Фазил АЛИЕВ: Впереди - море работы

Судоходные компании столкнулись с кадровыми проблемами

Русской экспертной и морской сюрвейерской корпорации "Римско" - пожалуй, крупнейшей из вновь созданных на бассейне судоходных компаний - недавно исполнилось 12 лет. Не круглая и ни к чему не обязывающая вроде бы дата. Однако: "По большому счету, ведь все мы, живущие здесь, - азиаты. И очень любим в последнее время исчислять все по азиатскому календарю, - улыбается президент корпорации Фазил Алиев. - А коль так, то не грех вспомнить, что именно 12-летний цикл считается в этом регионе законченным, а число, делящееся на 12, - круглым...".

В каждой шутке, как говорится, лишь доля шутки. Реальность же состоит в том, что к этому своеобразному юбилею компания, стартовавшая совсем недавно, подошла в качестве одного из признанных лидеров не только в области морских перевозок, но и в ряде других направлений развития бизнеса.

О сегодняшнем дне корпорации "Римско" ее основатель и бессменный президент Фазил АЛИЕВ рассказывает в беседе с корреспондентом "В".

- ...Вообще сама годовщина у нас была еще в начале сентября. Но тогда в стране один за другим произошли жестокие теракты, в том числе трагедия в Беслане. Ни о каких громких празднованиях, естественно, не могло быть и речи. Я сам уроженец Кавказа, и все, происходящее там сегодня, вызывает у меня неимоверную боль. Единственное, наверное, что мы могли сделать в тех условиях, - это немедленно перевести крупную сумму денег на счет пострадавших во время бесланского кошмара. Понятно, что деньгами горе не измеришь, но и остаться в стороне, я считаю, мы тоже не имели никакого права...

БЕРЕГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ...

Что касается нашей компании, преодолевшей полтора месяца назад 12-летний рубеж, то развивается она, на мой взгляд, достаточно динамично. Причем по самым разным направлениям, потому что в последние годы мы придаем особое значение диверсификации нашей деятельности, понимая, что сосредоточиваться на каком-то одном направлении было бы не совсем правильно. Так, в последнее время серьезный упор мы стали делать на развитие береговой базы, развитие собственной береговой инфраструктуры - начинаем заниматься судоремонтом, усиливаем уже работающую базу техобслуживания флота. Создан департамент капитального строительства и строительства гидротехнических сооружений. Для этого получена практически универсальная лицензия Госстроя РФ, дающая нам право на ведение этих непростых и требующих специальной подготовки работ. Сейчас исключительно своими силами, не привлекая никаких субподрядчиков, ведем строительство собственного 6-этажного офисного здания на улице Экипажной (это в районе стадиона "Авангард" во Владивостоке). Может быть, кому-то это покажется глупой романтикой, но, переехав туда, мы окажемся значительно ближе к морю, к причалам, у которых стоят наши суда. Полагаю, что если не случится никаких чрезвычайных, форс-мажорных, как говорят моряки, обстоятельств, то в следующем году мы справим новоселье.

Приятно отметить, что специалисты весьма высоко оценивают тот сектор нашей деятельности, с которой, собственно, начиналась компания; я имею в виду прежде всего работу на рынке экспертного, сюрвейерского, оценочного бизнеса. Последний, к слову сказать, считается одним из самых перспективных направлений на рынке недвижимости и финансов. Так вот, самый авторитетный, пожалуй, в этой области российский журнал "Профиль" (достаточно сказать, что издается он совместно с BusinessWeek) в одном из своих последних номеров опубликовал рейтинг компаний-оценщиков по всей стране с делением на соответствующие федеральные округа. Как выяснилось, по мнению специалистов, составлявших указанный рейтинг (а в их компетенции сомневаться не приходится), в Дальневосточном федеральном округе корпорация "Римско" является безусловным лидером в оценочном бизнесе.

ОТ АРКТИКИ ДО АНТАРКТИДЫ

Конечно, ключевое внимание мы продолжаем уделять работе нашего флота, его пополнению и развитию. Так, за последнее время флот компании пополнился еще двумя рефрижераторными судами - грузоподъемностью в 5 и 9 тысяч тонн (суммарный дедвейт порядка 20 тысяч тонн). При этом понятно, что приобретение флота - не самоцель; он должен все время работать, принося компании прибыль и возможность развиваться дальше. С учетом состояния рынка морских перевозок, колебания фрахтовых ставок добиться этого не просто. И тем не менее независимо от конъюнктуры мы стараемся, чтобы рефрижераторы и танкеры, чьи корпуса выкрашены в наш фирменный оранжевый цвет, не простаивали ни одного дня.

Ну, к примеру, на рынке рефперевозок сейчас наблюдается некоторый подъем, и обеспечить грузовую базу для этой части нашего флота не сложно. На нефтеналивном рынке, наоборот, в последнее время наблюдается некоторый спад, но и здесь многолетний авторитет компании как безупречного перевозчика позволяет нам стабильно находить работу. В первую очередь, что характерно, во взаимодействии с государственными структурами. Буквально на днях возвратились в порт приписки наши танкеры "Ренда" и "Кашира", которые всю навигацию работали на северном завозе, выполняя задания как властей Чукотского автономного округа, так и Министерства обороны РФ.

В ближайшие дни должен подойти и танкер "Вентспилс", который больше года работал в чартере на другом конце Мирового океана, обеспечивая топливом рыбаков в районе Фолклендских островов, Аргентины, Перу и Чили. И работой экипажа этого танкера фрахтователь тоже остался очень доволен.

Кстати, возвращаясь чуть назад - к северному завозу. С ним вообще в этом году получилась любопытная ситуация. Ключи от порта Анадырь в 2004 году были торжественно вручены экипажу нашего рефрижератора "Берег Надежды", который в начале июня первым сумел пробиться к анадырьским причалам. А теперь получается, что и закрывать арктическую навигацию тоже будет наше судно - транспортный рефрижератор "Капитан Дегтярь", который по заданию чукотских властей с полными трюмами продуктов прибыл из американского порта Беллингхем сначала в Анадырь, а сейчас следует в порт Певек. Надеемся, что в начале ноября он закроет там навигацию этого года.

БОЛЬШИЕ ДЕЛА ДЛЯ МАЛОГО ФЛОТА

И еще одно направление, которым мы активно занимаемся последние 5-6 лет, - это приобретение, восстановление и последующая эксплуатация так называемого москитного флота. Мелочь, казалось бы, ничего существенного, но, как выясняется, без него - никуда, и спрос на его услуги сейчас огромный. Особенно на таком перспективнейшем участке, как сахалинские проекты.

Мы вот больше трех лет назад, скажем мягко, у не очень радивых прежних хозяев приобрели плавкопер. Они вообще, по-моему, собирались его продавать на металлолом. Мы бились с ним три года! Но зато теперь спрос на него огромный - и для участия в различных элементах сахалинских проектов, и для помощи в разных точках дальневосточного побережья, и для работы за рубежом. Постоянно ведем переговоры и твердо знаем, что деньги были вложены не напрасно, без работы в ближайшие годы наш плавкопер не останется.

То же самое с многочисленными буксирами, которые мы приобретали в бросовом состоянии и восстанавливали порой, что называется, с нуля. Сегодня они востребованы не только у нас, в портах Приморья, но и в хабаровском Де-Кастри, и в зоне предполагаемого строительства трубопровода "Сахалин - материк".

То есть я хочу еще раз подчеркнуть, что работа есть, ее хватает и сегодня, и на перспективу - ближайшую и отдаленную. Тут возникает другая и на первый взгляд весьма неожиданная проблема - кадры. Причем проблема, настолько обострившаяся в последние годы и, что самое страшное, продолжающая обостряться, что впору кричать "Караул!".

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

По большому счету, мы присутствуем сегодня при втором этапе трагедии, которую проходило и проходит судоходство под российским флагом. Сначала на наших с вами глазах был бездарно разбазарен флот - если взять только наш бассейн, то примеры "Востокрыбхолодфлота", "ВБТРФ", сегодняшняя ситуация вокруг "Дальморепродукта" и многих других компаний (а можно рассказать еще о Сахалине, Камчатке, западных бассейнах) говорят сами за себя.

Сегодня мы наблюдаем второй, еще более опасный этап - потерю специалистов.

Парадоксальный, казалось бы, момент - нас призывают бороться с безработицей, создавать новые рабочие места. Но на эти рабочие места мы все труднее и труднее находим квалифицированные кадры. Думаю, никто не скажет точно, сколько сегодня во Владивостоке, да и в других морских городах Дальневосточного региона действует крюинговых агентств - именно так от английского слова crew (экипаж) называются конторы, ведущие наем российских специалистов на суда к иностранным судовладельцам. Причем предпочитают не мотористов, не матросов, не поваров, а именно специалистов с высшим образованием - штурманов, механиков, электрорадионавигаторов и так далее. Понятно, что зарплата "под флагом" порой существенно выше, чем у российского судовладельца, это вполне объяснимо целым рядом причин, в том числе и негибкостью отечественного законодательства. Понятно в этой связи и нормальное желание любого человека (в данном случае профессионального моряка) заработать побольше, особенно в наше непростое время. Тут, кстати, есть даже такой показательный момент - раньше на малом флоте, на тех же буксирах у нас не было кадровой проблемы, так как туда переходили моряки, которые по тем или иным причинам списывались на берег - по болезни, возрасту или семейным обстоятельствам. Так вот сегодня моряк так держится за "валютный" пароход, что у нас даже на буксирах жесткий кадровый голод. В принципе же явление кадрового голода уже в полной мере ощутили не только мы, но и многие другие солидные судоходные компании.

Удивляет меня, правда, при этом то, что многие из идущих "под флаг" не отдает себе отчет в одной простой вещи: на время работы в крюинге у них пропадает, как правило, трудовой стаж и в 90 процентах случаев полностью отсутствует социальный пакет - страховые выплаты и так далее. Жизнь между тем быстротечна, и стоит, наверное, думать не только о дне сегодняшнем, но и о завтрашнем.

Кстати, у нас в компании, несмотря на абсолютно частную форму собственности, действуют те же правила игры, что и на многих госпредприятиях; я имею в виду не только обязательный социальный пакет для каждого работника, но и такую ныне многими забытую вещь, как колдоговор между администрацией и трудовым коллективом, заключающийся при активном посредничестве профсоюза. Зарплата у нас - я могу это сказать с уверенностью - выше, чем во многих судоходных компаниях региона; так, по береговому составу она приближается к 10 тысячам рублей, по флоту она, естественно, существенно выше. Но даже при этом кадровая проблема в последнее время остро выходит на первый план.

Мы пытались "купить" выпускников местных морских вузов, брали их после 2-го, 3-го, 4-го курсов на длительную практику, при этом не только не выставляли за прохождение практики никаких счетов, как этого требуют соответствующие положения, но и брали все расходы на себя - все бесполезно. А знаете почему? Потому что, как правило, уже у ворот вуза, из которого они выходят со свеженьким дипломом, их встречают агенты тех самых крюинговых структур, что сулят золотые горы при условии работы "на дядю". Это неудивительно - наше морское образование до сих пор считается одним из лучших в мире. А долго ли заморочить голову молодому пацану?..

РАБОТАЙ ИЛИ ПЛАТИ

Проблема эта уже не первый год, что называется, криком кричит. Дошло до того, что самое пристальное внимание на нее вынужден был обратить российский президент, который весной этого года в послании Федеральному собранию прямо сказал - вот, смотрите, у меня эта цитата в последнее время все время под рукой: "Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. И начать, видимо, надо с дефицитных сегодня специальностей. Считаю также, что в интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этого образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать".

Здесь каждая фраза - не в бровь, а в глаз! И все про нас и про наши проблемы! Не знаю, выльются ли слова президента в какие-то конкретные директивные документы или постановления по линии министерства образования, но ждать больше некогда; мы уже стараемся активно готовить специалистов сами для себя. Только в этом году за счет нашей компании более 20 человек начали получать образование - в высших и средних мореходных училищах Владивостока. И очень надеемся, что это будут специалисты именно для работы под отечественным флагом, а не под каким-то другим.

Потому что, повторю еще раз, работы у нас впереди - непочатый край. Были бы желание, умная голова и рабочие руки. А куда приложить их на благо родной страны всегда найдется.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости