за тонну, подняли транспортную пошлину. Теперь "Тольяттиазот" ежегодно на 50 миллионов долларов пополняет казну соседнего государства.

Дабы не зависеть от капризов иностранного партнера и не переплачивать за транспортировку аммиака, руководство корпорации решило построить морской порт в районе станицы Тамань. Был разработан оригинальный проект порта - не в гавани, естественной или искусственной, а на эстакаде, уходящей в море более чем на два километра. В перспективе, к 2015 году, этот порт будет переваливать до 30 миллионов тонн груза и станет третьим по мощности портом России.

Постановлением правительства РФ от 8 августа 2001 года "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России" строительство порта было внесено в перечень приоритетных объектов развития экономики России.

Первый договор с администрацией Краснодарского края и Темрюкского района, на территории которого было намечено строительство порта, был заключен еще в 1997 году. Годом позже, при получении необходимых разрешительных документов, началась стройка. Прошло семь лет - порт все еще не построен.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости