Столичные власти восстанавливают систему охраны труда на производстве
В Октябрьском зале Дома союзов состоялось городское совещание по охране труда. Разговор на эту тему был очень актуальным. Особенно если учесть, что в последние годы эта работа и в стране, и в нашем городе переживала нелегкие времена. Охрана труда оказалась в забвении, потому что большинство предприятий боролось за выживание, а забота о людях стала казаться чем-то лишним. Главной стала забота о прибыли. Те рычаги, при помощи которых административно-командная система в советские времена заставляла руководителей неукоснительно следовать требованиям закона об охране труда, исчезли вместе с самой системой. И в нашей промышленности сложилось положение, по меткому выражению одного из участников совещания, когда работника "легче схоронить, чем сохранить".
В совещании приняли участие представители исполнительной и законодательной власти города, руководители Московской федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, органов надзора и контроля. Словом, все те, кого принято называть социальными партнерами по созданию нормальных социально-экономических отношений в городе. В своем выступлении председатель Московской федерации профсоюзов (МФП) Михаил Нагайцев сказал, что в этом году уже 50 человек погибли на работе. Лидер профсоюзов подчеркнул, что действенную систему в городе необходимо финансировать на должном уровне: "Эти финансовые затраты несравнимы с тем, что мы теряем жизнь и здоровье москвичей".
Сергей Чиннов, один из руководителей МФП, выступил на совещании с глубоким анализом причин травматизма на предприятиях города. Там, где профсоюзы имеют свои отделения, руководители не будут спать спокойно, пока не наведут порядок в области охраны труда. Профсоюзы ведут контроль за выполнением прав трудящихся. Сергей Чиннов отметил снижение показателей травматизма и смертности, что, по его мнению, является результатом деятельности городской межведомственной Комиссии по охране труда, комиссий при префектурах. С созданием Фонда социального страхования появилась реальная возможность для оказания помощи пострадавшим. Однако многие несчастные случаи не попадают под действие федерального закона, и их необходимо менять. Все несчастные случаи должны рассматриваться тремя сторонами -инспекцией, фондом и профсоюзом. В коллективных договорах, которые заключаются между работодателем и трудовым коллективом, обычно содержится минимум социальных гарантий. Необходимо готовить договора, более защищенные от произвола работодателей. Но существует еще масса предприятий, в основном малого и среднего бизнеса, где такие договора вообще не заключаются. А потому не выполняются мероприятия по охране труда. В этом году представители профсоюзов провели проверки на тысяче предприятий города, которые показали, что на большинстве из них условия работы не отвечают требованиям санитарии и гигиены. И это положение из года в год не меняется. На совещании отмечалось, что профсоюзы с огромным одобрением относятся к тому, что правительство Москвы уделяет серьезное внимание вопросам охраны труда. Только в текущем году два заседания правительства были посвящены обсуждению положения дел в этой области. Намерения городской власти решить эти вопросы, к сожалению, остались намерениями. Постановление так и не было принято. Все его положения, требующие финансовых вложений, были отвергнуты Департаментом финансов города. Программу было предложено реализовывать на прежнем уровне финансирования.
Заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Игорь Персиянинов с иронией заметил, что в атмосфере не просто критики предпринимателя, а когда "предпринимателя пригвоздили выводом, что он не занимается вопросами охраны труда", выступать "достаточно легко". На самом деле предпринимателями на охрану труда было истрачено в прошлом году 33 миллиона рублей, была профинансирована программа, которая не просто обеспечивала безопасность работников. Были проведены перевооружение и оснащение производства -основа безопасности охраны труда. Представитель промышленников и предпринимателей посетовал на трудности тех, кто хочет действительно развивать производство. В то же время необходимо внести изменения в нормативные акты для повышения экономической заинтересованности предпринимателя в проведении мероприятий по охране труда. В одиночку у предприятий не хватает средств, чтобы выполнить закон по охране труда. Почему бы не создать фонд, в котором аккумулировались бы средства, предназначенные на проведение мероприятий по охране труда.
Михаил Антонцев, депутат Московской городской Думы, считает, что в последние годы в городе воссоздана система охраны труда, которая работает не так слаженно. На сегодняшний день практически закончена работа по формированию нормативной базы, адаптированной к новой рыночной экономике. Но в городе нет возможности для подготовки кадров в области охраны труда. Есть и еще одна важная проблема, считает депутат: "Мы оперируем данными по случаям травм и смертей, в достоверности которых сомневаемся. А сокрытие данных происходит прежде всего там, где используется труд так называемых гастарбайтеров".
Евгений Пантелеев, руководитель Департамента науки и промышленной политики, назвал участникам совещания цифры, касающиеся развития промышленности города. Так, более половины производственных фондов в Москве 25-летней и более давности. Необходимо в год обновлять фонды на 8 процентов, а удается только на 5 процентов. По-прежнему стоит остро вопрос о ставке рефинансирования в производстве. Она составляет более 12 процентов, что заставляет руководителей прежде всего думать о прибыли, а это не позволяет развивать производство. У правительства Москвы есть программа поддержки предприятий. На конкурсной основе город тратит 2 млрд. рублей ежегодно, чтобы помочь предприятиям встать на ноги, обновить фонды, вернуть объемы производства. Есть еще одна серьезнейшая проблема: в 90-е годы была развалена система профтехобразования. Поэтому сегодня городские власти прилагают огромные усилия, чтобы восстановить систему подготовки квалифицированных кадров. В город вернулись все профтехучилища, которые принадлежали федеральным ведомствам и практически не функционировали. Москве остро не хватает квалифицированных кадров, в том числе и по вопросам охраны труда. Департамент уже запланировал создание центров по охране труда во всех округах.
Руководитель московского регионального отделения Фонда социального страхования Галина Кривушкина в своем выступлении подчеркнула, что Фонд социального страхования производит ежегодно выплаты более 200 тысячам работников, получивших травмы на производстве и профзаболевания. В прошлом году был израсходован почти миллиард рублей на единовременные и ежемесячные выплаты. 70 млн. рублей израсходовано на дополнительную медицинскую помощь в рамках программы реабилитации инвалидов. Однако политика по установке тарифов несовершенна. Каждое предприятие отчисляет взносы. Многие предприятия уклоняются от уплаты тарифов, находя уловки. Например, завод Хруничева платит тариф не как крупное предприятие, а как КБ, в котором работают 52 человека. За 9 месяцев текущего года на этом производстве зафиксировано 36 несчастных случаев, а платят они по-прежнему мизерную сумму. Кривушкина посетовала на то, что очень немногие предприятия пользуются возможностью возврата 20 процентов от суммы взносов за предыдущий год. А ведь эти средства можно использовать на профилактику по охране труда, на лечение, создание средств индивидуальной защиты, аттестацию рабочих мест.
На совещании выступил вице-мэр Валерий Шанцев. Он сказал, что сектор реальной экономики в городе развивается стремительными темпами, из года в год наращиваются объемы промышленного производства. Темпы роста составляют около 10 процентов ежегодно. Окреп и сектор малого и среднего предпринимательства: в городе работают более 200 тысяч малых предприятий, развиваются торговля и потребительский рынок. Возросли объемы строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры.
- Когда мы начинаем анализировать все аспекты деятельности предприятий и организаций, то приходим к выводу, что, пока занимались при переходе к рыночной экономике сохранением и ростом количественных производственных показателей, потеряли систему охраны труда, - сказал Валерий Шанцев. - Сейчас же даже руководитель самого маленького предприятия понимает, что это неправильно. Поэтому заново создали систему мер для улучшения дел в области охраны труда. Если говорить о показателях, они на сегодняшний день лучшие по России: у нас сегодня чуть больше двух случаев потери трудоспособности на тысячу работающих. Но нам нельзя сидеть сложа руки. Мы должны сделать максимально возможное, чтобы уберечь и работников, и работодателей от идеологии - бизнес любой ценой.
Вице-мэр отметил, что сейчас в городе предпринимаются такие усилия по созданию системы управления охраной труда, как взятие под контроль каждое предприятие, развитие территориальной системы служб охраны труда, изменение ее во властных структурах и на предприятиях. Сегодня малые предприятия не могут содержать у себя специалистов, но должны создать хозрасчетные коллективные центры. В любом случае эта система - обучения, повышения квалификации, сбора постоянной информации, которая у нас сегодня, к сожалению, отсутствует, должна быть усовершенствована. Правительство Москвы сегодня предпринимает меры, чтобы тем нашим комитетам и департаментам, которые контролируют производственную деятельность, вменить в обязанность организацию работы по координации и контролю за мероприятиями по охране труда на каждом предприятии города.
Подвела итоги совещания председатель Комитета общественных связей города Москвы Татьяна Васильева.
- Комитет общественных связей в течение последних двух лет по заданию правительства города координирует деятельность по управлению охраной труда и социально-трудовых отношений. Эти направления деятельности комитета стали важнейшими и ответственнейшими звеньями в нашей многоплановой работе, - сказала Татьяна Алексеевна. - К сожалению, федеральное правительство не среагировало на изменяющиеся обстоятельства нашей жизни и экономики и не приняло дополнительные нормативные акты, определяющие меру ответственности руководителей предприятий малого и среднего бизнеса в вопросах обеспечения безопасного труда.
Татьяна Васильева подробно остановилась на основных направлениях деятельности Комитета по охране труда. Первое касается координации деятельности органов исполнительной власти, их взаимодействия с Московской федерацией профсоюзов, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей, органами государственного надзора и контроля, Межведомственной комиссией по охране труда при правительстве Москвы и префектурах. Этим комиссиям необходимо предоставить большие полномочия, и их решения должны быть не рекомендательными, а обязательными для исполнения. Они должны иметь право требовать отчет руководителей за неисполнение решений комиссии, правительства города, которое является органом власти, ответственным за охрану труда в городе. Положения об этих комиссиях должны быть соответствующим образом доработаны, и в их состав должны войти территориальные органы учета и контроля, санэпиднадзор, профсоюзные организации. Второй момент: выполнение программных мероприятий и реализация дополнительных мер позволили снизить уровень производственного травматизма с 314 случаев в 2001 году до 252 в 2003-м. Сегодня настораживают оперативные данные Государственной инспекции труда в городе Москве за 8 месяцев текущего года. Если общее количество случаев смертельного, группового и тяжелого травматизма ниже, чем за аналогичный период прошлого года, на 64 случая, то количество случаев со смертельным исходом возросло. В 2003 году их было 114, в 2004-м - уже сейчас 127. В этом году увеличилось количество несчастных случаев со смертельным исходом в промышленности с 14 до 22. Увеличение идет в основном за счет предприятий, производящих строительные материалы.
Уровень производственного травматизма напрямую зависит от уровня обеспечения охраны труда в организациях города. При обсуждении вопросов обеспечения охраны труда на заседании правительства Москвы были выделены три составляющие, которые должны сыграть положительную роль в обеспечении охраны труда. Первая и основная - обеспечение охраны труда в организациях города в соответствии с требованиями Закона об охране труда. Необходимо не просто довести до сведения работодателей и руководителей предприятий нормы, которые они обязаны исполнять, не только ознакомить специалистов с положениями этого закона, но и провести работу по популяризации положений закона среди москвичей. Вторая - повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда. Строгий контроль сделает не только наказание за нарушения неотвратимыми, но и станет побудительным мотивом для более серьезного отношения к требованиям закона. Третья - создание эффективной городской инфраструктуры обеспечения охраны труда на предприятиях. Эту задачу призваны выполнить отраслевые центры охраны труда, центры в административных округах, хозрасчетные центры, которые будут созданы в помощь малому и среднему бизнесу. В их деятельность входят обеспечение учебы работодателей, снабжение их методической литературой, информирование обо всем новом в законодательстве и в решениях органов власти. Вокруг этих центров планируется объединить деятельность контролирующих органов, территориальных и отраслевых органов исполнительной власти.
***
Рекомендации Московского городского совещания по охране труда
Участники Московского городского совещания по охране труда, предпринимателей, органов отмечают следующее.
В городе сформирована Система государственного управления охраной труда, выполняются мероприятия городской Программы по охране труда за 2002 - 2004 годы, повышается роль Межведомственной комиссии по охране труда при правительстве Москвы.
В феврале текущего года Московской городской Думой принят в новой редакции закон города Москвы "Об охране труда в городе Москве".
В рамках реализации городской программы по охране труда на 2002 - 2004 годы осуществлялась работа, направленная на снижение производственного травматизма.
Для усиления внимания работодателей к вопросам обеспечения безопасных условий труда организован и проведен городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда. В смотре-конкурсе приняло участие более 1800 организаций города.
Более 127 тысяч руководителей и специалистов прошли обучение по охране труда.
Вместе с тем, несмотря на предпринятые меры, не удалось на должном уровне обеспечить надежность функционирования системы государственного управления охраной труда в городе Москве, добиться улучшения условий труда работников.
До настоящего времени наблюдается разобщенность в деятельности органов исполнительной власти города Москвы, органов контроля и надзора, объединений работодателей и профсоюзов в решении проблем охраны труда.
В организациях города Москвы отмечаются случаи допуска к работе специалистов и рабочих, не прошедших обучения и инструктажа по охране труда.
Не в полной мере осуществляется контроль качества организации и проведения обучения охране труда руководителей, специалистов.
Не получила должного развития практика учета состояния охраны труда в организациях, участвующих в конкурсах на получение городских заказов.
Представители органов исполнительной власти, за редким исключением, не участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве.
Остаются нерешенными вопросы управления охраной труда в организациях малого предпринимательства.
Недостаточно эффективно работает система информационного обеспечения организаций города и населения. Организации города не в полной мере пользуются Правилами установления страхователям (работодателям) скидок и надбавок к тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости остается недостаточное внимание к проведению профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и улучшению условий труда со стороны работодателей, их слабая экономическая заинтересованность в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственных рисков; старение основных производственных фондов: недостаточный ведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда; малая численность специалистов по охране труда как в органах управления, так и в организациях; снижение производственной дисциплины, недостатки в обучении работающих по охране труда.
В целях повышения уровня обеспечения охраны труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города участники совещания считают необходимым:
1. Предложить правительству Москвы, Московской федерации профсоюзов, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей с участием органов государственного надзора и контроля сосредоточить усилия на дальнейшем совершенствовании управления охраной труда.
2. Просить правительство Российской Федерации:
- ускорить разработку и принятие эффективных экономических мер, побуждающих работодателя выполнять требования охраны труда, обеспечивать безопасные условия труда для работников;
- ввести механизм приостановки действия лицензий у организаций в случаях выявления нарушений законодательства об охране труда;
- рассмотреть вопрос о направлении средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- внести изменения в порядок и условия финансирования предупредительных мер, предусматривающих возможность перераспределения средств страховых взносов между организациями с малой численностью работающих для поочередного направления этих средств на частичное финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
3. Просить правительство Москвы:
- обеспечить при формировании проекта городской целевой программы по охране труда на 2005 - 2007 годы достаточный уровень финансирования и кадрового обеспечения;
- при разработке проектов городских целевых программ и программ социально-экономического развития административных округов включать мероприятия по обеспечению безопасности и охраны труда;
- организовать методическое обеспечение по вопросам охраны труда во всех звеньях Системы государственного управления охраной труда в городе Москве;
- при организации и подготовке конкурсов на выполнение городских заказов учитывать подготовку руководителей и специалистов в области охраны труда, состояние производственного травматизма в организациях-соискателях;
- организовать социальную рекламу по вопросам охраны труда;
- поручить органам исполнительной власти осуществлять внутриведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обеспечить участие представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании всех тяжелых и групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
4. Просить Прокуратуру города Москвы возобновить практику проведения коллегий по вопросам выполнения законодательства об охране труда с участием работодателей, представителей органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти города Москвы и Московской федерации профсоюзов,
5. Просить Государственную инспекцию труда в г, Москве оперативно информировать правительство Москвы о конкретных организациях, допустивших тяжелые несчастные случаи на производстве, групповые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом,
6. Московской федерации профсоюзов:
- добиваться эффективного взаимодействия профсоюзных организаций с работодателями и их объединениями, органами исполнительной власти всех уровней, направленного на безусловное выполнение принятых сторонами обязательств в области охраны труда, включаемых в коллективные договора и соглашения, осуществлять согласованные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений трудовых прав и законных интересов работников, устранению причин и условий нарушения законодательства об охране труда:
- проверять сигналы о фактах сокрытия производственного травматизма, выявлять причины и условия, способствующие получению производственных травм; принимать меры по их устранению;
- направлять представления в компетентные органы о приостановке деятельности организаций, допускающих систематические нарушения законодательства об охране труда;
- информировать общественность о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях города.
7. Предложить Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, руководителям организаций города:
- принять меры по созданию служб охраны труда в организациях города в соответствии с действующим законодательством об охране труда;
- выделять средства на мероприятия по охране труда в размерах, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.
На совещании состоялась церемония награждения победителей городского смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда почетными грамотами правительства Москвы, ценными призами и дипломами.
Победители смотра-конкурса определялись по пяти номинациям.
"Лучшая организация города Москвы в области охраны труда среди организаций отраслей экономики":
1-е место:
- МГУП "Мослифт" (генеральный директор А. А. Золкин, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы);
2-е место:
- ГУП МСНПО "Радон" (генеральный директор С. А. Дмитриев, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы);
- ОАО "Главмосстроймонолит" Управления монолитного индивидуального строительства Главмосстроя (генеральный директор И. В. Зюбин, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы).
3-е место:
- ОАО МГТС (генеральный директор М. А. Смирнов, Департамент транспорта и связи города Москвы);
- ГУП "Мосгаз" (генеральный директор М. А. Попович, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы);
- ГУП "Школьно-базовая столовая "Люблино" (директор Н. П. Алимова, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы).
"Лучшая организация в области охраны труда города Москвы среди подведомственных префектурам организаций":
1-е место:
- ГУП "РЭП-5 района Пресненский" (директор Т. А. Косинова, ЦАО).
2-е место:
- ГУП "Зеленоградское спецавтохозяйство" (директор Н. И. Забелин, ЗелАО);
- ГУП "ФНПЦ "Прибор" (генеральный директор О. Т. Чижевский, ЮАО);
3-е место:
- ГУП "РЭУ-17 района Соколиная Гора" (генеральный директор М. П. Мельников, ВАО);
- ГУ "РЭП 41 района Северное Бутово" (директор 8. И, Лосев, ЮЗАО);
- ГУП "РЗУ-38 района Хорошевский" (директор Л. В. Захарова, САО).
"Лучшая организация в области охраны труда города Москвы среди организаций малого предпринимательства":
1-е место:
- ЗАО "Конмет инкорпорейтед" (генеральный директор Д. В, Тетюхин, САО).
2-е место:
- ООО "Тайп 2000" (генеральный директор Н. С. Трема сова. ЦАО);
- ОАО "МОС ОТИС РУ-6 "Зеленоград" (директор А, И, Молоканов, ЗелАО);
3-е место:
- ООО "Карат-В" (генеральный директор В. Н. Ратанин, СЗАО);
- ЗАО "Экспострой" (директор А. Н. Сорокин, ВАО);
- Мебельное предприятие ООО "Фабрика НИК" (генеральный директор В. П. Иванов, ЮЗАО).
"Лучший административный округ города Москвы по организации работы в области охраны труда":
1-е место:
- Зеленоградский административный округ (префект А. Н. Смирнов).
2-е место:
- Северный административный округ (префект В. И. Объедков).
3-е место:
- Южный административный округ (префект П. П. Бирюков).
"Лучший отраслевой орган исполнительной власти города Москвы по организации работы в области охраны труда":
1-е место:
- Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы (руководитель департамента А. Н. Ремезов).
2-е место:
- Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы (руководитель департамента В. И. Малышков),
3-е место:
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (руководитель департамента Н. В. Павлов).