Здесь выкопают - там насыпят

Строители паромного терминала на Васильевском острове перешли от слов к делу: этим летом начнутся работы по углублению фарватера, а следующим - намыв территории. Первые работы будут осуществляться за счет федерального бюджета, вторые - на средства частных инвесторов, которых обещает привлечь ООО "Морской фасад Санкт-Петербург". Победителем в обоих конкурсах - и на дноуглубление, и на намыв - стал консорциум, возглавляемый Балтийской дноуглубительной компанией (БДК), основные технические работы в котором будет проводить голландская компания Vаn Oord. О том, кто будет копать, как будут копать и во сколько все это обойдется, "Городу" рассказали сами участники консорциума.

Евгений Воловик, гендиректор ЗАО "Балтийская дноуглубительная компания":

- Как возник консорциум, выигравший конкурсы?

- Простая арифметика показывает, что ни одна из существующих российских компаний не в состоянии в одиночку выполнить все работы по дноуглублению и тем более образованию новых территорий. Поэтому был образован консорциум из нескольких компаний, отобранных среди многочисленных претендентов по результатам внутреннего конкурса.

- Каковы функции БДК как лидера консорциума?

- Мы берем на себя задачу координации всех работ и решения общих вопросов. Это особенно важно в контексте того, что принято решение не прекращать судоходство по реконструируемому каналу. То есть возникают дополнительные ограничения по технологиям, а также повышаются требования к организации процесса. Кроме того, есть ряд тонких юридических моментов, связанных с пребыванием здесь иностранных судов, которые в условиях России целесообразно решать российской компании.

- Кто является учредителями БДК?

- У нас два учредителя: частное лицо, которым является ваш покорный слуга, и компания "Балтгазкомплектимпекс". Балтийская дноуглубительная компания была образована в декабре пошлого года специально для управления подрядами при реализации проекта Морского фасада

- БДК как-то связана с "Морским фасадом"?

- "Морской фасад" - наш заказчик по одному из конкурсов. У нас личные давние дружественные отношения со многими его руководителями и сотрудниками, но если говорить об уставном капитале, то никакой связи с ними нет.

- В обоих конкурсах победил один и тот же консорциум или состав компаний-победителей менялся?

- Один и тот же, и это позволит нам существенно сократить организационные издержки, а также оптимизировать управление обоими проектами, реализуемыми одновременно в условиях непрекращающегося судоходства. Внутри компании, естественно, будет специализация - одни займутся работами по дноуглублению, другие - по образованию территории.

- Как будут распределены работы между компаниями?

- Дноуглубительные работы начнутся в эту навигацию, чтобы расчистить плацдарм для намыва территории в следующем году. Сейчас углубление канала будет начато силами российских участников, прежде всего компании "Балтдрага", а в следующем к дноуглублению и намыву подключится голландская Van Oord. По требованию "Росморпорта", который организовывал конкурс по дноуглублению, не менее 30% работ должны выполнять российские компании. В зависимости от их технических возможностей по состоянию на следующий год эта доля может быть увеличена до 50%. При сопоставимых ценах, я думаю, мы будем отдавать предпочтение российским компаниям. Что касается намыва, здесь более сложная задача, поскольку требуется не просто вынуть грунт и положить его на новое место, но обеспечить возможность быстрого начала строительства на новых территориях в короткий срок - от полугода до года после намыва. Это накладывает жесткие ограничения на технологии, которые не может предложить ни одна российская компания, поэтому основную часть работы будут делать иностранные партнеры.

- То есть работа еще не распределена?

- Конкретно могу сказать только, что не менее 50% намывных работ осуществляет Van Oord, не менее 30% дноуглубительных работ - россияне. Дальнейшие подвижки зависят от технической вооруженности нашей компании и российских партнеров, но мы будем стремиться к увеличению доли российских компаний.

- Сколько будет стоить выполнение всех работ?

- Федеральное финансирование в соответствии с ТЭО проекта - порядка 140 миллионов долларов, стоимость может корректироваться в ту или иную сторону в зависимости от результатов дополнительных изысканий - я надеюсь, мы сможем ее сократить. Первая очередь намывной территории оценивается не менее 60 миллионов долларов, которые предоставят частные инвесторы. Но пока мы не имеем всего объема изысканий, необходимых для окончательной оценки.

- Федеральные деньги идут на углубление канала?

- Углубление существующего 11-го и Петровского фарватеров, строительство подходного канала от фарватера в сторону будущей акватории пассажирского порта и самой акватории. Плюс обеспечение средств навигации и перенос коммуникаций, проходящих по дну - там находятся 4 кабельные трассы.

- 600 миллионов рублей, прописанных в федеральном бюджете-2005, - это все государственное финансирование на этот год?

- Это те бюджетные средства, которые на сегодня выделены. Сюда входит перенос кабелей, экологический мониторинг и начало дноуглубительных работ. Сейчас рано говорить, все ли это деньги в нынешнем году, поскольку существует практика корректировки бюджета по итогам первого полугодия. Но необходимость выделения дополнительных средств в эту навигацию неочевидна, а вот в течение двух следующих лет мы рассчитываем на 2 - 2,5 миллиарда рублей в навигацию.

