Вчера совет директоров ОАО "РЖД" одобрил концепцию создания совместного предприятия по перевозке автомобилей. Партнером по проекту станет одна из крупнейших транспортно-логистических компаний "ТрансГрупп АС".
Как сообщил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, в собственности компании останется 51% акций СП. Свою долю в предприятие ОАО "РЖД" собирается внести в виде 4, 5 тыс, специализированных платформ и вагонов на общую сумму около 2 млрд руб. Причем компания собирается передать новому оператору 1583 специализированные закрытые платформы, рассчитанные на перевозку в среднем 10 автомобилей. Остальной вагонный парк, переданный в СП, составят открытые платформы. Потребуется их модернизация под перевозку автомобилей. Предполагается, что эти работы профинансирует "ТрансГрупп АС". Компания вложит в проект около 1, 7 млрд руб. Владимир Якунин полагает, что через 12 лет СП займет до 25% рынка железнодорожных перевозок автомобилей (сейчас ОАО "РЖД" занимает 10% этого рынка).
По словам председателя совета директоров ОАО "РЖД", вице-премьера правительства Александра Жукова, новый оператор может появиться уже в 2006 году. В следующем году его доходы могут составить 5, 6 млрд руб. Президент ОАО "РЖД" также добавил, что если за пять лет СП сможет привлечь 10, 5 млрд руб. инвестиций и увеличить свой специализированный парк, то к 2016 году его оборот составит 18 млрд руб.
Вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев сообщил, что в течение пяти лет после начала работы нового СП будут переоборудованы под автомобилевозы 1500 и приобретены 3000 платформ-автомобилевозов. Первый терминал под погрузку автомобилей будет организован на станции Михнево павелецкого направления Московской железной дороги. Подобные терминалы будут созданы в Екатеринбурге, Новосибирске и в порту Зарубино на Дальнем Востоке.
В "ТрансГрупп АС" "Гудку" сообщили, что еще в прошлом году компания начала реализацию проекта по перевозкам автомобилей в специализированном подвижном составе. Для этого была приобретена первая тысяча вагонов. Компанией "ТрансГрупп АС" под проект была заказана разработка эксклюзивных вагонов для перевозки автомобилей. Вагон позволяет перевозить до 14-16 машин. Подобные вагоны могут быть использованы на дальних расстояниях (свыше 1000 км) при перевозке отечественных и импортных автомобилей. Для реализации проекта была разработана инвестиционная программа с участием отечественных банков.
Эксперт консалтинговой компании "Брокер-КредитСервис" Севастьян Козицын считает, что при увеличении платежеспособного спроса покупателей автомашин совместный проект имеет хороший потенциал развития. Развитие перевозок автомобилей станет продолжением разработки проектов ОАО "РЖД" и "ТрансГрупп АС" по созданию логистических сетей в местах наиболее интенсивного грузопотока по всей России. Кроме того, эксперт считает, что СП станет крупнейшим перевозчиком автомобилей. Обе компании и имеют сильные позиции на рынке и огромное количество потенциальных клиентов.
Аналитик инвестиционной компании "Центр-Инвест" Михаил Ганелин сказал "Гудку", что СП не будет зациклено на перевозках продукции отечественных предприятий, в частности АвтоВАЗа. В Россию только в прошлом году было импортировано свыше 650 тыс. новых и подержанных легковых автомобилей на сумму свыше $6 млрд. Только через выборгский погран-переход "Торфяновка" прошло автомобилей на $1, 7 млрд. И объемы этих перевозок продолжают расти. По мнению аналитика, ОАО "РЖД", оценив проект "ТрансГрупп АС", согласилось с предложением создать СП по причине строительства большого числа сборочных автомобильных заводов иностранных фирм в нашей стране. Для ОАО "РЖД" это очень солидная прибыль. Другое дело, что сегодня не настолько сильно развита сеть терминалов для погрузки машин в вагоны. Однако, по мнению Михаила Ганелина, ОАО "РЖД" и "ТрансГрупп АС", завоевав перевозочный сектор, постараются решить и эту проблему. Например, с помощью привлечения инвестиций самих автомобильных предприятий. Это впоследствии принесет еще больший доход обеим компаниям. Напомним, что в прошлом году финский транзит автомобилей в Россию составил порядка 340 тыс. единиц. Подавляющее большинство машин доставлялось на автотрейлерах. Между тем, как отметил генеральный директор "Железных дорог Финляндии" Хенри Куйтунен на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в скором времени почти половина экспортируемых через территорию Финляндии машин будет переправляться в Россию по железной дороге. В этом проекте, по словам Михаила Ганелина, новому совместному предприятию будет отведена немаловажная роль.