Нефть. Жаркая холодная зима

Цены на нефть поднялись до самого высокого уровня с кануна иракской войны и не хотят опускаться обратно

В середине января цены на сырую нефть на нью-йоркской товарной бирже NYMEX превысили 35 $/баррель, что в последний раз наблюдалось в марте 2003-го, накануне иракской войны, когда многих участников мирового рынка энергоносителей просто захлестывала волна плохих предчувствий. Большинство тогдашних опасений, как известно, не оправдались, никакого кризиса с поставками нефти в последние месяцы нет и близко, однако цены снова вернулись на прежнюю высоту. По мнению экспертов, нынешний подъем в значительной степени искусственный, что подтверждается подчеркнутым спокойствием экспортеров, отказывающихся совершать какие-либо действия, которые могут способствовать снижению раздутых цен. Подорожание, как считают те же эксперты, - это надолго. Факторы, подталкивающие сегодня цены вверх, как правило, не имеют отношения к спросу и предложению на мировом рынке нефти. Однако это не значит, что данные факторы в скором будущем перестанут действовать.

Среднегодовая цена сырой нефти в Нью-Йорке в 2003 году составила немногим менее 31 $/баррель, установив таким образом абсолютный рекорд последней четверти века. Безусловно, в последние годы цены на нефть неоднократно поднимались и выше этого уровня, но уже очень давно цены не были столь стабильно высокими, большую часть года превышая 28 $/баррель и ни разу не спускаясь ниже 25 $/баррель. И это, между тем, в то время, когда нефти на мировом рынке хватало и никто сознательно не нарушал стабильности поставок.

В течение большей части прошлого года аналитики, отмечая изрядное завышение цен по сравнению с тем, что можно было бы ожидать при сегодняшнем равновесном балансе спроса и предложения, предсказывали достаточно быстрое возвращение рынка к более "естественному" существованию. Очень многие специалисты даже ожидали значительного спада цен весной 2004 года, когда на полную мощность заработает восстановленная иракская нефтяная отрасль, а потребление нефти в странах Северного полушария снизится в силу естественных сезонных явлений. Сейчас аналитики признают, что ошибались, и предрекают рынку сохранение стабильно высоких цен и на ближайшие месяцы. Прогнозы ведущих специалистов ряда инвестиционных банков, исследовательских и консалтинговых компаний исходят из среднегодовых цен на 2004 год на уровне 27-29,5 $/баррель.

Впрочем, с точки зрения январских цен и 29,5 $/баррель в Нью-Йорке будут казаться для потребителей благом. С начала месяца цены постепенно росли, превысив в конце концов 35 $/баррель, что уже вызывает немалое беспокойство у покупателей. С учетом того, что в США очень высоки цены на природный газ (в январе они находились в интервале 230-260 $/1000 куб. м), подорожание энергоносителей становится серьезной проблемой как для промышленности, так и для жителей, проживающих в северных штатах.

Естественно, подъем цен не ограничивается американским рынком. В Лондоне цены на нефть "брент" "укрепились" на отметке выше 30 $/баррель, этого же уровня достиг и ОПЕКовский индекс, рассчитываемый по стоимости семи сортов нефти. Седьмого января цены на ОПЕКовскую нефть в 20-й биржевой день подряд оказались за пределами ценового коридора 22-28 $/баррель, после чего, согласно введенному еще в 2000 году порядку, должно было последовать автоматическое увеличение объемов добычи на 500 тыс. баррелей в день.

Должно было, но не последовало. Члены картеля отказались вводить в действие разработанный ими же механизм, официально отказавшись от какого-либо пересмотра квот до ближайшей встречи в верхах, которая состоится в Алжире 10 февраля. Как заявил президент ОПЕК индонезиец Пурномо Юсгианторо, "в соответствии с правилами о поддержания ценового коридора нам следовало бы расширить объем выпуска, но нам необходимо принять во внимание и некоторые факторы нефундаментального характера [которые также оказывают влияние на рост цен]". А министр нефтяной промышленности Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттийя (именно его в начале этого года сменил Юсгианторо на посту президента ОПЕК) и вовсе сообщил открытым текстом: "Мы создавали механизм коррекции цен для нормальных рыночных условий и должны проводить четкое разграничение между нормальными и ненормальными факторами, действующими на цены".

К числу последних эксперты ОПЕК относят прежде всего заниженный курс доллара, активность биржевых спекулянтов и нежелание американских нефтеперерабатывающих заводов создавать существенные запасы сырой нефти (тем самым понижается стабильность рынка). Наконец, цены гонит вверх волна холода, обрушившаяся в январе на северо-восточные районы Соединенных Штатов. Лишние пять градусов мороза в Нью-Йорке или Пенсильвании - это всегда лишний доллар на биржевых торгах, независимо оттого, сколько нефти есть в наличии на самом деле.

