Бизнес за 10 минут

ВЛАСТЬ

Больше не будут

Министерство внутренних дел намерено защитить малый и средний бизнес от проверяющих структур, в том числе и от собственного произвола. Вчера с подобными заявлениями выступили высшие чины министерства. Поводом для этого заявления стало вступление вчера в силу инструкции МВД, которая определяет порядок проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. 9 мая были внесены изменения в федеральный закон "О милиции", регламентирующие проведение проверок и ревизий. Глава МВД Рашид Нургалиев подписал два приказа, касающиеся защиты малого и среднего предпринимательства. Предприниматели оптимизма чиновников не разделяют, а эксперты в свою очередь считают, что либеральные милицейские новации связаны с приближающимися президентскими выборами и грядущей реформой силовых структур.

стр.4

***

ВЛАСТЬ

БЮДЖЕТНЫЙ УЛЬТИМАТУМ

Московские власти обещают в 2006 году почти в полтора раза, до 1, 7 млрд. руб., увеличить расходы бюджета города на поддержку малого бизнеса. Правда, с одним условием. Вчера на заседании столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков поручил чиновникам "найти более эффективные формы использования" бюджетных средств малыми компаниями. До конца августа департамент поддержки и развития малого предпринимательства должен представить соответствующее обоснование по увеличению финансирования малого бизнеса. По уверению московских чиновников, "механически увеличивать финансирование малого бизнеса бессмысленно", поскольку это единственная сфера, которая "не приносит отдачу от использования бюджетных средств". Эксперты считают, что для начала власти должны создать условия для работы малых компаний и только потом требовать от малого бизнеса отдачи.

стр.5

***

ФИНАНСЫ

Канадцы ушли из "Возрождения"

Один из крупнейших розничных банков России, банк "Возрождение" после восьми лет сотрудничества окончательно расстался со своим иностранным партнером, который помогал ему технологиями и делился опытом в рамках специальной программы Всемирного Банка и ЕБРР. Вчера стало известно, что Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC) продал свою долю в 6, 27%, полученную в 2000 году за долги. Между партнерами была договоренность, что CIBC не будет продавать свой пакет в течение пяти лет. Срок истек, и канадский банк реализовал свое право. Покупателем пакета стала кипрская компания Tamarisk Trading, которая уже была акционером "Возрождения". Ее доля в капитале банка выросла с 1, 3% до 7, 57%.

стр.7

***

КОНЪЮНКТУРА

Консервы против РЖД

15 крупнейших российских производителей консервов направили председателю правительства Михаилу Фрадкову письмо с просьбой отменить приказ РАО РЖД, заставляющий их перевозить продукцию лишь в вагонах-рефрижераторах. При этом у западных производителей таких проблем не возникло, что вызвало особое недовольство российских участников рынка. Производители обвиняют РЖД в том, что госмонополия вводит двойной стандарт, делающий отечественную продукцию заведомо менее конкурентоспособной, чем импортная. По расчетам участников рынка, это постановление увеличивает их логистические расходы в 2-2, 5 раза. В результате за неполные два месяца действия новых правил производители уже потеряли $15 млн.

стр. 10

***

КОРПОРАЦИИ

"РОСНЕФТЬ" ОКУЧИВАЕТ НЕФТЯНЫЕ КУСТЫ

Принадлежащий ЮКОСу самарский "куст" нефтеперерабатывающих заводов - Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ суммарной мощностью почти 30 млн. тонн в год - решено продать в счет погашения долга головной компании единым лотом, который специалисты оценивают минимум в $350-400 млн. Это автоматически исключает из списка потенциальных покупателей все российские компании, кроме "Роснефти". Закрепить ее юридические права на предприятия будет тем проще, что компания уже перерабатывает на них нефть купленного ей на торгах "Юганскнефтегаза".

стр.7

***

СКАНДАЛ

Дело "Ила" переходит в суды

Судьба самолета Ил-96-300, поставленного на прикол распоряжением Федерального агентства по промышленности, возможно, решится уже в пятницу, когда будет обнародована официальная позиция Роспрома. Тем временем авиаперевозчики, лишившиеся "бортов", готовятся переложить свои убытки на производителей. Компания "Красноярские авиалинии", эксплуатирующая совместно с "Домодедовскими авиалиниями" пять машин этого типа, заявила о намерении подачи судебного иска против производителей самолета, Воронежского авиационно-строительного объединения (ВАСО). Свои убытки авиакомпании еще не подсчитали, зато это сделал "Аэрофлот": ущерб компании, эксплуатирующей шесть самолетов Ил-96-300, составит $25 млн. до конца года.

стр.11

***

НАЛОГИ

Атака налоговых клонов

В Подмосковье создана еще одна структура, которой наравне с областным управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) поручено осуществлять контроль за уплатой налогов. Губернатор Московской области Борис Громов подписал постановление о создании так называемого налогового штаба, которому поручено исполнять функции дополнительного, по сути, дублирующего фискального органа. Эксперты "Бизнеса" уверены в том, что, кроме вреда, новая структура подмосковным бизнесменам ничего не принесет: все говорит о том, что организация создается с одной-единственной целью - увеличить сбор налогов любой ценой. Кроме того, по их мнению, такой орган просто не может нормально работать. Дело в том, что УФНС, чью работу должен координировать налоговый штаб, подчиняется непосредственно ФНС и Минфину. Поэтому никто не имеет права вмешиваться в работу налоговиков.стр.4

***

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Потерянная переписка

Компания "Альфа-телеком" решила отстоять свои права миноритарного акционера в украинском сотовом операторе "Киевстар". Она намерена доказать в украинских судах, что владелец контрольного пакета оператора, норвежский Telenor, не только лишает российских акционеров возможности поучаствовать в управлении компанией, но и слишком много тратит на зарплату своим менеджерам в "Киевстаре". Конфликтующие акционеры, отмечают эксперты, "пробуют друг друга на прочность" в ожидании 14 сентября. В этот день собрание акционеров "Вымпелкома" будет решать вопрос о покупке "Украинских радиосистем" (УРС), против которой категорически возражают норвежцы.

стр.6

***

СТРОИТЕЛЬСТВО

ВЫНУЖДЕННЫЙ БИЗНЕС

Группа компаний СУ-155 приступила к реализации масштабной программы строительства многоэтажных паркингов в Москве и Московской области. Для этого в начале текущего года была создана специальная компания ООО "Паркинг-155"- Выход СУ-155 в новый для нее сегмент рынка недвижимости был вынужденным. В компании ссылаются на инструкцию Госстроя, предписавшую застройщикам возводить паркинги для 70% квартир. В правительстве столицы готовят постановление, которое, по данным "Бизнеса", обяжет строительные компании строить парковочное место уже для 100% квартир.

стр.9

***

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Российское мороженое не прижилось в Польше

Вчера крупный российский производитель мороженого "Альтервест" объявил о продаже купленной в прошлом году доли в 34% в фабрике Augusto в Польше основным владельцам - польской Kilagro. Президент компании Виктор Лутовинов объясняет свое решение "разницей в менталитете". По данным участников рынка, "Альтервест" просто не смог договориться с польскими партнерами. Изначально была одна фабрика - Kilagro, которой двое польских предпринимателей владели в равной пропорции. Для приобретения Augusto им нужен был третий партнер, и они позвали "Альтервест". Но уже через пару месяцев стало ясно, что они просто не смогут нормально управлять двумя фабриками с разной структурой собственности, рассказывает один из участников рынка. По его словам, партнеры не могли, в частности, договориться о том, какой ассортимент производить на польских мощностях, а какой - на российских.

стр.11

***

ТРАНСПОРТ

"Северсталь" переоценила Rexton

"Северсталь-Авто" объявила о начале продаж автомобилей SsangYong на российском рынке. Основной упор будет делаться на внедорожник Rexton, сборка которого в конце нынешнего года начнется на мощностях принадлежащего компании завода микролитражных автомобилей в Набережных Челнах. Участники рынка и эксперты полагают, что при цене от $33 тыс. заявленные "Северсталь-Авто" ранее цели достичь будет сложно. В нынешнем году планируется продать 400-500 машин, а в следующем - "сопоставимое с конкурентами число".

стр.11

***

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Электричество по дну

Российские электроэнергетики ищут новые и неожиданные пути экспорта электричества в Финляндию. Вчера в Минпромэнерго обсуждали возможность прокладки высоковольтного кабеля по дну Финского залива для транспортировки до 8, 7 млрд. кВт/ч ежегодно из района деревни Керново (Ленобласть) в район полуострова Муссало. Электричество в Финляндию будет идти с Ленинградской АЭС, кроме того, по проекту должны быть построены две конверторные станции. Этот проект, стоимость которого оценивается в 300 млн. евро, может окупиться в зависимости от сценарных условий, за шесть или девять лет.

стр.6

***

ТРАНСПОРТ

КамАЗ грозит уйти на экспорт

КамАЗ планирует за пять лет удвоить свои доходы (с $1, 5 млрд.до $3 млрд) и избавиться от долгов за счет программы стратегического развития, принятой вчера. Кроме того, предполагается довести рентабельность продаж по чистой прибыли до 7%. По итогам 2005 года группа компаний намерена получить чистую прибыль в размере 306 млн. руб. При этом руководство компании не скрывает, что рассчитывает на помощь государства, и просит повременить с продажей госпакета акций КамАЗа. По мнению экспертов, КамАЗ сможет добиться заявленных показателей, только если рост спроса ускорится, а если нет, у предприятия два пути - сокращать производство или продавать продукцию на экспорт.

стр. 6

***

МОЕ ДЕЛО

ИГРЫ ГУЛЛИВЕРОВ

Когда-то в МИСИ она училась строить многоэтажки из бетона, металла и кирпича. Сегодня компания Аллы Никишовой "Первый московский макетный цех" строит не только дома, но еще и электростанции, аэропорты, буровые установки, станции метро, мотоциклы и даже подводные лодки. "Мотивы Царского Села" делали несколько месяцев, практически "всем миром". За основу взяты реальные фасады и интерьеры одного из дворцов в Царском Селе в Питере. Стул высотой чуть больше сантиметра, трельяж на сантиметр выше, но зато с настоящими полочками и выдвижными ящичками. Стены дома обиты "батиком", пол покрыт паркетом ручной работы, а потолок расписан фресками. Чувствуешь себя Гулливером: высота этого макета - около 70 см, ширина - 130 см, а между тем это настоящий дом с несколькими комнатами. В углу мастерской макет дон-строевского монстра, самого высокого жилого здания столицы - комплекса "Триумф-палас". Несмотря на масштаб 1: 500, в нем ровно столько же окон и балконов, как и в оригинале. У подъездов растут аккуратные крошечные деревья, цветут клумбы, в ряд припаркованы автомобили и даже куда-то направляются редкие пешеходы. Делается такой макет недели три, если работают три-четыре мастера. На средний домик высотой 40 см, в котором проведено "освещение", уходит 50 листов бумаги и самоклеющейся пленки, 30 тюбиков клея (шесть сортов), 10 листов наждачной бумаги, 10 метров проводов, трансформатор и переключатель. В макетчики Алла Никишова попала случайно. Отучившись в строительном институте и поработав конструктором в проектной организации, в конце 1990-x попала в один из ведущих столичных строительных холдингов. Тот самый, чьи высотки на северо-западе Москвы видны решительно отовсюду. В компании занималась рекламой. Трехмерная графика, дизайн, полиграфия и все такое. Работала рядовым сотрудником и не задумывалась о карьерном росте. Но в какой-то момент ее вызвал руководитель компании и сказал: мы тут подумали и решили - быть тебе директором рекламного отдела. Она тогда была на шестом месяце и готовилась уходить в декрет. Уже после декрета, будучи руководителем рекламной группы, постоянно слышала стоны своих коллег о том, как замучили их макетчики. Подводят, сроки не держат, как с такими работать... Предложила руководству: почему бы не сделать собственное макетное производство? В результате у Никишовой на одну головную боль стало больше. А у компании появилась собственная бригада макетчиков. В 2001 году впервые задумалась о создании своего бизнеса. Серьезной конкуренции не было. Платежеспособный спрос был. У нее в руках к тому же макетные технологии, управленческий опыт, оставалось только решиться и открыть студию. Началось все со стартовых $10 тыс., взятых частью из кубышки на черный день, частью у мужа. Этой суммы хватило, чтобы арендовать подходящее помещение в авиационном институте и закупить необходимое оборудование: пару компьютеров, инструменты, несколько станков, специальный резак для пленки и запас расходных материалов. На сегодняшний день, как говорит Алла, компания выполнила уже более 170 проектов. Макеты из бумаги с деталями, то есть с изображением окон, дверей, балконов и всех иных архитектурных элементов, стоят около $3-5 тыс. Самые дорогие - из пластика и оргстекла. Они не боятся холодов и транспортировки. Такие могут стоить $10-15 тыс. и более. Цена может вырасти, если заказчик захочет, чтобы в окнах "горел свет". Самый дорогой проект обошелся заказчику в $120 тыс. Над ним работала вся студия в течение нескольких месяцев.

стр.13

***

"Все до последнего шага буду контролировать сама. Тогда будет качество. И имя"

***

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ [транспорт]

Год великого перелома

Прошедшие восемь месяцев стали ключевыми для всех трех крупных аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) - Внукова, Домодедова и Шереметьева. Домодедово, последние годы неумолимо догонявшее Шереметьево по количеству обслуженных пассажиров, в этом году наконец стало лидером аэропортового бизнеса в стране. Но успех группы "Ист Лайн", управляющей аэропортом, был омрачен судебными разбирательствами с Росимуществом. Шереметьево же в своем развитии пока делает ставку на повышение качества предоставляемых услуг и рассчитывает осуществить количественный рывок после строительства третьего терминала, судьба которого окончательно определилась только в этом году. А Внуково за последние месяцы опередило всех по темпу прироста пассажиропотока и открыло железнодорожное сообщение с Москвой. На три аэропорта Московского авиаузла приходится две трети российского пассажиропотока. В прошлом году услугами Внукова, Домодедова и Шереметьева воспользовались около 28 млн. человек. С осени аэропорты начинают большую стройку, по окончании которой их суммарная пропускная способность более чем вдвое превысит нынешний общероссийский пассажиропоток и приблизится к 80 млн. человек. Но чтобы окупить многомиллиардные инвестиции в строительство и реконструкцию, аэропортам нужно наращивать прибыль от неавиационного бизнеса до международного уровня: 40-60% с нынешних 10-15%. В авиационных кругах время от времени обсуждается идея создания единой для всего МАУ управляющей компании, которая могла бы распоряжаться всем имуществом и землей аэропортов, проводить единую коммерческую политику. Но, похоже, пока МАУ не готов к тому, чтобы стать единым хабом, а о создании единой управляющей компании для аэропортов Москвы авиационные власти пока не думают. Поэтому в концепции развития сети российских аэропортов и Внукову, и Домодедову, и Шереметьеву отводится роль хабов. То есть в обозримом будущем аэропорты МАУ продолжат соревнование за пассажиров и авиакомпании.

стр.14

Узлы и спицы

Российские авиационные власти выбрали путь развития сети отечественных аэропортов. Зачатки существующей сегодня в России схемы point-to-point будут преобразованы в принятую в большинстве европейских стран звездообразную систему huband-spoke. Таким образом, все передовые технологии и инвестиции будут сконцентрированы на десятке ведущих аэропортов страны, из которых будут выполняться и международные рейсы. Система point-to-point, которую можно увидеть на примере США, предполагает выполнение прямых перелетов между пунктом вылета и пунктом назначения. Европейским странам ближе схема hub-and-spoke (дословно - "узел и спица"), которая заключается в том, что пассажир летит в пункт назначения не напрямую, а с пересадкой в узловом аэропорту. При этом расписание должно быть составлено так, чтобы пассажир мог как можно быстрее пересесть на состыкованный рейс. То есть аэропорты-хабы собирают пассажиропотоки из большого числа городов и перераспределяют их на состыкованные рейсы. В аэропорту-хабе также должна быть отработана специальная технология обслуживания пассажиров и обработки багажа, обеспечивающая как можно более высокий уровень обслуживания пассажиров. По словам директора департамента структурного реформирования по проблемным вопросам управления федеральным имуществом аэродромов Александра Тихонова, до 2010 года будет построена национальная аэропортовая сеть, включающая в себя аэропортовые сети трех уровней: базовую (опорную), региональную и местного значения. По словам и. о. главы Росавиации Александра Юрчика, содержание небольших международных аэропортов весьма затратно и интересует в большей степени региональных чиновников (подробнее об этом в интервью Юрчика "Бизнесу"). И хотя авиационные власти говорят, что силового лишения международного статуса не будет, министр транспорта Игорь Левитин четко дал понять, что 70 международных аэропортов для России - слишком много. Будущим хабам государством обещаны деньги на развитие. Эксперты считают, что если у назначенных аэропортов не появится мощный перевозчик, то настоящей системы hub-and-spoke в России не получится.

стр.15

"Во всем мире операторы аэропортов

40-60% прибыли получают от неавиационной деятельности"

О ключевых проблемах аэропортового бизнеса в России и о планах авиационных властей по развитию аэропортов обозревателю "Бизнеса" Ирине Мокроусовой рассказал Александр Юрчик, исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации): "Аэропортовый бизнес и бизнес авиакомпаний - это совершенно разные виды деятельности. Мы решили пойти по пути передачи федерального имущества, не подлежащего приватизации, в управление бизнесу. В этом нам поможет принятый закон „О концессиях". Механизмы, которые там определены, дают очень большие возможности по использованию федерального имущества и в интересах бизнеса, и в интересах государства. Концессионеры - операторы аэропортов - будут собирать деньги с авиакомпаний за взлет-посадку и возьмут на себя обязательства по поддержанию и развитию того имущества, которое они берут для использования в бизнесе. Во всем мире операторы аэропортов 40-60% своей прибыли получают от неавиационной деятельности. У нас же эта составляющая - 10%, а в наиболее продвинутых аэропортах - 15-20%. Поэтому нам необходимо дать возможность операторам аэропортов зарабатывать деньги на их развитие не только на авиакомпаниях, но и на оказании неавиационных услуг пассажирам в аэропортах".

стр.15

***

Бизнес фокус

Фирма за контрагента не в ответе

Если налогоплательщик представил все предусмотренные законом документы для возмещения НДС, то налоговики не вправе отказывать ему в вычете даже тогда, когда есть сомнения в том, что партнер налогоплательщика не заплатил этот налог. Такое решение вынес Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, которое было обнародовано на днях. По мнению налоговых инспекторов, предприниматель не имел права на возврат из бюджета требуемой суммы НДС, поскольку не была подтверждена уплата налога в казну поставщиком третьего звена - неким ООО. Более того, по результатам проведения камеральной проверки выяснилось, что компания не сдает бухгалтерскую отчетность и не проводит операции по счетам. Такие компании фискалы традиционно именуют "фирмами-однодневками", а потому было решено отказать партнерам этой организации в возмещении налога. Проиграв в городском суде, налоговики обратились в ВАС, где, впрочем, снова проиграли. Тот факт, что один из поставщиков товаров, который является самостоятельным налогоплательщиком, не перечислил НДС в бюджет или не представляет отчетность, не является основанием для отказа в возмещении налога другим компаниям. Действующее законодательство не устанавливает обязанность налогоплательщика представлять доказательства уплаты налога его контрагентами.

стр.4

Фондовый тотализатор

Болельщики профессиональной японской бейсбольной команды Hanshin Tigers вскоре смогут не только выразить на словах, но и доказать на деле свою веру в успех любимого клуба. У них появится возможность вкладывать средства в покупку нового финансового инструмента, доходность которого будет напрямую зависеть от достижений команды. Японское подразделение одного из ведущих банков Goldman Sachs объявило в пятницу о планах создания нового инвестиционного продукта. Речь идет о варрантах (ценная бумага, дающая ее владельцу право на покупку акций на определенную будущую дату по определенной цене), которые позволят инвесторам открывать короткие или длинные позиции по специально составленному фондовому индексу. Он будет включать девять японских компаний, акции которых, как было замечено, зависят от результатов выступлений Hanshin Tigers. Так, в 2003 году, когда команда шаг за шагом приближалась к победе в чемпионате центральной лиги, эти компании опережали рынок и показывали лучшую динамику, чем Nikkei 225 в целом. Наибольший весовой коэффициент в составе индекса получила железнодорожная компания Hanshin Electric Railway, которая владеет бейсбольной командой. Успех бейсболистов напрямую влияет на динамику акций Hanshin Electric Railway. Кроме того, если Hanshin Tigers выигрывает, то все больше болельщиков посещают матчи с ее участием, а следовательно, увеличивается пассажиропоток и выручка транспортной компании. Универмаг Hanshin Department Store в Кансаи тоже получает дополнительные доходы, когда местная команда побеждает: горожане, обрадованные успехом бейсболистов, тратят больше денег на покупки. Срабатывает фактор хорошего настроения.

стр. 6

Peugeot приготовила ответ Logan

В будущем году на российском автомобильном рынке могут появиться два новых автомобиля, которым прочат статус бестселлеров. Hyundai планирует вывести на рынок машину класса A Atos, a Peugeot привезет седан Peugeot 206 иранской сборки, который может стать локомотивом продаж марки. До сих пор компания выпускала только хэтчбеки (с тремя и пятью дверями), универсал и купе-кабриолет этой модели. Эксперты считают этот проект ответом на Renault Logan, для конкуренции с которым нужна недорогая машина с низкой себестоимостью. Что касается Atos, то пример Matiz с ежегодными продажами около 20 тыс. штук доказал:

спрос на машины в сегменте А в России есть. Если узбекский Matiz сейчас продается по средней цене около $8 тыс., то Atos при средней цене в $10 тыс. может занять сильные позиции в этом сегменте рынка, уверены эксперты.

стр.10

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости