Домодедово прирастило 2, 5 тыс. га земли
Как стало известно "Бизнесу", структуры, близкие к группе "Ист Л айн", приобрели земли сельхозпредприятий, прилегающие к территории аэропорта Домодедово. В общей сложности в собственности компании оказалось около 2, 5 тыс. га земли. "В конце 90-х годов совхоз „Ямское" попал в поле зрения компании „Ист Лайн", так как земли сельхозпредприятия примыкают к аэропорту Домодедово", - заявил "Бизнесу" Николай Дижур, председатель общественной организации "Наша земля". С тех пор, по его словам, "Ист Лайн" предприняла ряд действий, чтобы взять эти земли под свой контроль. В частности, утверждает Дижур, в 1999 году группе удалось назначить "своего" председателя совхоза "Ямское" - Александра Семенова. Но по решению арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2003 года Семенову пришлось оставить свой пост. "Именно тогда „Ист Лайн" и активизировалась, начав скупку у крестьян земельных паев", - говорит Дижур. Почти за два года, утверждает собеседник "Бизнеса", структуры "Ист Лайн" смогли взять под свой контроль практически всю землю, находившуюся в составе сельхозпредприятия "Ямское", - около 2, 5 тыс. га. Дижур затруднился подсчитать, сколько денег могла потратить группа на скупку паев: в 2003 году каждый пай, на который полагалось 2, 42 га земли, стоил 100 тыс. руб., а в 2005 году стоимость пая возросла до 1 млн руб. за штуку.
"Реальная стоимость земли сельхозназначения рядом с аэропортом сейчас оценивается в $350-600 за сотку. После ее перевода в промназначение цена за сотку увеличится до $2-2, 5 тыс.Причем в некоторых наиболее ликвидных местах она может доходить до $7 тыс. за сотку", - сообщил "Бизнесу" эксперт департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Гусев. Таким образом, земля, которая оказалась в распоряжении "Ист Лайн", сегодня стоит около $150 млн. После перевода в промышленное назначение ее стоимость возрастет до $650 млн.
"Бизнесу" не удалось выяснить, начала ли группа процесс смены статуса земель. Пресс-секретарь "Ист Лайн" Игорь Тихомиров вообще отрицает, что группа скупила земли "Ямского". "Предприятия группы „Ист Лайн" никаких операций с этими землями не осуществляли", - заявил "Бизнесу" Тихомиров.
Но сопредседатель движения "Союз арендаторов" (организация, ведущая мониторинг скупки земель в Подмосковье) Дмитрий Каменский утверждает, что "„Ист Лайн" уже пригнала строительную технику на земли бывшего совхоза, аргументируя ее появление тут стратегическими задачами компании".
"Компания „Ист Лайн" изначально пыталась приобрести сразу два колхоза - „Ямское" и „Константиновское" - при помощи скупки паев, - сообщил Алексей Гусев из Penny Lane Realty. - В итоге практически без проблем удалось приобрести „Ямское", но со вторым предприятием структуры, действующие в интересах „Ист Лайн", натолкнулись на серьезное сопротивление. Руководство „Константиновского" вместе с владельцами паев пыталось остановить скупку паев, в результате чего скандал дошел до подмосковных властей".
Ранее председатель совета директоров "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик говорил журналистам, что группа скупает земли вокруг аэропорта. В частности, по его словам, "Ист Лайн" зарезервировала вокруг Домодедово 64 тыс. га земли в разных режимах: "часть земель выкупили, где-то ограничили землепользование - зарегистрировали эту территорию как зону повышенного шумового воздействия или как территорию перспективного строительства".
"Новые земли нужны аэропорту Домодедово из-за того, что он постоянно расширяется в связи с ростом пассажиропотока. Ему требуются новые территории для терминалов и складских помещений. Под эти цели руководство аэропорта выводит зарезервированные ранее земли, - считает Гусев. - Что касается покупки двух сельхозпредприятий, то это скорее инвестиционный проект. Небольшая часть данной территории, скорее всего, пойдет под строительство складских терминалов. Что станет с остальной землей - пока неизвестно".