Позиция экспортеров нефти, не желающих принимать какие-либо меры для снижения действительно завышенных цен, вполне понятна. По их глубокому убеждению, в последние недели цена на нефть на мировых биржах определяется факторами, которые не имеют никакого отношения к объемам предложения нефти на рынке, а значит, пытаться сбивать цены с помощью дополнительного производства бесполезно и даже вредно. Правда, на это можно возразить, что рост объемов добычи нефти на 500 тыс. баррелей в день будет играть в первую очередь символическую роль и благодаря этому должен оказать сдерживающее воздействие на рынок. Тем не менее страны ОПЕК ни на какие изменения не пошли, перенеся все решения на свою февральскую встречу. Уговаривать их, как это бывало при Клинтоне, никто не собирался. Министр энергетики США Спенсер Абрахам выразил дежурное сожаление о том, что завышенные цены на нефть могут привести к замедлению темпов роста мировой экономики, и этим все ограничилось.

Между тем заявления членов ОПЕК о том, что нефти на рынке хватает и никакого дефицита нет и в ближайшем будущем не предвидится, на самом деле далеко не так однозначны. Спрос на нефть зимой 2003-2004 годов в действительности пошел на подъем, причем не только в силу сезонных причин. Американская экономика, подстегнутая минимальными процентными ставками и тем самым "слабым" долларом, в третьем-четвертом кварталах 2003 года продемонстрировала самые высокие темпы роста за последние двадцать лет. Понемногу начинают выходить из кризиса западноевропейские страны. По-прежнему на подъеме китайская экономика, полностью преодолевшая негативные последствия эпидемии атипичной пневмонии в начале 2003 года. Увеличение закупок импортных товаров американскими потребителями способствует оживлению экономики Японии, Тайваня, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Все эти факторы приводят к росту потребления нефти в мире. Даже сами ОПЕКовцы признают, что ранее не в полной мере принимали их в расчет в своих прогнозах.

Что касается предложения, здесь ситуация менее определенная. Иракская тема в последние недели отошла глубоко на второй план в материалах западных аналитиков, посвященных мировому рынку нефти. Здесь уже сказано, пожалуй, все, что можно было сказать, а никаких новых событий не происходит. Уже никто не верит, что Ирак в этом году выйдет на заявленный после войны уровень добычи в 3,5 млн. баррелей в день. Даже возвращение к довоенным объемам экспорта в размере 2,2 млн. баррелей в день выглядит весьма проблематичным. Никакого прогресса с наведением порядка в стране не наблюдается, поставки нефти по северному маршруту все никак не могут возобновиться из-за опасности новых взрывов на нефтепроводе, ведущем в Турцию, контракты на восстановительные работы были, наконец, распределены в январе, но пройдет не один месяц, пока что-то реально начнется.

Да и многомиллиардные инвестиции в нефтедобывающую отрасль Ирака, которые, как ожидалось, уже в ближайшее время должны были нарастить объем добычи в несколько раз, уходят во все более туманное будущее. Руководители нефтяной отрасли Ирака и их американские советники все чаще высказываются в пользу создания в "новом" Ираке государственного монополиста, который взял бы под свой контроль все вопросы, связанные с добычей и экспортом нефти. Такая модель принята в большинстве стран Персидского залива и доказала свою достаточно высокую эффективность с точки зрения управления отраслью и контроля уровней производства и поставок.

Как заявляют американские и иракские представители, подобная государственная компания сможет привлечь широкомасштабные инвестиции в отрасль, однако их оптимизм выглядит не совсем оправданным. Комментарии большинства специалистов сводятся к тому, что нет никаких оснований полагать, что Ирак после ухода американских войск (это предположительно состоится уже в июле этого года) будет вести какую-либо иную политику, нежели его соседи. Ни Саудовская Аравия, ни Кувейт, ни другие страны, где нефтяная отрасль находится под полным контролем государства, не допускают к себе иностранцев (однако дают им возможность реализовывать проекты, обещающие отдачу).

Нельзя сказать, что доводы в защиту точки зрения о реальной нехватке нефти на мировом рынке вообще не принимаются во внимание странами ОПЕК. Так, например, если в декабре высокопоставленные представители организации утверждали, что наиболее вероятным исходом февральской встречи будет новое сокращение квот с целью предотвращения переполнения рынка во втором квартале и падения цен, то ближе к концу января появилось больше высказываний о необходимости сохранить квоты на прежнем уровне или же снизить выпуск, но не раньше апреля. Кроме того, руководство ОПЕК в открытую признает, что члены картеля нарушают договоренности и превышают выделенные им квоты. По информации президента организации Пурномо Юсгианторо, избыток нефти составлял в январе 1-1,5 млн. баррелей в день. Иными словами, страны ОПЕК дают понять, что делают все возможное, чтобы сбить цены, а повышение происходит помимо их усилий.

График: Цены на сырую нефть на международных биржах, февральский контракт, $/баррель

Согласно утверждениям специалистов, основное влияние на американский рынок (на который приходится равняться и остальным) оказывают два фактора: резервы нефти в стране и курс доллара. Оба они и в самом деле мощно подталкивают цены вверх.

Традиционно рыночные аналитики уделяли большое внимание данным о резервах нефти и нефтепродуктов в США. Утверждалось, что чем больше эти показатели, тем выше устойчивость крупнейшего экспортного рынка мира против внезапных перебоев в снабжении. В связи с этим сокращение в начале января резервов сырой нефти до менее 270 млн. баррелей - самого низкого уровня с тех пор, как в США в 1982 году начали публиковать эти данные в еженедельном режиме (а по некоторым сведениям и с 1975 года) - не могло не вызвать серьезного беспокойства у многих участников рынка.

Конечно, многие специалисты при этом заверяют, что пристальное внимание, которое уделяется запасам нефти, - анахронизм. По словам Кайла Купера, аналитика Citigroup, за последние годы в отрасли произошла консолидация, благодаря чему производители нефтепродуктов могут лучше маневрировать резервами, кроме того, внедрение новых технологий управления логистикой делает ненужным создание значительных запасов, так как нефть доставляется на заводы в нужное время и в нужном количестве. Наконец, вложение в резервы значительных средств невыгодно и самим компаниям. Во-первых, это приводит к росту налогооблагаемой базы, а во-вторых, сейчас на бирже цены на нефть тем выше, чем ближе срок завершения контракта. Вот покупателям и не хочется запасаться сейчас дорогой нефтью, вместо этого они совершают форвардные сделки, предусматривающие поставку в апреле, а то и в мае.

Однако, несмотря на эти резонные опровержения, биржевики все равно ориентируются на низкий объем резервов. По их мнению, даже если этот показатель и не имеет такого значения, как ранее, все равно его снижение означает, что при нарушении поставок у рынка будет меньше пространства для маневра. По крайней мере большинство участников рынка в это верят, о чем свидетельствует резкая реакция на такие события как похолодание на северо-востоке США, взрыв на крупном нефтеперерабатывающем заводе в Алжире или угроза крупного трудового конфликта в Нигерии. Ни каждое из них по отдельности, ни даже все вместе они не могут вызвать существенных проблем для американских потребителей, тем не менее цены реагировали на все эти события очередными скачками.

Что говорить, если одной из причин подъема цен в США назывались закупки нефти в стратегический резерв в объеме всего 100 тыс. баррелей в день, при том что американский импорт составляет примерно 10 млн. баррелей в день. Тем не менее правительство США оказалось под огнем критики за то, что приобретения продолжаются несмотря на подорожание нефти.

И все же вопрос резервов не имеет такой важности, как падение курса доллара во второй половине 2003 года. Только за счет этого фактора нефть в пересчете на другие валюты подешевела почти на 20% по сравнению с показателями годичной давности. Как утверждают представители ОПЕК, дешевый доллар является для них одним из основных факторов, обусловливающих их пассивность в ходе текущего кризиса. В принципе, экспортеры и не скрывают, что рассматривают повышение долларовых цен как компенсацию за уменьшение стоимости американской валюты.

В последнее время в ОПЕК даже случаются дискуссии о том, что неплохо бы ввести параллельно с долларовыми контрактами (и даже вместо них) биржевые котировки нефти в евро. Информация об этом была сброшена в прессу в середине января, как раз когда доллар вышел на крайнюю точку падения по отношению к европейской валюте. По словам Рафаэля Рамиреса, министра нефтяной промышленности Венесуэлы, среди членов организации есть страны, которые выступают за отказ от монополии доллара в расчетах на мировом рынке нефти.Правда, в дальнейшем тон этих заявлений намного смягчился. Так, экс-президент ОПЕК аль-Аттийя заметил, что переход к использованию евро выглядит исключительно трудным делом, а еще через несколько дней Али аль-Наими, возглавляющий нефтяную отрасль Саудовской Аравии, сообщил, что переход на евро в ОПЕК пока не рассматривается. Однако тема, как говорится, предложена к обсуждению и игнорировать ее больше не стоит, какой бы незначительной ни казалась сегодня вероятность столь крутых перемен.

В целом серьезных перемен на мировом рынке нефти в ближайшем будущем и не предвидится. Цены, вероятно, пойдут вниз при завершении похолодания на севере США, но по-прежнему останутся высокими. Специалисты не ждут никаких судьбоносных решений и от встречи в верхах ОПЕК в феврале. По мнению большинства комментаторов, международный картель продолжит свою выжидательную политику.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости