Событие, которое происходило вчера в Центральном Доме культуры железнодорожников, без преувеличения можно назвать историческим. Здесь состоялась первая конференция работников Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на которой был принят Генеральный коллективный договор ОАО "РЖД".
В ней приняли участие 487 делегатов - представители всех магистралей. А незадолго до этого во всех филиалах Компании, в том числе и на 17 дорогах, подводились итоги выполнения обязательств Отраслевого тарифного соглашения за 2004 год. И теперь предстояло принять важнейший правовой акт, который отныне будет регулировать социально-трудовые отношения в акционерном обществе.
Этот документ труженики отрасли ожидали с нетерпением и тревогой. Их озабоченность легко понять: одних волновала сама идеология договора, других - какие-то конкретные обязательства. Но, ознакомившись с проектом Генерального коллективного договора, люди вздохнули с облегчением: льготы и гарантии ОТС сохранены! Появился даже новый раздел, предусматривающий социальные гарантии женщинам, детям и семьям. Более того, впервые этот документ будет распространяться и на работников здравоохранения, образования и культуры, вошедших в Компанию.
Железнодорожная отрасль всегда гордилась своей социальной сферой. Председатель Роспрофжела Николай Никифоров в своем докладе (он представлял сторону работника) напомнил, что впервые Генеральный коллективный договор между ЦК профсоюза и Наркоматом путей сообщения был подписан в 1922 году, то есть 82 года назад! С тех пор такие договоры стали надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников, прочно вошли в жизнь, сыграли огромную роль в судьбах тружеников отрасли и в годы первых пятилеток, и в послевоенный период.
А в 1992 году было заключено первое Отраслевое тарифное соглашение, которое обеспечивало в те первые зыбкие, неустойчивые годы перестройки неоценимую помощь и поддержку отрасли, защитило от перестроечного произвола ее тружеников.
Почему средние заработки на многих магистралях выше, чем в регионах, по которым пролегают стальные пути? Почему из года в год растут конкурсы в железнодорожные вузы? Почему работать на железной дороге сегодня стало не только интересно, но и очень престижно? Почему в недавней видеопресс-конференции Геннадия Фадеева участвовало почти вдвое больше представителей СМИ, нежели в прошлом году? Почему молодой акционерной Компании присваивают самые высокие международные рейтинги?
Да, железнодорожный транспорт всегда был ключевым звеном экономики страны. Но сегодня все видят - как в нашем государстве, так и за его пределами, - что деятельность акционерного общества "Российские железные дороги" - это прежде всего социально ответственный бизнес. Ответственный и перед своей страной, и перед каждым тружеником, связавшим свою судьбу с магистралью.
Деятельность ОАО "РЖД", можно сказать, реабилитировала само понятие "реформа". Ведь в нашей стране, как свидетельствуют социологические опросы, негативное отношение к переменам многие люди объясняют тем, что у них исчезло чувство уверенности в завтрашнем дне. И этот дефицит оказался куда страшнее и болезненнее, чем нехватка колбасы или модных тряпок...
И вот сегодня, 12 лет спустя, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" принимает свой первый Генеральный коллективный договор.
Конечно, его идеология уже другая, новая, соответствующая тем экономическим реалиям, в которых работает отрасль.
- Прежде всего основные положения этого документа направлены на повышение эффективности работы Компании за счет роста мотивационной составляющей в социальных гарантиях, а также на усиление социальной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности, -подчеркнул в докладе на конференции первый вице-президент ОАО "РЖД" Хасян Зябиров, представлявший сторону работодателя.
Старая, хотя и грубоватая, но очень актуальная ныне поговорка "Как потопали, так и полопали" сегодня наполняется вполне конкретным содержанием. Достойную зарплату, жилье и прочие социальные блага теперь предстоит зарабатывать самостоятельно, своим личным трудом. И для этого, как сказал президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, необходимо менять психологию работы в Компании, чтобы каждый осознал: есть результат - есть премия и все остальные блага, нет результата - должен быть обратный отсчет. "А мы обратному счету еще не научились", - заметил Геннадий Фадеев.
- Пользуясь тем, что здесь присутствуют высший состав управленцев, командный состав нашей Компании, руководители филиалов, структур, профсоюзные лидеры нашей отрасли, я хотел бы обратить внимание на то, что мы не живем вчерашним днем, не переписываем тарифное соглашение. Всем нам необходимо осознать, что начинается новая точка отсчета жизни и работы нашей Компании, когда во главе угла стоит вопрос не как надо разделить, а как заработать. Да, нам действительно всем вместе удалось одолеть преграды, ровно пройти тот отрезок реформы, который уже позади. Но если мы не будем меняться, мы только проиграем, - подчеркнул Геннадий Матвеевич. - Корпоративные интересы сегодня должны главенствовать над личными, над интересами филиалов. И если этого понимания не будет, - грош цена любому оратору, что бы он ни говорил сегодня с этой трибуны.
К счастью, поводов для упреков президенту Компании не дал ни один из выступивших на конференции. Генеральный коллективный договор был принят единогласно.Анна МОГИЛАТ.
***
Железнодорожный транспорт всегда был ключевым звеном экономики страны. Но сегодня все видят - как в нашем государстве, так и за его пределами, - что деятельность акционерного общества "Российские железные дороги" - это прежде всего социально ответственный бизнес.
***
Из выступления первого вице-президента ОАО "РЖД" Хасяна ЗЯБИРОВА
Бизнес ОАО "РЖД" - это бизнес социально ответственный. В каждом заключенном контракте: будь то производство новых колес, обновление локомотивного и вагонного парка, создание совместных предприятий по перевозкам и другие - во всех действиях заложена социальная составляющая. Это новые рабочие места, налоговые отчисления в региональные бюджеты, которые трансформируются в программы социальной поддержки населения, в том числе и железнодорожников.
При этом социальная политика рассматривается как важнейший инструмент повышения эффективности деятельности Компании.
В этом году истекает срок действия Отраслевого тарифного соглашения по федеральному железнодорожному транспорту, заключенного на 2001 2003 годы и продленного на 2004 год, к которому сразу после образования присоединилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Более десяти лет тарифное соглашение являлось надежным гарантом социальной стабильности и устойчивой работы железнодорожного транспорта.
Как показывают проведенные на железных дорогах конференции по подведению итогов выполнения коллективных договоров за первое полугодие
2004 года, принятые обязательства в основном реализуются в полной мере.
В условиях реализации мероприятий второго этапа реформирования отрасли возникла необходимость перехода на новый уровень регулирования социально-трудовых отношений. Генеральный коллективный договор ОАО "РЖД" на 2005 год, разработанный рабочими группами ОАО "РЖД" и ЦК профсоюза, будет являться правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Компании.
В ходе разработки и обсуждения проекта коллективного договора большинство членов рабочей группы сошлись во мнении, что его следует заключить сроком на один год.
Учитывая, что Компания находится в начальной стадии становления, и во избежание финансовых рисков данный срок действия договора является самым оптимальным. При этом, если результаты работы Компании будут успешными, договор можно всегда продлить или внести в него необходимые дополнения и изменения.
Предлагаемый проект Генерального коллективного договора имеет принципиальные отличия от ранее действовавших в отрасли документов регулирования социально-трудовых отношений. Прежде всего его основные положения направлены на повышение эффективности работы Компании за счет роста мотивационной составляющей в социальных гарантиях, а также на усиление социальной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности. Такой подход обусловлен требованиями стратегии ОАО "РЖД", в которой уровень социальной защиты и объем социальных гарантий поставлены в прямую зависимость от достижения установленных показателей производственно-экономической эффективности.
В процессе разработки сохранены проверенные временем традиции социального партнерства на железнодорожном транспорте, а также хорошо зарекомендовавшие себя на практике механизмы социальной защиты работников и неработающих пенсионеров.
При разработке проекта Генерального коллективного договора возник вопрос об уровне заключения коллективных договоров в филиалах и структурных подразделениях Компании. Учитывая, что планирование бюджетов по основным показателям в Компании осуществляется на уровне филиалов - железных дорог и их отделений, а на линейных предприятиях планируется лишь часть бюджетов, признано целесообразным заключать коллективные договора на уровне филиалов и отделений железных дорог.
Генеральный коллективный договор будет являться основой для заключения коллективных договоров как в филиалах Компании, так и в отделениях железных дорог. При этом они не могут снижать уровень трудовых прав и гарантий работников по сравнению с Генеральным договором.
Основными целями договора являются:
- повышение эффективности работы Компании;
- усиление социальной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности;
- обеспечение роста благосостояния и уровня социальной защиты работников.
Для реализации этих целей в проекте договора учтены основные финансово-экономические показатели, прогнозируемые на 2005 год (грузооборот, пассажирооборот, рост производительности труда, среднемесячная заработная плата, доходы, расходы, прибыль, удельные расходы на одного работающего на обеспечение социальных гарантий). Условиями договора предусмотрено, что от уровня выполнения этих показателей будет зависеть уровень обеспечения социально-трудовых гарантий, социальных денежных выплат и других мер социальной поддержки работников. На этой основе будет осуществлена дифференциация социальных пакетов различных категорий работников, с тем чтобы обеспечить соответствие персональному трудовому вкладу работника как уровня доступности социального потенциала, так и соответствующего уровня социальной защиты.
В договоре достаточно детально прописаны вопросы оплаты труда работников с учетом специфики работы Компании и стратегических целей ее развития. Изменение условий оплаты труда предусматривается производить на основе технико-экономических обоснований и по согласованию с профсоюзными органами. В целях закрепления квалифицированных кадров дополнительно определены условия выплаты вознаграждения за выслугу лет. Договором устанавливается выплата заработной платы 2 раза в месяц и предусматривается ее индексация в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Рост реальной заработной платы будет обеспечен в соответствии с ростом производительности труда, который должен составить не менее 6, 5 процента в год. В результате среднемесячная зарплата превысит 12 тысяч рублей.
В сфере развития кадрового потенциала договором определены меры, гарантирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников структурных подразделений Компании, и особенно молодежи.В период структурной реформы особую актуальность приобретают социальные гарантии высвобождаемым работникам.
Для работников Компании и членов их семей предусмотрен пакет основных социальных гарантий. Предлагается сохранить бесплатный проезд железнодорожным транспортом по разовому билету в купейном вагоне пассажирского поезда и по годовому билету в пригородном сообщении. За счет корпоративной системы добровольного медицинского страхования будет обеспечено бесплатное медицинское обслуживание, предоставлена возможность по льготной стоимости пользоваться услугами оздоровительных учреждений Компании, выделяются средства на оказание материальной помощи на поддержание здоровья во время отпуска.
Работникам гарантируются единовременное поощрение за добросовестный труд при выходе на пенсию, материальные компенсации при получении инвалидности. Все работники имеют возможность участия в корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения, и при паритетном внесении пенсионных взносов им гарантируются пенсионные выплаты в размере 20 процентов от заработка.
Очень важными являются социальные гарантии по корпоративной поддержке работников при приобретении жилья (кредит, субсидии, ипотека), обеспечению отдельных категорий линейных работников и руководящего состава жильем из фонда, принадлежащего Компании, на период исполнения трудовых обязанностей. Работникам предоставляются компенсации затрат на приобретение топлива, права пользования на льготных условиях услугами объектов культуры, спорта, корпоративных образовательных учреждений.
Для линейных работников гарантируются торгово-бытовое обслуживание, питание отдельных категорий, имеющих разъездной характер работы. Предусматриваются оказание социальной помощи молодым работникам, работникам, уволенным в запас с военной службы и возвратившимся на работу в Компанию, другие гарантии.
В проекте договора отражены вопросы обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы в условиях реформирования, в том числе: объектов культуры, спорта, домов отдыха, пансионатов, санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и других объектов, особенно на линейных станциях и в градообразующих поселках.На эти цели потребуются средства в сумме 0, 8 процента от объема эксплуатационных расходов.
Не оставлены без внимания и ветераны отрасли. Около 700 тысяч человек из числа неработающих пенсионеров, которые вышли на пенсию с предприятий железнодорожного транспорта, получат соответствующую корпоративную социальную поддержку. Для них предусматривается ежемесячная материальная помощь в зависимости от стажа работы на железнодорожном транспорте. Предоставляются права бесплатного проезда по разовому билету в купейном вагоне пассажирских поездов и по годовому билету в пригородном сообщении, если стаж работы на железнодорожном транспорте не менее 20 лет. Гарантируются медицинское обслуживание и оздоровление пенсионеров в санаториях и домах отдыха по льготным путевкам, отпуск бытового топлива по льготным ценам и другие социальные льготы.
В целях повышения активности общественных советов ветеранов и материальной заинтересованности председателей советов ветеранов в работе с пенсионерами предусматривается ежемесячная доплата (от 150 до 2000 рублей), в зависимости от количества состоящих на учете ветеранов.
В проект договора внесен новый раздел, предусматривающий социальные гарантии женщинам, детям и семьям.
Это:
- дополнительные отпуска в случаях рождения ребенка, регистрации брака;
- выплата пособий при рождении детей;
- ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- направление для получения профессионального образования с оплатой обучения;
- предоставление по льготной стоимости путевок в летние оздоровительные лагеря и др.
В проекте договора глубоко проработаны вопросы улучшения и охраны труда, а также предусмотрены страховые выплаты и пособия, связанные с производственным травматизмом. На мероприятия по улучшению условий труда потребуется предусмотреть в бюджетах филиалов Компании не менее 0, 7 процента от сумм эксплуатационных расходов.
В сфере социального партнерства определены меры по созданию условий для деятельности первичных профсоюзных организаций, по повышению эффективности работы, укреплению трудовой и технологической дисциплины, воспитанию профессиональной гордости у работников Компании и повышению престижности железнодорожных профессий.
Для обеспечения социальных гарантий, определенных договором, по прогнозным оценкам, потребуется 4, 7 миллиарда рублей, что составляет весомую долю в доходах Компании. (В 2004 году на эти цели будет израсходовано 4, 3 миллиарда рублей.) Рост расходов на обеспечение социальных гарантий по Генеральному коллективному договору составляет 8 процентов. Это высокая динамика, но эти расходы вписываются в планируемые бюджетные параметры работы Компании на 2005 год.
Накануне конференции внесен ряд предложений и уточнений. Принято решение, что выдача билетов на проезд по железнодорожному транспорту работникам и неработающим пенсионерам будет производиться за счет средств Компании. Расширены разделы по повышению экономических знаний работников, усилена коллективная и индивидуальная ответственность работников за результаты работы Компании. Больше внимания уделено развитию инициативы и изобретательности молодежи.
Все положения договора соответствуют требованиям законодательства о труде, в нем максимально учтены предложения трудовых коллективов, его параметры соответствуют Стратегической программе развития ОАО "РЖД" и планируемому бюджету Компании на 2005 год.
***
Говорят делегаты
Халит ХУСАИНОВ, председатель райпрофсожа Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги:
- Создание ОАО "РЖД" круто изменило работу железнодорожников, и в первую очередь в психологическом плане. В коллективах подтянулась производственная дисциплина, исчезли иждивенческие настроения. Люди поняли, что от их конкретного вклада зависит и общий результат и их личное благосостояние.
На Башкирском отделении повысились требования не только к производственным показателям, но и к условиям труда. Люди ответственнее, бережнее стали относиться к закрепленной за ними технике, инструменту, экономнее расходовать горюче-смазочные материалы.
Раньше, лет 15 назад, планом капитального ремонта пути на отделении предусматривалось пройти 180 километров. Сейчас пока нам планируют 103 километра. Наши путейцы постарались и отремонтировали около 130 километров главного хода Транссиба, улучшив балльность пути. Повысилась участковая скорость, ускорился оборот вагонов, улучшились и все остальные показатели.
Нас, работников профсоюза, естественно, волнует проблема достойной зарплаты железнодорожникам. По Башкирскому отделению в среднем она составляет 9200 рублей, машинисты получают до 15000 рублей. По производительности труда Куйбышевская магистраль находится на 8-м месте, а по зарплате - на 15-м по сети дорог.
Евгений КОКШАРОВ, начальник Тверской дистанции пути Октябрьской железной дороги:
- Мы обслуживаем главный ход магистрали, который отличается высокой интенсивностью движения. Плановые показатели дистанция выполняет. Путь оценен в 17 баллов. Соответственно к своим работникам выдвигаем повышенные требования. Кадры в основном растим в своем коллективе. Во-первых, это позволяет молодому человеку вникнуть во все детали работ по ремонту и содержанию пути. Во-вторых, такая трудовая школа становится стимулом к повышению образования, нацеливает на поступление в вуз. Сегодня очередные четыре специалиста готовятся к защите диплома в вузах.
В дистанции многое делается для закрепления кадров и в социальной сфере. Например, мы ежегодно выделяем соответствующие средства на летний отдых детей железнодорожников. Помогли четырем семьям путейцев приобрести квартиры по ипотеке, на очереди еще пять семей железнодорожников. Стараемся разместить своих работников поближе к месту работы. Особой заботой у нас окружены ветераны, многие из которых проработали на магистрали по 40-45 лет.
Надежда ФИЛЛИПОВА, техник Этыркенской дистанции пути Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги:
- Большие надежды мы возлагали на эту конференцию, к счастью, многие из них оправдались: основные наши предложения и поправки к социальному пакету прошли в Генеральном коллективном договоре. Так что нам будет чем порадовать свой коллектив.
Хочу заметить, что за год работы в системе ОАО "РЖД" работники дистанции и члены их семей как никогда раньше получили возможность достойно отдохнуть во время своего очередного отпуска. Каждый работающий теперь платит за санаторно-курортную путевку 13 процентов ее стоимости. А если учесть, что проездной билет бесплатный, некоторые впервые сумели провести свой отпуск на прекрасных курортах. Около 200 детей наших работников отдохнули летом по льготным путевкам в оздоровительных лагерях.
Валентина ЧУХАРЕВА, товарный кассир станции Саянская Красноярской железной дороги, председатель профкома:
- Я считаю, что конференция прошла на высшем уровне, и очень здорово, что сохранены все прежние социальные гарантии. Конечно, хотелось бы, чтобы договор был заключен не на один год, а действовал года три. Тем не менее это очень большое достижение.
Наметились улучшения в деятельности профсоюзов. Мы работаем в тесном контакте с райпрофсожем и дорпрофсожем. Они нас регулярно консультируют по вопросам социальной защиты, юридическим проблемам.
Проект Генерального договора Роспрофжела с ОАО "РЖД" мы активно обсуждали с коллективом станции. В частности, я давала предложение по улучшению спецодежды, поскольку спецодежда, в которой ходят наши работники, просто ужасна.
***
Из доклада председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николая НИКИФОРОВА
Сегодня у работников Компании знаменательный день, который войдет в историю как день заключения в ОАО "РЖД" первого Генерального коллективного договора.
Несколько слов о том, почему не ОТС, а коллективный договор. Статья 45 Трудового кодекса предусматривает заключение отраслевых тарифных соглашений с объединениями работодателей. В акционерном обществе один работодатель - президент Компании, создать объединение работодателей невозможно. Поэтому президентом ОАО "РЖД" Г.М. Фадеевым и Роспрофжелом было принято решение в соответствии со статьями 29, 40 - 44 Трудового кодекса, закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" начать разработку Генерального коллективного договора. С этой целью было подписано соответствующее Соглашение, созданы комиссии от работодателя и профсоюза, образованы рабочие группы, привлечены эксперты, консультанты и т.д.
Проведено более 30 официальных встреч, 10 заседаний рабочих групп и комиссий. Из 300 поступивших предложений около 150, то есть половина, нашло отражение в проекте договора, примерно 40 будут учтены при выработке разъяснений к нему, ряд предложений отклонено, некоторые должны быть разрешены через коллективные договоры филиалов, отделений железных дорог.
Переговоры проходили в обстановке взаимопонимания, уважения мнений сторон, доверия, главное - на фоне благополучной, стабильной работы Компании.
Профсоюзные органы совместно с руководителями осуществляют политику, направленную на улучшение работы каждым работником, увязывая результаты труда с заработной платой. С этой целью переработаны положения о премировании для большинства работников массовых профессий, что сказывается на итогах работы и размерах оплаты труда.
Очень важно и то, что Компания будет осуществлять корпоративную политику из необходимости обеспечения социальных гарантий работникам дочерних и зависимых обществ в объеме не менее установленных в договоре, что гарантирует им сохранение действующих в Генеральном коллективном договоре всех положений и пунктов через их коллективные договоры, которые они обязаны заключить как юридические лица. Собственные коллективные договоры будут принимать и негосударственные учреждения здравоохранения и народного образования, так же как юридические лица. Их финансирование будет осуществляться Компанией с учетом затрат, необходимых для предоставления работникам этих учреждений гарантий не ниже уровня, предусмотренного договором.
Впервые по предложениям машинистов и помощников машинистов записали пункт об обязательствах работодателя организовать переобучение по другой специальности и трудоустройство в течение шести месяцев с оплатой, после того как медкомиссия не допустила работников к исполнению их обязанностей по состоянию здоровья.
Учитывая большую нуждаемость в обеспечении жильем железнодорожников (на очереди 220 тысяч человек), предполагается строительство специализированного жилья, оказание помощи и поддержки работникам, строящим дома, квартиры через ипотечное кредитование, выделение субсидий.
Значительный раздел посвящен улучшению условий и охраны труда, в том числе проведению аттестации не менее одного раза в 5 лет, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. Выделение средств на выполнение программ улучшения условий и охраны труда с учетом мнения Роспрофжела и т.д.
Усилена позиция по выплате семье погибшего работника в размере не менее двухгодового его заработка на каждого иждивенца.
Учитывая, что основным условием постоянного роста и достижения достойного уровня жизни работников должна стать стабильная, высокоэффективная работа самой Компании, ее филиалов, структурных подразделений и каждого труженика, в Генеральный коллективный договор включен раздел по обязательствам самих работников.
В обязательствах профсоюза предусмотрено:
- осуществлять защиту экономических и профессиональных интересов работников, контроль над соблюдением нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- совместно с работодателем осуществлять меры по повышению эффективности работы Компании, внедрению новой техники, укреплению трудовой и технологической дисциплины, воспитанию профессиональной чести и достоинства у работников Компании;
- мобилизовывать коллективы на достижение стратегических целей Компании, выполнение объемных и качественных показателей работы, создание благоприятного социального климата в трудовых коллективах;
- осуществлять профсоюзный контроль за состоянием охраны труда, представлять интересы пострадавших работников при расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, оказывать необходимую консультативную помощь по вопросам охраны труда и здоровья, участвовать в работе комиссий, проводящих комплексные обследования организаций и их подразделений по вопросам охраны труда и здоровья, аттестации рабочих мест и другим жизненно важным вопросам. Все эти и другие обязательства включены в текст ГКД.
Каждый пункт проекта Генерального коллективного договора - это большая кропотливая работа ответственных за его выполнение. Что значит, например, выдержка из пункта 6.3. "Осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"? Напомню, в 2003 году правовой инспекцией профсоюза выявлено 1816 нарушений, возвращено людям 19 миллионов 336 тысяч рублей незаконно удержанных или невыплаченных денег. И в этом году с мая по сентябрь возвращено уже около 3 миллионов рублей, устранены нарушения с выплатами отпускных, переносом отпусков.
В последнее время массовый характер приобрели вопросы приема на постоянные рабочие места работников по гражданско-правовым договорам. Эти люди бесправны, плохо обучены, и зарплата у них в два раза ниже, чем у штатных работников ОАО "РЖД". Всего их работает по состоянию на 1 июля с.г. 55 517 человек.Из-за просчетов в планировании фонда оплаты труда имеются массовые нарушения снижения рабочим заработанных премий.
Еще велико число сверхурочных. В текущем году их допущено около 7, 5 миллиона часов. Только у локомотивных бригад 6, 3 миллиона, что дополнительно требует 4 220 человек, или 2 110 локомотивных бригад. Доплаты за сверхурочную работу у локомотивных бригад составили за 9 месяцев т.г. 115, 6 миллиона рублей.
В других хозяйствах учет сверхурочных по-настоящему не налажен. Вскрываются факты их неучета, неоплаты и приписки в нарушение трудового законодательства.
Вчера Президиум ЦК профсоюза специально рассматривал вопрос "О нарушениях трудового законодательства, Отраслевого тарифного соглашения на Юго-Восточной железной дороге". Выявлены факты многочисленных нарушений по недоплатам и лишениям премий, сокрытию и неоплате сверхурочных часов работы, непредоставлению положенных отпусков, неправомерному привлечению к работе в выходные дни. За три дня работы комиссии ЦК профсоюза людям возвращено более 100 тысяч рублей.
Президиум отметил слабую работу и дорпрофсожа, и соответствующих структур дороги. Как можно допускать переработку свыше 120 часов у машинистов и их помощников?
Всего в целом по сети за 8 месяцев около 4 тысяч работников локомотивных бригад, или 3, 3 процента, отработало в нарушение ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации более 120 часов. Надо наводить порядок.
Много проблем, связанных с обеспечением безопасности движения, охраны труда.
Нарушения условий труда приводят к возникновению профессиональных заболеваний и повышению опасности производственного травматизма. Так, в 2003 году на сети железных дорог вновь выявлено 213 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, в том числе у 36 женщин.
Расходы на предоставление льгот и компенсаций в виде дополнительных отпусков и оплата труда в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, составили по ОАО "РЖД" за 2003 год более 1, 1 миллиарда рублей. Вывод: выгоднее создать нормальные условия труда работникам, чем платить в повышенных размерах и подрывать их здоровье.
По инициативе профсоюза в период подготовки к заседанию Центрального комитета по вопросу улучшения условий труда и содержания санитарно-бытовых помещений проделана большая работа по приведению в порядок рабочих мест, бытовых помещений, определены меры, и они практически претворяются в жизнь, по ремонту, обновлению оборудования, мебели, оснащению комнат для приема пищи и т.д.
Предприняты реальные шаги по приведению кабин локомотивов в нормальное состояние. Это говорит о том, что, когда мы начинаем предметно заниматься, проблема решается положительно. Наша задача не просто уменьшить - необходимо исключить полностью непроизводительные расходы, которые составляют десятки, сотни миллионов рублей. У нас большие резервы по минимизации нерациональных расходов, а это зависит от каждого работника Компании. Только при хорошей работе будет возможность реального повышения заработной платы и увеличения социального пакета. Каждый должен понимать, что хорошая работа Компании в целом зависит от него, а значит - и его благосостояние. Это один из главных пунктов Генерального коллективного договора, и только так мы можем добиться его выполнения.
Контроль за реализацией Генерального коллективного договора предлагается поручить комиссиям от работодателя и профсоюза. Они и могут вносить корректировки в его содержание, а результаты планируется подводить по итогам полугодия и года на совместном заседании Правления и президиума Роспрофжела, а также на конференциях, собраниях филиалов, структурных подразделений Компании.
Президиум ЦК профсоюза, состоявшийся 20 октября, рекомендует конференции утвердить Генеральный коллективный договор.