Ойген Янсен, региональный менеджер Van Oord Dredging and Marine Contractors:

- Какой опыт проведения подобных работ имеет Van Oord?

- Мы работаем по всему миру, выполняли целый ряд подобных проектов, крупнейшие из них - новый аэропорт в Гонконге, это целый искусственный остров, остров Юронг в Сингапуре и ряд других. Сейчас работаем в Дубае, реализуем проект "Пальма" - на побережье намывается огромный остров в форме пальмы, на "листьях" которого строятся дома и гостиницы, каждая из которых обращена к воде. Высота "пальмы" от берега до вершины - 5 километров. Там же мы реализуем очень интересный и дорогой проект "Земной шар" - это группа искусственных островов, повторяющих форму всех континентов. Этот проект даже больше, чем "Пальма" и включает в себя 300 миллионов кубометров песка и 30 миллионов кубометров камня, весь этот объем должна уложить компания Van Oord.

- Ваша компания прежде работала на российском рынке?

- Да, мы два года работали в Ленобласти - выполняли дноуглубительные работы в акватории и судоходном канале при строительстве порта Высоцк по заказу "Лукойла". Параллельно мы рассматривали другие проекты на рынке и в прошлом году получили первую информацию о "Морском фасаде". В январе-феврале этого года стало понятно, что проект будет развиваться, и мы встретились с его руководителями и обсудили возможность нашего участия. Был создан консорциум во главе с Балтийской дноуглубительной компанией, в который так же входит и Van Oord, и этот консорциум выиграл оба конкурса - на проведение дноуглубительных работ и на образование новой территории.

- В чем заключаются ваши конкурентные преимущества, позволившие выиграть конкурсы?

- Van Oord - одна из крупнейших дноуглубительных компаний, мы можем предложить все возможные методики проведения работ и необходимые работы. Именно в этом сильная сторона нашей компании - мы имеем возможность выбрать оптимальный вариант проведения работ, исходя из двух критериев: экономической целесообразности и безопасности для окружающей среды.

- Как будет производиться намыв территории?

- Образование территории возможно двумя вариантами. Первый - песок для намыва берется из близлежащего подводного месторождения, находящегося в пределах 5 - 10 километров. В таком случае мы можем использовать фрезерный землесос, то есть будем добывать грунт со дна и через пульпопровод доставлять его в зону намыва. Если мы не найдем хорошего месторождения поблизости, то будем добывать грунт из Финского залива с расстояния 30 - 70 километров. Это возможно с помощью трюмных землесосов - специальных судов с насосом внутри, которые будет закачивать в себя песок, а потом плыть в зону намыва и там его укладывать, опять же посредством рефулирования. Всего на образование территорий понадобится 11 миллионов кубометров грунта, а для углубления канала надо выкачать 17 миллионов кубометров.

- Какой из методов образования территории будет использован?

- Это зависит от качества песка и от того, как будут решены вопросы с местными властями. Пока окончательное решение не принято.

- А как будет проходить дноуглубление?

- С помощью фрезерных землесосов - мы установим подводный пульпопровод и по нему будем перекачивать грунт из канала в специальные места. Росморпорт указал нам два таких места - это старые котлованы, из которых раньше добывали песок. Один в южной части канала, в районе порта Санкт-Петербург, а второй - с другой стороны, в северной части. Весь грунт будет оседать там и в Невскую губу не попадет.

- Когда начнутся работы?

- Дноуглубительные - в этом году, а закончатся в 2007-м. Образование территории мы проведем за два года, потому что прежде необходимо выполнить подготовительные работы в виде установки шпунтовой стенки.

- На новых территориях можно будет строить сразу или только когда грунт устоится?

- В большинстве частей этой территории строительство может начаться сразу. Есть ряд участков, где мы должны предусмотреть некоторый срок для консолидации почв. Или это сделает природа в течение нескольких лет, или мы применим специальные технологии, ускорив процесс до 2 - 3 месяцев. Это зависит не от песка, а от слоев, которые находятся под песком. Но из той информации, которая нам предоставлена, мы думаем, что большая часть территории будет готова сразу.

- Российский проект сложнее, чем то, что вы делали в других странах?

- У каждого проекта свои характеристики, нет двух одинаковых проектов. Мы работаем по всему миру - в Западной Европе, Эмиратах, Сингапуре, странах Балтии, Южной Америке, Австралии, Корее. Один из характерных аспектов работы в России - зимой все замерзает, и мы вынуждены прекращать работу. Из-за этого сложно заниматься планированием. Кроме того, мало кто в моей компании говорит по-русски. Работая в России, мы должны сотрудничать с российскими органами власти, и коммуникативные аспекты всегда играют важную роль. Но я бы не сказал, что это труднее, чем в других странах. С другой стороны, с технической точки зрения данный проект не будет легким, потому что здесь много ледниковых отложений, и для дноуглубления требуется более мощное оборудование. Однако я уверен, что мы его выполним.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости