Оксана ДМИТРИЕВА, член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:
- Я считаю, что замена натуральных льгот денежными компенсациями целесообразна только для некоторых категорий льготников. Начинать нужно было, безусловно, с профессиональных льгот для сотрудников судов, прокуратуры, военнослужащих, депутатов и чиновников. Здесь в условиях найма на работу со стороны государства по возможности и нужно заменять натуральные льготы денежными компенсациями. Но даже если это целесообразно, размер денежной компенсации не должен быть меньше, чем цена натуральной льготы, а порядок предоставления выплат должен быть хорошо продуман.
Для того чтобы все эти условия соблюсти, нужна тщательная работа отдельно по каждому закону. Например, почему бы не отработать механизм монетизации льгот на депутатах? Тогда станет понятно, что реально можно заменить на денежные компенсации, а что - нельзя. Если бы мы этот механизм отработали на себе, стало бы понятнее, как поступать по отношению к ветеранам и инвалидам.
Но все ли льготы можно заменить деньгами? Некоторые льготы, по сути, являются страховыми выплатами. К ним можно отнести предоставление бесплатных лекарств, зубопротезирования, протезирования, всех услуг, которые связаны с реабилитацией инвалидов. Эти вещи не могут быть заменены денежными компенсациями. Одну и ту же группу инвалидности люди получают по разным основаниям. Потребности, например, у инвалида-опорника и душевнобольного принципиально разные. И оценить эти потребности в одну и ту же фиксированную сумму денежной компенсации невозможно.
О льготе на проезд в общественном транспорте говорили, что она дана горожанам и совсем не используется сельскими жителями. Но эту льготу можно рассматривать как определенную компенсацию за проживание в крупном городе. Судите сами: если раньше цена проездного билета составляла 10% от размера минимальной пенсии, то сейчас в Москве она превышает минимальную пенсию, а в Санкт-Петербурге практически равна ей. Предоставление бесплатных лекарств и зубопротезирования действительно было чрезвычайно плохо отработано. Так и надо было механизм предоставления этой льготы отрабатывать, а не отнимать другие льготы.
Правительство утверждает: размер денежных компенсаций будет выше цены натуральных льгот. Тогда в Москве и Питере инвалиду второй группы при отказе от всех льгот и выплате 70% компенсации должны были бы выдавать 1500-1600 руб. в месяц. А по нынешнему закону он будет получать только 550 руб. в месяц за вычетом социального пакета. Поэтому в нынешнем виде реформа пройдет за счет ущемления интересов большинства ветеранов и инвалидов. Какая-то часть льготников выиграет, но это будет самая малая часть.
Создается впечатление, что правительство и партия власти относятся к народу как к нахлебнику. А государство работает по принципу монархии: все, что мы с вас собрали, - это наше. А вам мы должны дать ровно столько, сколько хватит, чтобы заставить вас не выходить на улицы.
***
Михаил ДЕЛЯГИН, председатель президиума Института проблем глобализации:
- Простое сопоставление "стоимости" различных льгот с выплатами показывает, что люди, пользовавшиеся льготами в наименьшей степени, могут оказаться в выигрыше. Однако те, кто действительно нуждается в льготах и использовал их достаточно широко, проиграют.
Так, в Москве почетные доноры могут сохранить либо бесплатный проезд на городском транспорте, либо бесплатное получение лекарств, но не обе льготы одновременно. В этих условиях поверить заверениям о достаточности выплат может только сумасшедший или профессиональный "обманутый вкладчик". Характерно при этом, что Михаил Зурабов категорически требует называть реформу не "отменой льгот" и не "заменой льгот денежными компенсациями", а "изменением форм социальной помощи". Эта формулировка призвана скрыть реальное сокращение масштабов социальной помощи.
Правительство обещает индексирование выплат льготникам одновременно с индексированием пенсий. Оно неизбежно отстает от роста цен, что принесет льготникам дополнительные потери. Кроме того, цены на льготируемые услуги растут быстрее индекса инфляции.
Но наиболее негативные последствия этого наступят уже в 2005 году из-за заведомой недостаточности денежных компенсаций для тех, кто в наибольшей степени зависит от льгот. По оценкам властей Москвы, расходы на одного льготника - 3800 руб. в месяц, что выше даже, максимального уровня выплат, предполагаемого правительством. Да, сегодня эти средства используются неэффективно, но введение платы за доступ к льготам и не предусматривает усилий по повышению эффективности использования льгот.
Нанесение удара по наименее нуждающейся в социальной поддержке части общества проходит в условиях снижения реальных доходов населения, которое идет на протяжении всего 2004 года.
Вопрос о выплатах ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным "сброшен" реформаторами на региональный уровень. При этом всякая попытка обеспечить одинаковый уровень льгот (а сегодня на губернаторов оказывают давление для принуждения их к замене льгот выплатами) в условиях, когда подготавливаемый Минфином проект бюджета на 2005 год не содержит соответствующего увеличения финансовой помощи регионам (по данным Минфина, их расходы без всякой компенсации должны вырасти почти в 4 раза - более чем на 70 млрд. руб.), приведет к острой нехватке денег в бюджетах последних. Создается впечатление, что реальная цель реформы - повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета.
***
Евгений ГОНТМАХЕР, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций:
- Может случиться так, что десятки миллионов бывших льготников не смогут вовремя получить даже те весьма скромные положенные им "социальные пакеты" и денежные компенсации. Вызывает сомнение, что вовремя примут несколько десятков постановлений правительства, а также дополнительные федеральные законы, без которых льготники не смогут получить ни копейки. Ведь каждый из документов требует множества виз Минздравсоцразвития, Минфина, Минэкономразвития, Минюста, а в ряде случаев и других министерств. По собственному опыту знаю, как тяжело зачастую даются эти согласования.
А вопросов для решения очень много. Возьмем, например, социальный пакет. Важнейшая его часть - лекарственное обеспечение бывших льготников. Как известно, в следующем году у всех, чью социальную поддержку взял на себя федеральный бюджет, из денежной компенсации будет вычитаться 360 рублей на снабжение медикаментами. Куда пойдут эти деньги? Видимо, в фонды обязательного медицинского страхования - и вот тут потребуется вполне конкретное решение правительства. Ну а что с этими деньгами будет дальше? Видимо, они поступят в распоряжение специально отобранных уполномоченных частных страховых компаний, которые и будут проплачивать бесплатный отпуск лекарств аптекам. Значит, понадобятся соответствующие изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании, а также система договоров с региональными властями, дистрибьюторами и производителями лекарств. Если обратиться к собственно денежным компенсациям, то и здесь возникает вопрос. Знает ли Минфин, который готовит проект федерального бюджета на будущий год, точную сумму денег, необходимую для их выплаты? Сумма в 170- 180 миллиардов рублей требует серьезного уточнения, так как точные списки претендентов на эти выплаты не составлены. А тут есть немало нюансов: например, многие граждане, пользующиеся льготами, имеют на них право сразу по нескольким основаниям. Поэтому Пенсионному фонду придется выявлять основание, наиболее выгодное для получателя.
Очень важно отследить, как регионы готовятся к выполнению своей части реформирования системы льгот в отношении ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. Ведь до 1 декабря каждому региону предстоит принять собственные решения по этому поводу. Причем федеральный закон обязывает губернаторов и региональных законодателей по крайней мере не ухудшить положение этих самых многочисленных групп бывших льготников. А для этого требуется сформировать соответствующим образом местные бюджеты. Не надо забывать, что с 1 января 2005 года в полное ведение регионов переходит и формирование системы оплаты труда бюджетников - тоже немаленькие расходы.
Все это очень трудоемкие задачи, и вряд ли удастся решить их до 1 декабря этого года.
***
Андрей ИСАЕВ, глава комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике:
- Замена льгот денежными компенсациями необходима хотя бы потому, что для бюджета все труднее становится справляться с нефинансируемыми мандатами. Так что систему надо было менять - это, с нашей точки зрения, совершенно бесспорный факт.
Перед российскими властями в этой ситуации стоял другой вопрос: сохранить ли часть льгот или провести полное замещение их денежными компенсациями. Подавляющее число общественных организаций высказались за необходимость сохранения льготного проезда на пригородном транспорте и возможность получения лекарств и санаторно-курортного лечения на льготных условиях. Мы учли эти пожелания и настояли на формировании социального пакета. При этом мы отдаем себе отчет в том, что часть льготников, возможно, предпочла бы полную замену льгот денежными компенсациями. Поэтому было принято решение: пусть люди в течение 2005 года получают соцпакет, а в 2006 году им будет предоставлена возможность выбрать между ним и денежными компенсациями.
Возникает резонный вопрос: почему в 2006 году, а не прямо сейчас, с первого же года функционирования новой системы финансирования льгот? Дело в том, что предоставить право выбора в 2005 году не представлялось технически возможным: правительство просто не справилось бы, оно и сейчас еле успевает подготовить все необходимое к старту реформы. Если бы параллельно с нынешней работой, с составлением и выверкой регистра льготников, еще проводился бы и их опрос на тему, хотят ли они получать соцпакет или нет, то мы бы однозначно провалили реформу в целом. В январе следующего года она бы просто не стартовала, так как была бы погребена под валом технических проблем, документации и т.д.
Другое возражение - а зачем вообще нужен социальный пакет? Решили заменить льготы компенсациями, ну и прекрасно. Такой вариант проведения реформы на первый взгляд кажется не только более логичным, но и более простым. Однако мы понимаем, что реализация стала бы катастрофой для жителей городов, особенно в той части, которая касается решения вопроса о бесплатном лекарственном обеспечении. Поэтому соцпакет был сохранен по принципу меньшего зла.
Еще одна проблема, которая сейчас волнует всех: как будет решаться вопрос со снабжением льготных категорий бесплатными лекарствами в рамках предоставления людям социального пакета? Могу со всей ответственностью заверить - в этом вопросе дела будут обстоять не хуже, а намного лучше, чем сейчас. В бюджете-2005 предусмотрено увеличение расходов на лекарственное снабжение населения на 51 млрд. рублей по сравнению с расходами в этом году. Хочу сразу отметить еще один момент: то обстоятельство, что стоимость соцпакета составляет 250 рублей, не означает, что льготники смогут получить лекарства на эту сумму и не на рубль больше. У них будет возможность приобрести на льготных условиях все лекарства, выписанные врачом.
Мы надеемся, что ситуация улучшится не только в этом вопросе, но и в вопросе о предоставлении льготникам санаторно-курортного лечения. Правительство считает, что в следующем году этим правом смогут воспользоваться более 1 млн. человек. Это в 5 раз больше, чем в этом году.