Вагоны вскрывали, как консервные банки

Одним из основоположников железнодорожного воровства может считаться казак Черкасского округа Платон Заярный. Вместе со старшим сыном специальным приспособлением, напоминавшим консервный нож, они вскрывали крышу вагона и проникали вовнутрь...

Паровая повозка на смену лихому коню

Впервые паровозный гудок в наших краях услыхали 140 лет назад. В январе 1864 года началось движение грузовых поездов по Грушевско-Донской железной дороге. Составы с углем следовали от станции Максимовка (ныне Каменоломни) до Аксайских пристаней на Дону. Там антрацит перегружали на баржи и развозили по всей России.

Народ встречал паровоз с опаской и недоверием. Известен случай, когда при виде огнедышащего чуда казаков охватила паника. Не слушая команд офицеров, видавшие виды рубаки пустились наутек. Их с трудом удалось убедить в том, что перед ними не бесовское наваждение, а творение рук человеческих. Лишь после этого сконфуженные донцы осмелились подъехать к паровой машине. Но вскоре народ привык к новому транспорту и начал пользоваться его услугами.

В те годы железнодорожное строительство шло фантастическими темпами. Уже в ноябре 1870 года поезда с людьми и грузами пошли с берегов Тихого Дона на Москву. Всего за четыре года (1872 - 1875) была проложена 700-километровая ветка Ростов - Владикавказ. Этот маршрут надежно связал слабо обжитые районы империи с ее экономическими и культурными центрами.

По мере того, как новый вид транспорта переставал быть диковинкой, его начали осваивать уголовники различных мастей. Уже к концу XIX столетия появилась масса воровских промыслов, так или иначе связанных с железной дорогой. Одни "щипали на бану" - воровали на вокзалах, или "тырили по карманам" в вагонах. Другие специализировались на хищении багажа и грузов, третьи мошенничали с билетами, квитанциями, страховыми обязательствами.

Для казака запоры не страшны

Одним из основоположников железнодорожного воровства может считаться казак Черкасского округа Платон Заярный. Упоминания о его криминальных "подвигах" попали в печать еще в середине 70-х годов XIX века, практически на заре движения по "чугунке".

Парадоксально, но до 1876 года поезда, прибывающие в Ростов, до города не доезжали. Влиятельные промышленники из Нахичевани, опасаясь за свой бизнес, добились запрета на прокладку рельсов по их земле. Пока путейцы рядили, где и как стелить объездные пути, все составы разгружались в Аксае, а уже оттуда пассажиры и грузы на лошадях доставлялись в Ростов. Такая же картина была и при отправке поездов в обратную сторону. В такой обстановке для наблюдательного человека не составляло труда проследить, куда погрузят тот или иной товар.

В дни отправления поездов Заярный посылал на станцию одного из своих сыновей. Тот внимательно следил за погрузкой, и, если попадался стоящий товар, уведомлял об этом родителя. Получив необходимую информацию, папаша собирал всех своих отпрысков (6 недорослей от 15 до 22 лет) и ехал на "дело".

Обычно свои делишки Заярный и КО обстряпывали на перегоне за Персиановкой, когда паровоз сбавлял ход. Пока локомотив заправлялся водой, Платон со старшим сыном забирались на крышу нужного вагона и, притаившись, ждали отправления. Когда поезд скрывался из виду станционной стражи, станичники начинали действовать. Резаком, напоминающим гигантский нож для консервных банок, они вскрывали крышу вагона и проникали вовнутрь. Дождавшись участка, где паровоз снижал ход, они выбрасывали тюки с товарами и выпрыгивали сами. Остальные сыновья Заярного собирали трофеи, грузили их на повозки и везли домой.

Часть похищенного казак продавал, а наиболее ценные вещи оставлял себе. Хотя действовал станичник примитивно, его проделки достаточно долго оставались безнаказанными. Погубил Заярного конфликт отцов и детей. Его старший сын надумал жениться и попросил у Заярного некоторую сумму на обзаведение хозяйством. Папаша грубо отказал наследнику, а для большей острастки проучил "жениха" вожжами. Не стерпев обиды, парень написал донос становому приставу, где в красках обрисовал все "подвиги" лихого родителя. Заярного арестовали, а похищенные им товары изъяли. Несмотря на раскаяние и мольбы о снисхождении, суд приговорил казака к 3 годам арестантских рот. Сыновей, его, ввиду их несовершеннолетия, оправдали. Доносчику сначала дали премию - 25 рублей, а потом, по распоряжению атамана, выпороли, "чтобы неповадно было Иуде уподобляться".

Закаленные жандармерией

Начало XX столетия стало золотым веком для Российских железных дорог. Благодаря усилиям премьер-министра Витте, стальные магистрали пролегли по всей империи.

Порядок на дорогах был такой, что по прибытию курьерских поездов проверяли часы, а их опоздание воспринималось как что-то нереальное. Машинисты, водившие пассажирские составы, даже на маршруте щеголяли мундирами и белыми рубашками, а обученности проводников могли позавидовать самые вышколенные лакеи.

Ростов оказался в самой гуще дорожного строительства. В городе сложилась уникальная ситуация. Три железные дороги - Владикавказская, Екатерининская и Юго-Восточная - имели здесь свои правления, паровозные и ремонтные парки, хозяйственные постройки. Грузы из одной части империи тут же переправлялись в другую, а их отправители имели с этого фантастические барыши.

В Ростов потянулись преступники всех мастей, которые начали промышлять на железной дороге и в сопутствующих ей хозяйствах.

В целях наведения порядка на станциях и вокзалах была создана специальная структура - жандармские полицейские управления железных дорог. Штаты

управлений укомплектовывались наиболее подготовленными офицерами и грамотными нижними чинами. По сравнению с коллегами "на местах" железнодорожные жандармы проигрывали в жаловании, однако намного превосходили их по числу и качеству предоставляемых льгот. Кроме того, завершившие службу отставники получали не только положенную пенсию, но и немалые надбавки от МПС.

Благодаря экономическим стимулам, полиции удалось навести на дорогах относительный порядок. Часть воров попала на каторгу, другие, опасаясь за свою свободу, завязали с криминальным промыслом, и лишь самые отпетые продолжали воровать и грабить. Число преступлений заметно сократилось, однако выросли изобретательность и дерзость воров и мошенников. Проанализировав ситуацию, руководители полиции неохотно признали, что сыграл свою роль пресловутый "закон джунглей": жандармы выступили в роли хищников - "санитаров леса". Слабых особей они уничтожили, а те, кто уцелел в этой борьбе, обрели необходимую хитрость, ловкость и изворотливость. Появилась плеяда преступников новой формации, для поимки и разоблачения которых обычных методов полицейской работы было уже недостаточно.

Как Американец купцов обворовывал

Более трех лет полицейские России охотились за Михаилом Фельдманом по кличке Американец. Несмотря на достаточно молодой возраст, Фельдман объездил полмира, хорошо владел несколькими языками и имел феноменально ловкие руки. Путешествуя в вагонах

1-го класса, Фельдман присматривал жертву посостоятельнее, очаровывал задушевными разговорами, а потом обворовывал. Для него не составляло труда вытащить кошелек или часы у ничего не подозревающего собеседника. Еще ловчее извлекал он кошельки у спящих людей. Больше всего Американец любил "работать" с купцами, которые не доверяли банкам и возили с собой все свое состояние. На время сна соседи прятали кошелек или сумку под себя, а Фельдман миллиметр за миллиметром переворачивал их до тех пор, пока не вынимал спрятанную заначку. После этого Американец по-английски покидал поезд и пересаживался на другой, следующий в обратном направлении. Когда обворованный просыпался и замечал пропажу, от ловкого вора уже и след простывал.

Полицейские подсчитали, что суммарная добыча Фельдмана перевалила за миллион рублей, а всего ему инкриминировалось почти полсотни преступлений.

Попался Фельдман по-глупому. Возвращаясь в родные края из Московского вояжа, он принял за купчика начальника Ростовской уголовной полиции Полупанова. Опытный сыщик быстро приметил нездоровый интерес попутчика к его кошельку. Решив подыграть соседу, он изобразил крепкий сон, а когда Фельдман начал "обхаживать" свою жертву, задержал его.

На суде Американца попытались обвинить в опаивании своих жертв сонными растворами. Фельдман возмутился на ложный навет (за такие преступления давали больший срок), и, не отходя от скамьи подсудимых, продемонстрировал свои способности. Ни один из свидетелей, согласившихся на эксперимент, не почувствовал, как его переворачивали и вытаскивали спрятанный кошелек. Не только публика, пришедшая поглазеть на процесс над знаменитым вором, но и заседатели аплодировали сеансу неслыханной ловкости. Правда, Фельдману это не помогло. Свой срок - 3 года арестантских рот - он получил. Однако и здесь ему повезло. Тюремная отсидка сберегла жулика от мобилизации на фронт и, может быть, спасла ему жизнь.

Последний раз о Фельдмане Ростов услышал в 1918 году. При встрече генерала Каледина на Ростовском вокзале он украл у атамана золотые часы, а потом, опасаясь контрразведки, бежал в Крым.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости