ЦЕНА БИЗНЕСА

- Когда во время реформ начала 90-х годов промышленный сектор Москвы сократился на 72%, - говорит вице-мэр столицы Валерий Шанцев, -нам стало не до улучшения условий труда, лишь бы выжить и промышленность хоть как-то восстановить. В результате существовавшую ранее стройную систему охраны труда мы потеряли... Сегодня экономические условия иные. И на повестку дня со всей остротой ставится проблема, которую можно назвать

На состоявшемся в конце прошлой недели в Октябрьском зале Дома союзов Московском городском совещании по охране труда много говорилось о достижениях в этой области, о воссоздании системы охраны труда в городе, об эффективности "Московского городского центра условий и охраны труда" , о снижении травматизма, увеличении финансирования этих работ и т. д. и т. п. Впрочем, все это традиционно для своего рода "партхозактива" , проводящегося раз в четыре года. И все же лейтмотивом собрания стали именно слова вице-мэра столицы: "Систему охраны труда мы потеряли..."

Упадок во время роста

- Сектор реальной экономики в городе, - утверждает Валерий Шанцев, - развивается стремительными темпами - его рост составляет около 10% ежегодно. В городе работают более 200 тысяч малых предприятий. Развивается торговля, потребительский рынок, резко возрастают объемы строительства.

Но, сетует вице-мэр, который является также председателем межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, охрана труда в новых экономических условиях многими хозяйственниками была, к сожалению, отнесена к "непроизводственным расходам".

В то же время, по оценке Валерия Шанцева, Москва сегодня находится на уровне существенно лучшем, чем Россия в целом.

- У нас сегодня фиксируется чуть больше двух случаев на тысячу работающих, когда трудоспособность теряется больше чем на день, - говорит вице-мэр. - Тогда как Россия ставит себе целью достичь показателя 3, 5 случая только в 2010 году. Казалось бы, можно успокоиться. Но нельзя себя настраивать на благодушный лад. Каждый случай потери трудоспособности, особенно если он заканчивается смертельным исходом, - это трагедия. Это трагедия человека, трагедия семьи, близких, родных. Это потеря кормильца для детей и престарелых родителей. В этой ситуации мы должны делать все максимально возможное, чтобы уберечь работодателей от психологии "бизнес любой ценой" , что сейчас иногда встречается...

Валерий Шанцев поставил задачу - воссоздать систему управления деятельностью по охране труда, поставить под контроль каждое предприятие, развить территориальную систему служб охраны труда как во властных органах, так и на предприятиях. Особую тревогу у вице-мэра вызывают малые предприятия, которые не могут содержать в своем составе специалистов по охране труда. Он считает, что для них нужно создать хозрасчетные коллективные центры, которые занимались бы и охраной труда, и обучением специалистов по этой проблеме, повышением их квалификации, сбором информации.

- Правительство Москвы, - заявил вице-мэр, - сегодня принимает все меры для того, чтобы всем нашим комитетам и департаментам, которые непосредственно координируют производственную деятельность, вменить в обязанность и дать ресурсы для того, чтобы они могли координировать и контролировать все мероприятия по охране труда на каждом действующем предприятии. А Юрий Лужков в приветствии, прозвучавшем на этом совещании, выразился еще более определенно: "Безопасность труда, сохранение жизни и здоровья людей в процессе работы является неотъемлемой составляющей трудовой деятельности".

Печальная статистика

А проблем в этой области за последние годы накопилось огромное количество. Их корень - в экономике, в столкновении естественных интересов предпринимателей, старающихся получить максимальную прибыль при минимуме затрат, и трудящихся, которые, - как образно сказал один из участников совещания, уходя на работу, должны быть уверенными в том, что вернутся домой живыми и здоровыми. К сожалению, это происходит не всегда.

Всю деятельность по охране труда в Москве координирует Комитет общественных связей города. Его председатель Татьяна Васильева отметила, что федеральное законодательство вообще никак не отреагировало на изменившиеся экономические отношения в стране, не придумало для новых предпринимателей стимулов для создания безопасных условий труда. Она отметила, что многие из предпринимательских структур столицы сформированы совсем недавно и до сих пор о законе по охране труда никакого понятия не имеют. В итоге производственный травматизм остается высоким. В 2001 году было зарегистрировано 314 смертельных случаев, а в 2003-м - 252.

- Мы оперируем цифрами по смертельному травматизму, - говорит Татьяна Васильева, - потому, что по нему у нас имеются наиболее достоверные данные. Сегодняшнее состояние статистики не позволяет учесть все случаи травматизма на предприятиях, а их руководители, особенно из сферы малого бизнеса, пытаются очень многое скрыть.

Особенно тревожит председателя комитета увеличение количества несчастных случаев в промышленности. Предупреждая возможные вопросы о прогнозах, Татьяна Васильева подчеркнула, что травмы, а тем более гибель людей, грешно прогнозировать, их не нужно допускать вообще. Но тут же добавила, что если бы вся деятельность по охране труда была лучше организована, то только за этот счет количество погибших уменьшилось бы наполовину.

- Вот цена безответственности работодателей, незнания ими своих обязанностей по отношению к рабочим! - воскликнула она.

Цифры, приведенные Васильевой, действительно тревожные. Но депутат Московской думы, председатель

Комиссии по социально-трудовым отношениям МГД Михаил Антонцев не верит и им.

- На сегодняшний день, - говорит он, - мы вообще не имеем статистики по охране труда, ибо она собирается всего на 10% предприятий! И качество ее оставляет желать лучшего. Даже смерть на производстве работодатели зачастую стараются скрыть. А без заслуживающих доверия данных выработать какую-то стратегию невозможно.

Бедность или бездушие?

Делегаты конференции пытались понять - что же является основной причиной несчастных случаев? Отсутствие средств на технику безопасности или попытки отмахнуться от проблемы?

Очевидно, и то, и другое. Заместитель председателя Московской федерации профсоюзов Сергей Чиннов с тревогой отмечает, что на каждом шестом предприятии Москвы работодатели не выполняют требования по безопасности труда.

- Только в первом полугодии этого года, - говорит он, - более 1000 проверок выявили более 8 300 нарушений. Из-за этого высок уровень травматизма, причем каждый пятый несчастный случай происходит в промышленности. По-прежнему на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи каждый десятый наемный работник трудится в условиях, не отвечающих требованиям санитарии и гигиены.

(Добавим, что строители, например, иногда гибнут из-за отсутствия на высоте элементарных туалетов, ибо в поисках темного угла очень легко провалиться в преисподнюю. И еще одно отступление - по общероссийской статистике, 20% трагедий происходит по вине человека, нарушившего правила техники безопасности, и половина из этого числа - в пьяном виде).

По словам Чиннова, не уменьшается, а растет число профзаболеваний. Если в 2001 году количество впервые выявленных профессиональных заболеваний, зарегистрированных СЭС, составляло 170, то в 2003-м их было уже 230. И происходит это, как ни странно, на фоне роста финансирования работы по охране труда.

- С введением в действие федерального закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - говорит Чиннов, - появилась реальная возможность финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. В 2002-2003 годах на эти цели было выделено более 235 млн. руб. Введение в действие закона обеспечило гарантированные выплаты пострадавшим денежных компенсаций.

- Однако, - продолжает Сергей Чиннов, - приходится констатировать, что за реализацию этих прав необходимо еще и бороться, проявляя твердость и упорство. Ибо отдельные работники Фонда социального страхования неправомерно признают некоторые несчастные случаи на производстве нестраховыми. Правда, сейчас решено, что все, подобные случаи будут рассматриваться тремя сторонами - профсоюзами, Государственной инспекцией труда и Фондом социального страхования, что повысит объективность оценки.

Зампред Московской федерации профсоюзов отмечает, что в соответствии с трехсторонним соглашением на охрану труда должны выделяться средства в объеме годового МРОТ на одного работника. В итоге за 4 года они увеличились почти в три раза.

Однако это увеличение, видимо, недостаточно. Ибо из-за недостатка средств на предприятиях города крайне малы объемы аттестации рабочих мест по условиям труда. Это же сдерживает сертификацию работ по охране труда. Сергей Чиннов назвал смехотворно малую цифру предприятий, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, - 390 за весь 2003 год. Он же обратил внимание на то, что намерения городских властей по укреплению своих структур специалистами в области охраны труда, выделению средств для оплаты их труда так и остались намерениями. Как осталась без финансирования и программа по охране труда на 2005-2007 годы.

- Думается, - подытоживает свои слова заместитель председателя Московской федерации профсоюзов, - при всех тяготах бюджета 2005 года изыскать средства для этих целей реально и необходимо.

С ним полностью соглашается Михаил Антонцев. Он подтверждает, что в бюджете Москвы на 2005 год средства на программу по охране труда сокращены.

- И знаете, почему? - спрашивает депутат МГД. - Потому что программы нет! Она существовала на 2002-2004 годы и, следовательно, в этом году заканчивается. И поэтому нам отстоять выделение средств на будущий год практически невозможно. Денег "в никуда" никто не даст...

Заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Игорь Персиянинов обращает внимание и на другие аспекты этой важной проблемы.

- 10 лет назад, - говорит он, - вся промышленная продукция в Москве выпускалась на предприятиях, у которых существовал бюджет, в котором находилось место для раздела "охрана труда" , который соответствующим образом финансировался и не требовал привлечения ни средств города, ни спонсоров. Сегодня благодаря работе Департамента науки и промышленной политики мы только подходим к воссозданию промышленной политики в городе. Мы только подходим к проблеме подготовки утерянных кадров, которые имели бы соответствующую квалификацию и умели бы работать, соблюдая правила техники безопасности.

Игорь Персиянинов озабочен отсутствием у промышленности средств для развития. Америка, говорит он, сейчас взволнована возможным повышением учетной банковской ставки до двух процентов. А у нас предприниматель вынужден брать кредиты под 15-25%. Разве он пустит эти, столь дорогие средства на улучшение условий труда?

- Для многих предприятий речь сейчас идет не об улучшении условий труда, а об элементарном выживании, - обращает внимание Персиянинов. - Только за это лето прекратили свое существование 19 предприятий легкой промышленности! Сейчас мы вместе с ДНПП готовим постановление о сохранении промышленного комплекса в Москве. А малый бизнес в столице вообще стал чем-то вроде "бермудского треугольника" , где нельзя понять - чем предприятия занимаются и что производят! А тот, кто хочет развить производство, тот считает каждую копейку.

А легко ли из этих копеек найти средства на улучшение условий труда?

Игорь Персиянинов обратил внимание и еще на одну острейшую проблему, которую он назвал "миной" для промышленности. Речь идет о гастарбайтерах.

- Всем известно, - говорит он, -что предприниматели, чтобы снизить издержки, очень часто вынуждены привлекать дешевую рабочую силу из соседних стран. А раз дешевую - значит, неквалифицированную. А чтобы она была еще дешевле, им не только не создают безопасных условий для труда, а делают полностью бесправными. С ними не заключаются ни контракты, ни коллективные договоры. Здесь все просто -сделал, получил деньги, ушел. И это создает сдвиг в психологии предпринимателя - полное отсутствие ответственности за нанятых им людей. Пусть, мол, сами себя берегут. И кто гарантирует, что подобное отношение не коснется и земляков-москвичей...

Основательную ложку дегтя добавил и Михаил Антонцев. Оказывается, изменились и законы об ответственности руководителя предприятия за несчастный случай на производстве. Если раньше предприятие обязано было за каждого потерпевшего платить пожизненно - или изувеченному, или семье погибшего, -то сейчас нет. Достаточно отчислений в страховой фонд, да и их стараются минимизировать. Дошло до того, что завод им. Хруничева, например, платит страховые отчисления... по тарифам КБ. Только почему-то в прошлом году эти "конструкторы" , якобы стоящие у кульмана, получили 52 серьезные травмы и два профессиональных заболевания...

Техника опасности

И все же главным источником опасности министр Московского правительства Евгений Пантелеев, руководитель Департамента науки и промышленной политики, считает не отсутствие программ и не злые козни директоров.

- Несмотря на статистические данные о небольшом сокращении травматизма, - говорит министр, -мы понимаем, что в жизни этого не происходит. Вряд ли меры, которые принимаются, позволяют реально сократить количество несчастных случаев.

Основной причиной травматизма на промышленных предприятиях министр считает старение основных производственных фондов. Ведь более половины оборудования на предприятиях Москвы имеет возраст 25-30 лет.

- Для того чтобы поддерживать основные фонды в нормальном состоянии, - подчеркивает Пантелеев, - требуется их ежегодное обновление на 7-8%. А нам хватает средств лишь на 5%.

Он считает, что сегодня для обновления фондов не удается пользоваться финансовыми источниками, предоставляемыми финансовыми институтами. Сегодняшняя ставка рефинансирования, равная 12%, по его мнению, очень высока. Средства, которые должна получать промышленность, должны быть льготными, ибо они окупаются далеко не сразу.

- Поэтому с 1997 года, - говорит Евгений Пантелеев, - в Москве существует программа поддержки промышленности. С 1997 года выделение в бюджете средств на развитие промышленности стало обязательным. Они расходуются на поддержку наиболее эффективных производственных проектов. Механизмы этого известны - или финансирование части процентной ставки, или участие правительства в совместных проектах. На эти цели ежегодно расходуется около двух миллиардов рублей.

Обратил внимание министр и на другую проблему, о которой уже говорилось, - проблему кадров. Он отметил, что система профессионально-технического образования в стране была полностью развалена, но сейчас почти восстановлена.

- И вместе с тем, - сказал министр, - в Москве остро не хватает высококвалифицированных специалистов рабочих профессий. Это -одна из важнейших проблем, которую мы должны решать и которая позволит в значительной степени снять остроту проблемы охраны труда. Ее реализация уже началась. Созданы центры подготовки кадров в Восточном округе на базе "Салюта" , в Юго-Восточном - на базе ВНИИМЕТМАШа. Нам предстоит в течение 1, 5-2 лет эту систему завершить, создав центры во всех округах.

Руководитель ДНПП считает, что важно и еще одно направление - координация всех работ по охране труда. Многое делают профсоюзы, предприниматели, город, но все это пока разобщено. Нужны серьезные организационные усилия, которые, кстати, помогут решить многие финансовые вопросы. Ведь и профсоюзы, и предприниматели, и страховые фонды, и город имеют небольшие средства для охраны труда. Если их не аккумулировать, они и дальше будут распыляться. Видимо, роль такого центра должно взять на себя Правительство Москвы.

Евгений Пантелеев особо подчеркнул роль контроля и надзора за всеми работами в этой области.

- Я не помню за последние годы ни одного случая, - сказал министр, - когда руководитель предприятия пошел бы под суд за несчастный случай на производстве. Двадцать лет назад подобной безнаказанности нельзя было себе и представить...

Об этом, кстати, свидетельствует и статистика. В прошлом году было возбуждено более 1000 уголовных дел, осуждено, чаще всего условно, 80 виновных руководителей. При таком попустительстве - о какой безопасности труда может идти речь...

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости