Достаточно ли денег выделят на расширение сферы занятости в следующем году? Как будут получать поддержку те, кто на время по каким-либо причинам оказался не у дел? Позиции проекта федерального бюджета-2005 комментирует главный специалист Федерации независимых профсоюзов России Владимир ВЛАСОВ.
О чем говорит прогноз?
По данным Правительства РФ, в прогнозном периоде численность занятых в экономике увеличится с 65, 4 млн. человек в 2003 году до 65, 7 млн. человек в 2004 году и до 66, 1 млн. человек в 2007 году.
Несмотря на расширение производства, прирост численности занятых в среднесрочной перспективе останется невысоким. Это во многом связано с тем, что привлекаемые инвестиции будут в первую очередь сориентированы на внедрение в российскую экономику трудосберегающих современных технологий, которые на определенном этапе существенно снижают спрос отраслей на рабочую силу. Наиболее высокие темпы прироста численности занятых в рассматриваемый период будут характерны только для строительства.
В 2005-2007 годах будет происходить существенное изменение отраслевой структуры занятости. Доля занятых в отраслях материального производства, с учетом интенсификации экономики, сократится с 68, 8% в 2004 году до 67, 9% в 2007 году. При этом доля занятых в отраслях непроизводственной сферы увеличится соответственно с 31, 2% до 32, 1%.
Сокращение численности занятых произойдет в промышленности и в сельском хозяйстве. При этом увеличение занятости ожидается на транспорте и в связи, в строительстве, в торговле и общественном питании. Возрастет занятость в здравоохранении и социальном обеспечении, в образовании, культуре и науке, в отраслях, связанных с финансово-кредитной и страховой деятельностью.Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в условиях демографического спада уменьшится по сравнению с2003 годом с 6, 0 млн. человек до 5, 7 млн. человек в 2007 году. Уровень общей безработицы экономически активного населения сократится до 7, 9% в 2007 году по сравнению с 8, 4% в 2003 году. На сокращение безработицы окажет влияние экономический рост, создающий условия для улучшения ситуации по созданию новых рабочих мест и увеличению численности занятых в экономике. Одновременно существенное влияние на сбалансированность рынка труда, начиная с 2006 года, будет оказывать сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Что касается 2005 года, то здесь сохранится рост безработицы на 100 тысяч человек по сравнению с 2004 годом.
Регистрируемая безработица в прогнозном периоде увеличится с 1, 6 млн. человек в 2003 году до 1, 7 млн. человек в 2004 году, затем тенденция роста прекратится, и к 2007 году она снизится до 1, 4 млн. человек.
Как считают в Федеральной службе занятости, на улучшение ситуации в сфере занятости населения в 2005-2007 годах большое влияние окажут:
приведение законодательства в сфере занятости населения в соответствие с требованиями, вытекающими из общих принципов разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
реализация Концепции действий на рынке труда, определяющей основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в сфере занятости населения;
обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе в увязке со структурой подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях.
Сколько стоит безработица?Проектом бюджета на 2005 год предусмотрено израсходовать на содействие занятости населения 27, 3 млрд.
руб. , что составляет около 0, 6% от фонда заработной платы (ФЗП). Этого явно мало, если учесть, что ранее расходы на эти цели составляли 1, 5% от ФЗП каждой организации. Причем эта цифра до 2001 года действовала в рамках закона. С 2001 года была введена другая система государственного страхования по безработице. При этом указанные 1, 5% были сняты с работодателей, но на один процент был повышен подоходный налог, что, по мнению Правительства РФ, должно было обеспечить успешное про1 ведение политики занятости в стране. Но, как видно, Правительство РФ продолжает ограничивать свое участие на рынке труда. Теперь и эту новую цифру (один процент), обещанную исполнительной властью, предлагается в 2005 году снизить на 40%.
Как известно, бороться с безработицей можно двумя способами: пассивным и активным. Если хочешь применять пассивный - раздавай направо и налево деньги безработным. Тут никакого творчества от государства и Федеральной службы занятости не требуется. А вот если идти по другому пути и взять за основу активный способ, то здесь надо семь раз отмерить - один раз отрезать. Речь идет о том, чтобы находить нерентабельные предприятия и организации и оказывать им помощь, чтобы они поднялись с колен, брали на работу людей. Нужно продуманно и расчетливо вкладывать ресурсы в создание новых рабочих мест, заниматься профориентацией молодежи, проводить упреждающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Конечно, второй путь сложнее, но он более эффективней тем, что деньги тратятся с умом. Важно не ждать, пока гром грянет и людям придется идти на биржу труда с протянутой рукой, а заранее проводить профилактику безработицы, разрабатывать и реализовывать мероприятия по увеличению занятости населения.
К сожалению, проект федерального бюджета на 2005 год предлагает сценарий по первому пути. Предусматриваются расходы на пособия по безработице и другие выплаты безработным гражданам в размере 20 млрд. руб. , а на мероприятия в области занятости (активный метод) - в размере 2, 7 млрд. руб. Соотношение расходов по данным статьям -88% к 12% соответственно - показывает, что государственная политика занятости будет базироваться на пассивных мерах. Поэтому слова Президента РФ из послания Федеральному собранию о том, что "усилия государства и бизнеса должны быть направлены на дальнейшее увеличение занятости..." , а также призыв на борьбу с бедностью и удвоение ВВП до 2010 года могут просто-напросто повиснуть в воздухе.
А теперь посмотрим, достаточно ли будет средств, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости в 2005 году. При этом надо учитывать факторы, которые будут определять социальный климат в стране:
- индекс потребительских цен вырастет на 9, 4%;
- рост безработицы и массовые увольнения работников отдельных отраслей в связи с реструктуризацией этих отраслей и внедрением трудосберегающих технологий;
- предполагаемое в 2005 году вступление России в ВТО, когда будут открыты наши границы для иностранной рабочей силы, товаров и услуг. Это, с одной стороны, обострит ситуацию на рынке труда для ищущих работу, а с другой -иностранные производители начнут теснить своих российских коллег, в первую очередь в технологически отсталых отраслях.
Расходы бюджета на профессиональное обучение безработных граждан, профессиональную ориентацию, организацию общественных работ, организацию самозанятости увеличиваются лишь на 6, 6-7, 9%. К тому же увеличение расходов на профессиональное обучение (на 7, 4%) не учитывает повышения заработной платы в 2004 году преподавательскому составу учреждений профессионального образования, который проводит по договорам со службой занятости обучение безработных, а также увеличение платы за проживание безработных во время учебы и тарифа на проезд до места обучения. Как видим, расходы по приведенным статьям никак не могут угнаться за ростом потребительских цен, а еще надо принять во внимание и негативное влияние других факторов.
По расчетам некоторых региональных центров занятости, "недофинансирование профессионального обучения безработных" приведет в 2005 году к сокращению среднего времени обучения безработных с 3, 5-4 месяцев до 2, 8-3 месяцев и не позволит привлекать к обучению высококвалифицированных преподавателей.
Мы долго искали в проекте бюджета расходы на компенсации материальных затрат в связи с направлением граждан на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости, но так и не нашли, хотя бюджетное финансирование этой статьи закреплено законом "О занятости населения в Российской Федерации". Правительство РФ "забыло" профинансировать данные компенсации и в текущем году, что сказалось на снижении межрегиональной миграции населения в России и позволило расти нелегальной миграции.
Вот такая складывается картина по финансированию государственной политики занятости. Она не вселяет особой уверенности, что государство вовремя и в должной мере окажет помощь тем, кто по своей воле или по воле работодателя временно останется без работы. В поисках работы надо надеяться в первую очередь на себя. Главное - быстро покинуть ряды безработных и влиться в армию занятых. Тогда вы почувствуете себя по-другому. Намного лучше. Ведь еще Вольтер напоминал, что работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.