В пятницу вечером стало известно, что менеджмент "Трансаэро" контролирует около 90% акций перевозчика. Эту информацию RBC daily подтвердила генеральный директор авиакомпании Ольга Плешакова. Однако, как говорят в "Трансаэро", акции хоть и находятся под контролем семьи Плешаковых, но не в их непосредственной собственности. По словам г-жи Плешаковой, считавшиеся аффилированными с "ЛогоВАЗом" структуры - ЗАО "Борей-2" и ЗАО "Ратмир+", - которым ранее в сумме принадлежало 32,1% акций "Трансаэро", свои пакеты продали и уже исключены из реестра акционеров авиакомпании. По мнению участников рынка, консолидация такого крупного пакета акций поможет менеджменту провести в 2007 г. IPO.
Компания "Трансаэро" была основана в 1991 г. Занимает 6% рынка пассажирских авиаперевозок в России и входит в пятерку крупнейших авиакомпаний страны. Ее акционерами являются председатель совета директоров Александр Плешаков и члены его семьи. "Трансаэро" оперирует парком, состоящим из самолетов Boeing, в частности, эксплуатирует Boeing-747, Boeing-767-300, Boeing-767-200, Boeing-737-400 и Boeing-737-300. В 2005 г. она выполняла полеты по 80 маршрутам в 25 стран. По итогам 2005 г. пассажирооборот "Трансаэро" составил 5,25 млрд пкм, число перевезенных пассажиров - 1,57 млн человек. Выручка от продаж "Трансаэро" в 2005 г. достигла 10,4 млрд руб., чистая прибыль - более 170 млн руб. В 2008 г. планируется увеличить выручку от продаж до 25 млрд руб., а чистую прибыль - до 1,2 млрд руб.
В пятницу вечером стало известно, что менеджмент "Трансаэро" контролирует около 90% акций. Генеральный директор авиакомпании Ольга Плешакова подтвердила RBC daily эту информацию. Однако в "Трансаэро" говорят, что акции хоть и находятся под контролем менеджмента, но не в их прямой собственности. Напомним, что в октябре прошлого года председатель совета директоров перевозчика Александр Плешаков владел 32,81% акций компании, его супруга - генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова - контролировала 8,08% акций, его мать (председатель Межгосударственного авиакомитета) Татьяна Анодина владеет 3,25% акций. Кроме того, крупными акционерами являлись ЗАО "Борей-2" (19,99%), ЗАО "Ратмир+" (12,11%), ООО "ПУЭЛА" (11,05%).
Председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков неоднократно опровергал информацию о том, что часть пакета акций авиакомпании находится под контролем Бориса Березовского и аффилированных с ним структур. Тем не менее в последнее время на рынке появились слухи о том, что часть акций все же находится под контролем структур, связанных с опальным предпринимателем. В частности, высказались предположения, что пакет в 32,1% акций принадлежит структурам грузинского предпринимателя Бадри Патаркацишвили. По словам Ольги Плешаковой, считавшиеся аффилированными с "ЛогоВАЗом" структуры - ЗАО "Борей-2" и ЗАО "Ратмир+", - которым ранее в сумме принадлежало 32,1% акций "Трансаэро", свои пакеты продали и уже исключены из реестра акционеров компании. Более того, факт владения акциями "Трансаэро" структурами Бориса Березовского оказался новостью и для финансового рынка. "Представители финансового рынка уже давно считают, что структуры, близкие Борису Березовскому, вышли из состава акционеров авиакомпании", - говорит аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.
Консолидация пакета акций в одних руках может рассматриваться как переход "Трансаэро" к следующему этапу по подготовке к IPO и началу первого этапа private placement, намеченному на конец текущего - начало 2007 г. "Несмотря на то что для проведения IPO вовсе не обязательно аккумулировать средства в одних руках, для "Трансаэро" это будет значить исключение в глазах потенциальных инвесторов многих рисков", - считает аналитик ИГ "АТОН" Татьяна Капустина. Напомним, что не так давно акционеры приняли стратегию вывода акций на рынок. "Сейчас разрабатывается стратегия вывода акций компании на публичный рынок. В соответствии с ней, правлению поручено разработать и принять детальный план и график программы IPO. В настоящее время работа над этим ведется", - сказала Ольга Плешакова RBC daily. Таким образом "Трансаэро" может стать первой российской авиакомпанией, проведшей полноценное IPO.
Пока рассматривается возможность размещения в четвертом квартале 2006 г. - первом квартале 2007 г. 10-15% акций среди ограниченного круга инвесторов. Скорее всего, эти акции будут сначала проданы ООО "Трансаэро-Финансы", 100%-ной "дочке" перевозчика. На сегодняшний день стоимость 100% акций "Трансаэро" оценивается в 500-600 млн долл., однако некоторые эксперты считают, что цена компании к моменту размещения на бирже может приблизиться к 1 млрд долл. Поэтому в результате IPO она сможет выручить около 100 млн долл., которые пойдут на обновление и расширение флота. "Это не предел, менеджмент будет стремиться продать весь "лишний" пакет акций, сократив свою долю до контрольного. Это примерно 39%, но окончательно доля будет определена финансовыми консультантами", - резюмирует Елена Сахнова.