Министры указали дорогу частному капиталу... к новой концепции
Прошедшее вчера заседание правительства было посвящено извечной российской проблеме - дорогам. Причем не столько самому процессу их строительства, сколько вопросу финансирования крупных, имеющих общегосударственное значение проектов развития транспортной инфраструктуры. Главная идея предложений, подготовленных и представленных Министерством транспорта, сводится к следующему: копайте сами. Государство поможет, но концептуально. И если частному бизнесу нужны скоростные магистрали - пусть он их строит и облагораживает.
Например, серьезную проблему прохождения автотранспорта через границу Минтранс предлагает решить за счет строительства бизнесменами погранпереходов. Владельцам аэропортов отдадут объекты федерального имущества, не подлежащие приватизации, с возложением обязанностей по их содержанию и техническим улучшениям на условиях концессии. А чтобы они покрыли свои издержки, им разрешат взимать сборы за взлет и посадку авиалайнеров. Нужна высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург с дальнейшим выходом в Финляндию? Пожалуйста, ориентировочная стоимость проекта - 150 млрд. рублей. Срок окупаемости -15 лет. Стройте, Минтранс готов содействовать.
Одна проблема - нет закона о концессиях. С его принятием уже тянут несколько лет, но судя по энтузиазму, с которым министр транспорта Игорь Левитин взялся за дело, долго ждать нового нормативного документа не придется. "Считаю целесообразным поручить Минтрансу совместно с Минэкономразвития и другими заинтересованными министерствами подготовить и представить в правительство предложения по внедрению концессионных механизмов в области использования и развития аэродромной инфраструктуры", - отметил он.
При реализации проектов Минтранс, конечно, в стороне не останется. Он займется координацией процесса и повышением безопасности движения на автомагистралях.Как доложил Игорь Левитин, ведомство уже приступило к созданию мобильных групп скорой помощи и заключило соотвествующие соглашения с рядом страховых компаний. В ближайшее время будет определен список федеральных дорог, где, начнется реализация проекта. По словам министра, проект планируется осуществить за счет средств страховых компаний. А министерство возьмет на баланс своих предприятий машины "скорой помощи", уточнил Левитин.
Теперь о сокровенном - о деньгах. Министерство финансов категорически против сохранения целевых налогов на дорожное строительство. И если в этом году они еще действуют, то со следующего года будут распределяться через региональные бюджеты. В связи с этим регионы должны самостоятельно финансировать дорожное строительство на местах, привлекая частных предпринимателей. Тем более, как уверены в финансовом ведомстве, в результате нововведения их доходы будут расти и жаловаться губернаторам не придется. "Доходы бюджетов всех уровней в ближайшие годы будут расти, в течение 3-4 лет бюджеты субъектов и муниципальные бюджеты увеличатся на 20-40 процентов в реальном выражении. Это позволит улучшить финансирование всех муниципальных нужд, в том числе и дорожных", - заметил в ходе заседания правительства министр финансов Алексей Кудрин.
"Как известно, в России существует две проблемы (дороги и дураки. - Ред.), но если вкладывать необдуманно средства в дороги, то проблема ума решается автоматически", - с иронией заметил Кудрин и указал на источник дополнительных средств. Зарубежный опыт показывает, сказал он, что платные дороги в основном не окупают инвестиции, вложенные в их строительство, но окупают содержание дорог. По его оценке, с 2000 года бюджеты всех уровней тратят на такие цели не менее 7 млрд. долларов в год. "Если за счет платных дорог при условии наличия альтернативного бесплатного варианта мы сможем окупить их содержание, то это позволит высвободить государственные средства, которые можно будет направить на строительство дорог", - продолжил министр финансов.
Концептуально идея построения транспортной инфраструктуры ясна. Осталось только заманить бизнес. Хотя он вроде бы не против, во всяком случае так считает премьер-министр РФ Михаил Фрадков. "Российские бизнесмены в целом готовы участвовать в инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры, но одновременно ставят перед властью вопросы о необходимости дать рынку ясные ориентиры, отраженные в долгосрочных стратегических планах правительства", - сказал он.
Однако каким именно способом заставить предпринимателей раскошелиться в правительстве не знают, поскольку, как признался премьер, практический опыт в области частно-государственного партнерства пока отсутствует. "Неплохо изучить и использовать зарубежный опыт, пытаясь с помощью этого инструмента решить вопросы финансирования инфраструктурных проектов, что связано с ограниченными бюджетными возможностями", - рассуждал премьер-министр.
И вот тут его подчиненные включились в жаркую дискуссию. По оценке министра регионального развития РФ Владимира Яковлева, в России при наличии 600 тысяч километров автодорог необходимо построить еще столько же. Но ни один бизнесмен не пойдет в эту сферу, считает он, "пока не поймет, когда к нему деньги вернутся". Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф среди прочих проблем дорожной отрасли отметил незавершенность формирования закона о платных дорогах. "Судя по всему, закон о платных дорогах в октябре 2004 года мы не примем, но до конца года внести его необходимо", - отметил он.
Также Греф считает необходимым принять закон о реестре морских судов, который позволит более эффективно использовать российские суда для перевозки грузов. В ответ на это Игорь Левитин отметил, что морской реестр давно готов, но у Минтранса есть разногласия с Минфином. "Я считаю этот вопрос надо вносить на обсуждение правительства с тем, чтобы закон был принят уже в 2005 году, и это позволило бы судовладельцам планировать свои действия начиная с 2006 года", - уточнил Левитин.
Министр финансов на замечание коллеги не откликнулся, а углубился в рассуждения о вдумчивом инвестировании. "Надо рационально вкладывать деньги в развитие дорог. Я знаю регионы, где строили дороги, где в день проезжало несколько машин, а необходимо строить те дороги, которые помогут решить проблему разгрузки в ближайшее время", - заявил Кудрин. В связи с этим он предложил главе правительства определить с помощью МЭРТа потребность строительства дорог и использовать эту информацию в Стратегии развития автодорог до 2020 года и в программе модернизации транспортной инфраструктуры на среднесрочную перспективу. На том и разошлись.