МОСКВА, СТРОЙСЯ!

На протяжении последних полутора десятилетий московское строительство является градообразующей отраслью. За 15 лет в городе построено около 55 миллионов квадратных метров жилья, полностью обеспеченного всей необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Благодаря этому жилищные условия улучшили около 3 миллионов человек. Если в начале девяностых прошлого века в столице было не более 50О тысяч строителей, то сегодня - около миллиона. То есть в отрасли трудится каждый пятый работающий москвич. По просьбе редакции в преддверии Дня строителя об итогах работы на вверенном ему участке и планах на будущее рассказывает первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир РЕСИН

- Владимир Иосифович, в последнее время высшим достижением у нас считается соответствие европейским стандартам. А есть у московских строителей какие-нибудь достижения, превосходящие эти самые пресловутые стандарты?

- Стройкомплексом Москвы наработаны схемы - по сути дела, ноу-хау, некоторые из которых не имеют аналогов нигде в мире. К последним относится комплексная застройка районов, в ходе которой инвестор своими силами готовит территорию, осваивает участок "с нуля", создает все необходимые коммуникации и инженерные сети. Подобная практика является уникальной для мирового строительства, поскольку традиционно инвестор приходит на подготовленные за счет бюджетов территории и возводит "коробки".

Вообще, московский стройкомплекс работает все последние годы чрезвычайно интенсивно, даже, пожалуй, интенсивнее, чем в советские времена. Вспомните, когда в СССР возводились спортивные объекты к Олимпиаде-80, то ввод нового жилья был приостановлен. А сейчас ведется жилищное строительство, причем как по индивидуальным проектам, так и индустриальное, и параллельно строятся уникальные, нетиповые объекты. Возводить уникальные объекты московскому стройкомплексу помогает то, что у нас налажено четкое и оперативное взаимодействие по всей технологической цепочке строительства, в которую включены научно-исследовательские организации, проектные организации, Москомархитектура, правительство Москвы, строительные тресты, девелоперы и инвесторы... Их слаженное взаимодействие постоянно обогащается новым опытом.

- Сейчас подводятся итоги полугодия. Что наиболее важное, заметное сделано за это время?

- Важно все. Как ни пафосно это прозвучит, в работе стройкомплекса нет второстепенных направлений. Все строительство в столице осуществляется в едином комплексе, в соответствии с Генеральным планом развития Москвы и направления развития, в соответствии с замыслами разработчиков, взаимодополняют друг друга.

Кстати, этой весной Генеральный план наконец приобрел статус городского закона, то есть, если можно так выразиться, повысил свой статус нормативного документа. Это заметное событие, мимо которого нельзя пройти, можно считать одним из важных достижений прошедшего полугодия. Раньше исполнение Генерального плана обеспечивалось указами и постановлениями правительства города, нарушать которые тоже практически невозможно, но, как говорится, закон есть закон.

Главной, приоритетной задачей стройкомплекса, как и все последние годы, оставалось строительство жилья. Темпы его возведения в Москве динамично растут: если в 2003 и 2004 годах было возведено соответственно 4,7 и 4,8 млн. кв. м жилья, то итоги первого полугодия текущего года свидетельствуют - планы строителей будут перевыполнены и общие объемы нового жилья составят по факту уже около 5 млн. кв. м. Если ориентироваться на Генплан, то суммарный жилищный фонд столицы увеличится к 2020 году примерно на 70 млн. кв.м.

Новое жилье строится параллельно с объектами социальной инфраструктуры. В прошедшем полугодии строители сдали 10 образовательных и лечебных учреждений.

Ускоряются темпы расселения людей из ветхого жилищного фонда. В прошедшем полугодии был достигнут очень важный рубеж - 28 мая в Южном административном округе был снесен 4-миллионный квадратный метр ветхих пятиэтажек (из общего числа 6,7 млн. кв. м, предназначенных к сносу). Программа выходит на финишную прямую. Выполняя пожелание мэра Москвы, столичные строители намерены перевыполнить план и избавить город от пятиэтажек не к 2010 году, а на 1 или даже 2 года раньше.

Из того, что наверняка запомнится не только жителям Москвы, но и всем гражданам нашей страны (а также во всем мире), стоит отметить беспрецедентную акцию по восстановлению здания Манежа, пострадавшего в результате страшного пожара полтора года назад. Операция по восстановлению Манежа будет вспоминаться и обсуждаться еще долгие годы. С гордостью скажу: московским строителям удалось в кратчайшие сроки (за один год) сделать то, что не удавалось еще никому в мире - полностью восстановить архитектурный памятник, сохранив его историческую идентичность. Без преувеличения, реставрация Манежа вполне сравнима с реставрацией Янтарной комнаты. Все элементы, утраченные в пожаре, восстановлены и сохранили свои габариты, геометрию, местоположение. Реставрационные работы включали в себя не просто восстановление фасадов и интерьеров, но и сложнейшие мероприятия по воссозданию полностью утраченных исторических ферм Бетанкура.

В ходе восстановления Манежа строителям и проектировщикам необходимо было соблюсти баланс между задачей соблюдения исторической идентичности здания и современными технологическими требованиями по эксплуатации и безопасности сооружения. Эта задача выполнена. Расширились возможности выставочного комплекса. Восстановленный Манеж - не просто крупнейший исторический памятник, но и суперсовременный выставочный центр.

Подчеркну еще раз - нам удалась уникальная операция по восстановлению памятника, не имеющая аналогов в мире. На подобное в настоящее время способен только стройкомплекс Москвы.

- Каковы приоритеты в планах стройкомплекса? Что для вас является самым важным?

- Как я уже говорил, все приоритеты уже расставлены Генпланом развития Москвы. Приоритеты Генплана соответствуют нормальной логике развития современного мегаполиса и принимаются на основе всестороннего научного анализа. Если их вкратце озвучить, то получится следующее: на первом месте, безусловно, остается строительство нового и реконструкция (и расселение) ветхого жилья. Это главная задача на перспективу. Однако жилищное строительство невозможно без развития инфраструктуры. Значит, нам необходимо комплексное освоение территорий, что соответствует концепциям комплексной застройки и комплексной реконструкции районов города. Это означает, что сооружение объектов социального значения не будет отставать от жилищного строительства.

Далее - должен развиваться транспорт, иначе городская жизнь попросту остановится. На этот счет у Москвы большие планы: строятся и проектируются новые автомагистрали, такие как радиальный Звенигородский проспект и Четвертое транспортное кольцо. Появятся новые линии метро, в том числе более выгодного в современных условиях "легкого". С карты Москвы должны исчезнуть так называемые транспортные мешки, в которых долгие годы существуют районы Митино и Строгино.

Машины нужно хранить, значит, требуются новые гаражи и парковки. Это еще один наш приоритет.

И безусловно, в Москве будут продолжать строиться новые уникальные объекты культурного, спортивного, образовательного значения.- Что позволяет московскому стройкомплексу осуществлять одновременно несколько масштабных проектов, каждый из которых еще в недавнем прошлом лег бы на бюджет тяжким бременем?

- Не будет преувеличением сказать, что Москва -главный центр притяжения инвестиций в нашу страну. Поскольку стройкомплекс является главной движущей силой развития нашей экономики, то существенная часть инвестиционных потоков направляется именно сюда. По сравнению с недавним прошлым, с 90-ми годами, город сейчас находится в уникальной ситуации -мы можем диктовать инвесторам собственные условия. Все строительство ведется сейчас только на конкурсной основе. Можно строить то, что действительно необходимо Москве. Сейчас то время, когда городской интерес превалирует над интересами инвесторов. Инвесторы облагаются нужными городу обременениями. За счет коммерческого строительства мы имеем возможность финансировать социальные программы.

Это означает, что нам необходимо осуществить множество проектов именно сейчас, пока конъюнктура инвестиционного рынка сохраняется. Надо завершить реконструкцию центра столицы. Обновить гостиничное хозяйство, осуществить вывод промышленных предприятий из центра... И все это - не забывая о главной задаче -обеспечения москвичей современным комфортным жильем и объектами социальной инфраструктуры.

- Меняется ли ситуация с конфликтами вокруг строительства?

- Городские конфликты при строительстве в современном динамично развивающемся мегаполисе, каковым является Москва, неизбежны. Объемы жилищного строительства в Москве несравнимы с количеством возводимого жилья ни в одном другом субъекте РФ. При этом строительство всегда конфликтно само по себе. Ведь строительство любого, даже самого маленького дома кому-то мешает. А поскольку в Москве сейчас строят больше, чем раньше, то и число конфликтных ситуаций растет.

Сегодня строительство и реконструкция в Москве ведутся одновременно на нескольких тысячах площадок, там работают многие тысячи кранов, экскаваторов, бульдозеров, другая техника, без которой строители просто ничего не смогли бы сделать в городе. При этом в 95 случаях из 100 москвичи готовы терпеть временные неудобства ради того, чтобы их район стал более красивым и комфортным для жизни. Московские строители, руководство стройкомплекса благодарны москвичам за понимание, за терпение.

К сожалению, иногда разжигание конфликтов вокруг нового строительства -дело рук нечистоплотных людей и "инициативных групп", занимающихся откровенным шантажом строителей в своих корыстных интересах. Эти люди, как правило, сначала выставляют строителям конкретные материальные условия, а в случае их "несоблюдения" "профессионалами" создаются "инициативные группы" и раздуваются РR-кампании по поводу строительства. С подобным шантажом строителей необходимо бороться в судебном порядке.

Мы всегда выступаем за компромиссное, цивилизованное решение всех возникающих в ходе строительства споров. Ведь в любом конфликте участвуют как минимум две стороны, у каждой из которых своя правда. Важно добиваться этой правды без лишних эмоций. Я убежден, что в спокойном, конструктивном ключе решается все. Неразрешимых ситуаций не бывает.

Если новое строительство влечет за собой какое-либо ухудшение условий проживания, то это должно стать предметом особых договоренностей между инвесторами, строителями и жителями. Главными условиями бесконфликтной работы строителей на сегодняшний день являются жесткое соблюдение законодательной базы всеми участниками градостроительной деятельности и усовершенствование системы своевременного информирования жителей Москвы о градостроительных планах. Если граждане заранее будут знать, когда, что и на каком месте будет построено в их районе, количество конфликтных ситуаций значительно уменьшится.

- Как влияет на деятельность стройкомплекса Москвы принятый в нынешнем году пакет жилищного законодательства, прежде всего новый Жилищный кодекс?

- Жилищный кодекс - это закон, с которым нам жить и работать. Он действительно предполагает масштабные изменения в городском законодательстве, и работа в данном направлении ведется. Недавно был создан специальный координационный совет по приспособлению городских законов к новому Жилищному кодексу. Эта задача осложняется тем, что в Жилищном кодексе остались нерасшифрованными многие важные положения, среди которых самое главное - статус малоимущих граждан.

Причем нам, как и другим регионам, необходимо не только скорректировать городское законодательство, но и принять новые нормы. В Москве они будут касаться прежде всего защищенности прав жителей расселяемых ветхих домов.

Принятие нового Жилищного кодекса предоставило региональным властям возможность компенсировать гражданам стоимость сносимого жилья в финансовой форме вместо предоставления нового жилья. Возможно, для какой-то части регионов, стройкомплекс которых не слишком развит, а социальная сфера не является приоритетной в работе властей, подобная норма Жилищного кодекса является приемлемой. Однако не для нас. Мэр Москвы неоднократно подтверждал неизменность своих позиций: вместо сносимого ветхого жилья москвичам будет в обязательном порядке предоставляться новое жилье.

Москва принципиально не отказывается от своих социальных обязательств: люди должны знать - все, что обещано, будет исполнено. Это важно не только с экономической точки зрения (для поддержания уровня жизни в столице), но и попросту из соображений порядочности.

- То есть москвичам не стоит опасаться нового Жилищного кодекса?

- Не стоит. Московское строительное законодательство само по себе является развитой системой норм. Для людей с небольшим и средним достатком оно служит естественным амортизатором тех негативных последствий, которые могут быть спровоцированы принятием новых, рыночно ориентированных законов.

Вообще же Жилищный кодекс несет не только новые заботы и волнения. Хочу обратить внимание москвичей, которым предстоит переселяться из ветхого жилья, что теперь они будут получать квартиры, в которых сохраняется или увеличивается не только общая площадь, но и собственно жилая. Сокращать теперь нельзя не только количество комнат, но и их размеры за счет расширения других помещений.

- Будут ли внесены коррективы в программу расселения жителей ветхих пятиэтажек в связи с новым жилищным законодательством?

- Сроки реализации программы будут корректироваться, но только в сторону их сокращения. Это связано не с новым законодательством, а с тем, что московские строители набрали хороший темп. Ведь на самом деле мы серьезно осложнили себе работу по расселению ветхого жилищного фонда, приняв на себя социальные обязательства, не обусловленные никакими федеральными законами. Одно только положение, что все желающие получают жилье в прежнем районе (в ЦАО и Зеленограде - в округе), могло бы существенно замедлить расселение. У нас есть жители, которые перебирают по 2 - 3 десятка предлагаемых им вариантов, прежде чем соглашаются на переселение. Однако сейчас можно констатировать: программа будет завершена раньше предусмотренных сроков как минимум на год.

- Переселяемые из ветхого жилищного фонда могут быть спокойны. Но что делать тем, у кого жилья нет? Когда заработает московская социальная ипотечная программа? Сможет ли она полностью компенсировать ликвидацию института очереди на бесплатное жилье?

- Ликвидация института очереди на жилье - это, конечно, вполне рыночный шаг, давно ожидавшийся и неизбежный. Заменить его призвана ипотека.

Московская социальная ипотечная программа продвигается вперед, несмотря на объективные трудности российского финансового рынка, к которым можно отнести сокращение источников и увеличение обязательств городского бюджета, высокие процентные ставки на кредиты и пр. Свидетельство того, что социальные ипотечные схемы в Москве начинают работать, - недавнее решение о снижении размера первоначального взноса за квартиру для участников программы "Молодой семье - доступное жилье" в 3 раза.

В Москве разработано несколько социальных ипотечных схем. Во-первых, очередники (в зависимости от срока пребывания в очереди) смогут воспользоваться схемой, согласно которой предусмотрена продажа квартир, построенных по городскому заказу, непосредственно по инвестиционной стоимости строительства -без накруток. Во-вторых, очередники могут претендовать на субсидию для покупки жилья на рынке по стандартной ипотечной схеме.

Кроме того, город намерен обязывать строительные компании резервировать часть строящегося жилья, для того чтобы у москвичей было приоритетное право его приобретения по ипотеке. Тем самым мы будем некоторым образом регулировать миграционную политику.

К настоящему моменту нам удалось разработать мероприятия, которые ведут к снижению первого взноса за жилье по ипотечным схемам. Это достигается за счет того, что жилье будет приобретаться по себестоимости. Но для того чтобы социальная ипотека заработала в полную силу, необходимо изыскать возможности снижения процентов по ипотечному кредиту. На это сейчас направлены главные усилия. По мнению экспертов, процент по ипотечному кредиту должен быть не более 6. Когда нам удастся этого добиться, ипотека сразу же примет совершенно иные масштабы.

Мне кажется, ипотека начнет эффективно работать тогда, когда кредит на покупку квартиры сможет осилить любой работник бюджетной сферы. Ипотечный кредит надо давать на 25 лет и не более чем под 6 процентов годовых. Причем рассчитывать кредит нужно с учетом заработка семьи, в которой в среднем работают два человека.

- Какие препятствия на пути развития ипотечного кредитования в нашей стране являются самыми серьезными?

- Самым главным препятствием на пути развития ипотеки в нашей стране является низкая платежеспособность населения. С другой стороны, ее тормозят неразвитость банковской системы, отсутствие кредитного рынка. Для большинства граждан не по карману высокие процентные ставки по кредитам, особенно на фоне медленно снижающейся инфляции. Банки в свою очередь не располагают "длинными" деньгами. Несовпадение по срокам банковских активов и пассивов применительно к ипотечному кредитованию приводит к тому, что ипотечные кредиты остаются рисковыми для банков.

На федеральном уровне данную проблему предлагается решать путем создания рынка ипотечных ценных бумаг. Однако это дело долгое, не ближней перспективы. Московские власти предлагают собственные меры по развитию ипотечного кредитования, призванные помочь улучшить жилищные условия тем очередникам, кто не в состоянии взять кредит на предлагаемых банками условиях.

- Будут ли столь же скрупулезно, как переселение жителей из ветхого и пятиэтажного жилищного фонда, выполняться и другие московские социальные программы? Хватит ли на их реализацию средств городского бюджета?

- Да, свертывания социальных программ, таких как "Молодой семье - доступное жилье", в Москве не будет ни при каких условиях. Все программы выполняются и будут выполняться. Бюджет нашего города является социально ориентированным, это принципиальная установка.

К сожалению, действительно в рамках федеральной финансовой политики сокращается налоговая база региональных, а значит, и московского, бюджетов. Дополнительная нагрузка на бюджет столицы ложится и в результате политики монетизации льгот. Это может привести к тому, что сократится инвестиционная (но ни в коем случае не социальная) составляющая городского бюджета. Значит, будем больше и тщательнее работать с инвесторами.

- Количество площадей, которые могут быть отданы под застройку, быстро сокращается. Хватит ли в Москве места для нового строительства? Где искать резервы?

- Хотя Москва, как известно, "не резиновая", резервы есть, и очень значительные. Беспокоиться в ближайшие десятилетия не о чем. Например, в Москве промышленными территориями занято около 21 тыс. гектаров. Они должны быть оптимизированы. К 2020 году мы рассчитываем сократить количество промышленных земель почти на 6 тыс. гектаров. В настоящее время с организационной точки зрения вопрос с выводом предприятий из центра и районов массовой жилищной застройки представляется ясным и понятным. Он подкреплен законодательно. Есть целый ряд постановлений правительства Москвы, есть Закон города Москвы об использовании научно-промышленного потенциала города. Появился механизм резервирования земли под государственные нужды, разрабатываются градостроительные регламенты территорий.

Другой резерв, давно используемый во всех мегаполисах, но практически не тронутый в Москве, - освоение высотного и подземного пространства. В рамках одной только программы "Новое кольцо Москвы" планируется построить порядка 200 высотных зданий на 60 специально отведенных для этого участках. А углубление Москвы под землю предполагает появление, по сути, второго подземного города. Можно осваивать пространства от храма Христа Спасителя до Лубянки, под Тверской улицей и под Новым Арбатом. Мы также рассчитываем, что подземное строительство и вывод промышленных предприятий позволят нам преобразить знаменитый Болотный остров в центре.

Современные градостроительные технологии позволяют нам идти по пути интенсивного, а не экстенсивного развития. Рост вширь имеет естественные пределы. Москва подошла к тому рубежу, что пора двигать ввысь, вниз и заполнять неэффективно используемые "пустоты".

- Высотное строительство у некоторых вызывает сомнения. Не получится ли так, что высокие проектируемые и сооружаемые по программе "Новое кольцо Москвы" здания исказят исторически сложившийся облик московской застройки?

- На мой взгляд, как раз наоборот. В свое время из-за непродуманного строительства в центре Москвы исторический облик города оказался в значительной степени искажен, и сейчас он требует восстановления. Это огромная, масштабная работа, но она - в пользу будущих поколений. Мы ликвидировали уродливое здание "Интуриста", в связи со сносом гостиницы "Россия" будет возвращен исторический силуэт старейшему району Зарядье. Перечислять все исторические объекты и панорамы Москвы, восстановленные за последние годы, наверно, бессмысленно. Они всем известны.

Что же касается высотных зданий, которые строятся и проектируются по программе "Новое кольцо Москвы", тут ситуация принципиально иная. Новые московские высотки не будут концентрироваться на какой-либо отдельной площади, а выстроятся в соответствии с традиционной радиально-кольцевой структурой организации пространства столицы. Так было всегда. При закладке города кремлевские стены окружали дома. Над средневековым посадом высотным (по меркам того времени) кольцом располагались монастыри. Далее кольцом расположились и "сталинские" высотки. Так что мы выступаем продолжателями традиции.

Таким образом, основное отличие московских высоток от американских или японских будет в градостроительном решении. Мы сознательно отказались от принципа концентрации на обособленной площади. Благодаря этому, кстати, высотное строительство вписывается в обеспечение комплексной реконструкции районов. Вокруг высоток будут создаваться новые городские субцентры, снижающие жилищную, инфраструктурную, транспортную нагрузку с исторического центра Москвы. Высотные строения призваны стать центрами притяжения обширных и однообразных пространств московских "спальных районов". Это насущно необходимо для формирования нормальной, комфортной среды обитания в городе, для городской экологии. Безликость и однообразие должны уйти в прошлое, каждый район благодаря высоткам получит свой индивидуальный облик.

- От "небес" - к "подземелью". Каковы перспективы освоения подземного пространства Москвы?

- Должен с сожалением отметить, что здесь мы серьезно отстаем, причем по некоторым позициям лет на 50. У нас только один пример успешного освоения подземного пространства -комплекс "Охотный ряд" под Манежной площадью. Этого катастрофически мало. Посмотрите на мировую практику: в Канаде длина улиц подземных городов достигает десятки километров, а парижский Дефанс - огромнейшее сооружение, там только станций метро 6 штук. И так во всем мире. Наша задача - наверстать это отставание, и возможности для реализации таких планов у Москвы есть.

Практически ни один реконструируемый объект в центре столицы сейчас не обходится без подземных площадей. Предусмотрены подземные уровни под реконструируемыми гостиницами "Москва" и "Россия". Там разместятся автомобильные парковки. Таким образом, проблема освоения подземного пространства оказывается тесно увязанной, пожалуй, с главным городским кошмаром - автомобильными пробками и поиском мест для парковки автомобилей. За счет подземных паркингов мы в какой-то степени разгрузим улицы.

Вообще перспективы подземного строительства в Москве впечатляющие. Разрабатывается и осуществляется программа, согласно которой под Болотным островом появится его подземный дублер. Огромные площади можно использовать под Новым Арбатом, Тверской улицей.

В идеале, конечно, надо будет объединить все подземное пространство Москвы в единый комплекс. Представляете, вы спускаетесь по эскалатору где-то в районе Волхонки, а поднимаетесь на поверхность у Лубянской площади! При этом всю дорогу вы видите магазины, театры, рестораны, кафе... Приезжаете в центр - и никаких проблем с тем, где оставить машину!

- Какого типа помещения можно, на ваш взгляд, безболезненно спрятать под землю?

- Есть огромное количество помещений, которым не требуется дневной свет. Вполне комфортно будет под землей торговым галереям, культурным и развлекательным учреждениям. Прекрасно разместятся там и гаражи, и парковки, склады. Тем более что последние типы сооружений на поверхности занимают много места и выглядят далеко не привлекательно.

- Что, на ваш взгляд, еще необходимо сделать в исторической части города, для того чтобы Москва стала по-настоящему красивым, удобным и привлекательным городом?

- Прежде всего центр следует разгрузить, поскольку из-за концентрации правительственных, культурных, развлекательных и корпоративных учреждений он близок к транспортному коллапсу. Нужно строить подземные и перехватывающие парковки, многоуровневые развязки на пересечении кольцевых и радиальных магистралей. Необходимо расширение в центре пешеходных зон, особенно в районах, прилегающих к исторической застройке.

Нужно продолжать реконструкцию и восстановление исторических зданий и объектов, возвращать Москве ее историческое лицо. Сейчас сложился очень благоприятный инвестиционный фон для реализации этой задачи, так что время упускать нельзя. У нас на очереди реконструкция Зарядья, Лефортовского парка, Золотого острова, храмов и соборов столицы.

Нужно выводить из центра промышленные предприятия и реконструировать (а кое-где сносить) ветхий жилищный фонд, не представляющий исторической ценности.

Так что Москва движется в правильном направлении. Главное - не снижать темпов и наращивать качество работы.

***

От имени правительства Москвы и руководства Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города сердечно поздравляю архитекторов, строителей, работников промышленности строительных материалов, ветеранов - строителей Москвы и коллег из регионов России с Днем строителя, праздником, который в этом году отмечает свой полувековой юбилей!

Строительный комплекс был и остается "локомотивом" нашей экономики, двигающим вперед развитие всех отраслей. Без успешной работы строителей невозможна нормальная повседневная жизнь страны в целом и каждого человека в отдельности. Не будет преувеличением сказать, что именно строители задают ориентиры, темпы, масштабы и качество эффективного развития экономики.

В этот день хочу сердечно поблагодарить всех, кто проектирует, строит и реконструирует Москву и вносит свой вклад в то, чтобы столица России стала городом, по-настоящему удобным для жизни людей.

Крепкого здоровья вам и вашим близким, счастья, удачи, хорошего настроения и новых успехов в вашей непростой и очень нужной людям работе!

Владимир Ресин

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости