Вопросы по работе городского общественного транспорта сегодня назрели, полагаю, практически у каждого туляка. Упорядочение движения на регулярных муниципальных маршрутах, финансирование перевозок пассажиров, в том числе льготников, повышение эффективности работы пассажирского транспорта и культуры обслуживания, обновление парка транспорта, дисциплина в маршрутной сети и многое-многое другое беспокоит нас - пассажиров. На прошлой неделе в МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" состоялась рабочая конференция по проблемным вопросам. Разъяснения специалистов - вашему вниманию. - Во сколько сегодня обходится Туле общественный транспорт и кем он финансируется? Почему отрасль бедствует? В. П. Сушенков, заместитель начальника МУ "УТСиДХ г. Тулы" по экономике и финансам: Городской транспорт финансируется из бюджета МО "Город Тула" , за счет собираемой выручки и через департамент управления социальной защиты населения, согласно четырем федеральным законам: о ветеранах, инвалидах, чернобыльцах и воспитанниках детских домов. Сегодня выделяемые деньги поступают по линии Минфинансов и Минтруда на администрацию Тульской области не по целевой статье, а по статье выравнивания межбюджетных отношений. Целевое использование этих средств в регионе не контролируется, и до транспортных предприятий Тулы они доходят в размере примерно 10%. Куда деваются остальные? От департамента соцзащиты ответа получить нам не удалось. По состоянию на 1 сентября текущего года задолженность городским транспортным предприятиям составляет 284, 52 млн. рублей. Долг этот не признан и не поставлен на реструктуризацию. Чтобы деньги обоснованно поступали на счета транспортных предприятий, была подготовлена методика расчета, основанная на изучении пассажиропотока. Она утверждена Главой города, но администрацией области категорически не принимается. Собственную методику область тоже не предлагает... Какую часть расходов в состоянии покрыть сами предприятия за счет выручки? Значительны ли сборы? Н. В. Салищев, директор МУП "Тулгорэлектротранс": В первом и втором трамвайных депо, как многие знают из новостей, люди еще не получили зарплату за июль, август и сентябрь. Более половины от упомянутой Валерием Павловичем суммы долга от субъекта Федерации приходится на наше предприятие. Мы подали иск в арбитражный суд, но до принятия им решения предприятию все так же надо продолжать работать, и практически единственной статьей погашения долгов по зарплате становится собираемая выручка. Транспортные предприятия сегодня пошли уже на все, что только можно, чтобы привлечь пассажиров, в том числе бесплатное страхование билетов, по которым уже получено порядка десяти весьма существенных компенсационных выплат. Но сегодня граждане настолько привыкли бесплатно ездить, что работа кондуктора становится почти невыносимой. Самому "молодому" трамваю сегодня 12 лет, часты поломки. Первый поезд выходит в 4. 37 и заканчивает работу в 0. 15. И к этому всему добавляется такое отношение пассажиров к составу и обслуживающим его людям, что просто стыдно за туляков. Неоплаченная реклама внутри салонов, поддельные проездные документы, грубость, вандализм... Каждое разбитое стекло в вагоне приносит нам убытки, выражающиеся не в стоимости стекла, а в стоимости простоя транспорта на ремонте - до 8 тысяч рублей за сутки. Злость и хамство по отношению к кондукторам обходятся в еще большую сумму, которую мы недособираем в тех вагонах, что идут пустыми. - За последний год на 30% возросло число жалоб на обслуживание на коммерческих рейсах. Более десятка транспортных предприятий, функционирующих сегодня в Туле в режиме маршрутного такси, никак не координируют совместные действия. Займется ли этим город? В. В. Демин, начальник МУ "УТСиДХ г. Тулы": При нашем управлении уже создана и работает инспекция по безопасности дорожного движения, которая проводит в том числе ежедневный анализ безопасности работы городского коммерческого транспорта. Занимаемся мы и созданием единой диспетчерской. Итог этой работы рассчитываем представить на следующей пресс-конференции, в конце октября. А. П. Садовец, генеральный директор ОАО "Автоколонна 1809": Ценнее груза, чем пассажир, нет, не было и не будет. От правильного поведения - и технической грамотности, и опыта, и этики водителей, кондукторов - зависит отношение не только к предприятию, но и транспорту Тулы в целом. Ставку здесь необходимо делать на профессионалов, знающих специфику. Но предприятиям, что создавались специально для перевозки пассажиров на транспорте большой вместимости, Сегодня трудно конкурировать с автолайнами, которые быстрее окупаются. Будут ли знатоки своего дела снова востребованы, зависит от политики города. - Кто в новом году будет ездить на общественном транспорте бесплатно и кто будет платить ? В. П. Сушенков, заместитель начальника МУ "УТСиДХ г. Тулы" по экономике и финансам: В связи с грядущей монетизацией льгот однозначно установлены четыре категории граждан, проезд которых с 1 января будущего года будет компенсироваться из федерального бюджета. Это: Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы; многодетные семьи; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; репрессированные. Работники транспортных предприятий Тулы также будут ездить бесплатно, но за счет самих предприятий. Остальные предоставляемые льготы переносятся на финансирование из областного бюджета. Постановления, очерчивающего их перечень, пока нет. Вероятно, это будет первым вопросом на рассмотрении облдумы, избранной 3 октября. Ю. Н. Мазикин, генеральный директор ООО "Тулапассажиртранс": Один факт остается неоспоримым: если до 31 декабря текущего года необходимые законы, гарантирующие компенсации убытков, которые понесут предприятия по перевозкам льготников, так и не будут приняты, 1 января 2005 года все категории пассажиров, кроме четырех, финансируемых из федерального бюджета, в Туле и области вынуждены будут платить за проезд. - Какова сегодня себестоимость пассажирских перевозок? Отразится ли ее рост в ближайшее время на установленных тарифах? В. П. Сушенков, заместитель начальника МУ "УТСиДХ г. Тулы" по экономике и финансам: Хотим мы того или нет, затраты на перевозки постоянно растут с повышением цен на топливо, электроэнергию, запасные части, резину и т. д. Только в течение этого года себестоимость перевозок выросла почти на 50 процентов. Транспорт в убыток жить не может. Затраты и тарифы -звенья одной цепи. Ю. Н. Мазикин, генеральный директор ООО "Тулапассажиртранс": Муниципальный транспорт начинается с технико-экономических расчетов. Он не имеет такой большой рентабельности, как нефтяные, энергетические предприятия и т. п. Городской пассажирский транспорт работает с максимально разрешенной рентабельностью 12% и фактически в предоплатном режиме. Но он не может длительное время работать в долг. Амортизационные ресурсы вырабатываются быстро, и предприятие оказывается в долгах. Расходная, доходная части- и множество других косвенных факторов определяют тариф. От его величины зависит, будем ли мы с вами ездить в новом транспорте большой вместимости, безопасном, комфортном и соответствующем последним техническим требованиям, или нет. Сегодня реальные затраты транспортных предприятий на одну поездку одного пассажира составляют до десяти рублей. Но понятно, что все затраты перекладывать на плечи пассажира немыслимо. Наше предприятие сейчас разрабатывает проект на 2005 год, согласно которому стоимость проезда в троллейбусе может составить 7-8 рублей. В. В. Демин, начальник МУ "УТСиДХ г. Тулы": Документы по очередной корректировке тарифов на проезд пассажирским транспортом рассматриваются сегодня энергетической комиссией. Стоит вопрос о поднятии тарифа до 6 рублей. Но вопрос это еще не решенный. В ближайшее время все останется без перемен.