НЕТ, что ни говорите, а в России век покоя не видать. Не успели мы остыть от беслановской трагедии, как обнаружили, что бензин дорожает в три раза быстрее, чем предписано расти инфляции.
Конкретные цифры расстраивают еще сильнее. Если по стоимости бензина Россия сравнялась с Америкой, то наша средняя "белая" зарплата по итогам 2003 года составила 6,5 тыс. руб. (с теневой частью ок. 10 тыс.) против средней американской 4,5 тыс. долл.
На прошлой неделе Совет Федерации организовал специальные слушания по этому поводу. Правда, весь пыл-жар сенаторов вылетел в свисток, они даже не приняли обращение к правительству. "Зачем позориться и показывать слабость палаты, - с присущим ему наивным откровением сказал спикер СФ Сергей Миронов, - если мы все равно ничего изменить не можем".
В отличие от Миронова, другие наши деятели сыплют рецептами. Например, заморозить цены моторного топлива. На что вице-премьер правительства Александр Жуков заметил, что в рыночной открытой экономике товар идет туда, где платят больше, и запреты не сработают. Надо, дескать, пользоваться экономическими методами, что правительство и делает.
Так, с 1 октября в очередной раз повысилась пошлина на экспорт нефти. Теперь доходы бюджета с каждого вывезенного из страны барреля растут еще больше. А ведь, кроме пошлины, в бюджет давно изымаются все деньги, полученные компаниями за экспорт нефти сверх 25 долл. за баррель. Тем не менее, нефтяников обвиняют в том, что они в погоне за барышами норовят вывезти из страны все подчистую. Вот бензина, мол, и не хватает.
Слушал я рассуждения вице-премьера Жукова в телестудии программы "Времена" , и, честно признаюсь, мысли в голове путались. Если у нефтяников выгребают все, что они получают сверх 25 долларов за баррель, то кто в этом случае обогащается? Компании или государство? И, может, не все зависит от заоблачных мировых цен, пошлин на нефть и уж тем более - на бензин? Может, за пределами этого заклятого круга происходит нечто такое, о чем не говорят?
Стоило поискать ответы на эти незамысловатые вопросы, как картина, по крайней мере - в моей голове, стала проясняться. Правда, от этой ясности тошнее стало. Оказывается, наши нефтяники могли бы иметь от нынешних объемов экспорта дополнительно 13 млрд. долл. в год, а бюджет страны - солидную добавку. Могли бы, озаботься государство развитием системы трубопроводов, что давно предлагают нефтяники. Но государство их в упор не слышит. В результате, сказал журналу "Эксперт" Андрей Гайдамака, глава управления инвестиционного анализа "ЛУКойла" , только на лишних транспортных издержках все компании теряют около 4 млрд. долл.: экспорт 1 т нефти по трубе обходится в 17 долл., а по железной дороге - в 66.
Куцая сеть трубопроводов тормозит ввод новых месторождений - и на этом нефтяники теряют около 5 млрд. долл. в год. Расчеты специалистов "ЛУКойла" показывают: будь через Тимано-Печерскую провинцию проложена труба с выходом к Мурманску, добыча нефти здесь в ближайшие 5-6 лет удесятерилась бы, а труба окупилась бы за год.
Третья статья потерь, по-моему, самая обидная. Наша нефть идет на экспорт через соседей: Украину, Белоруссию, а далее по территории Польши, Германии, Венгрии, Чехии... Идет со средней скидкой 2 долл. с барреля. Это означает, что большая доля прибыли нефтепереработчиков этих стран складывается из наших скидок, а Россия лишается еще примерно 4 млрд. долл. в год.
Два года назад пять компаний заявили правительству, что готовы финансировать весь цикл строительства трубы на Мурманск. "ЛУКойл" даже передал государственной компании "Транснефть" обоснование проекта. Правительство его гордо отвергло, заявив, что сами с усами. Все замерло.
Это возмутительно, скажет читатель, но при чем здесь бензиновые цены? Мне кажется, при том, что, получая от экспорта только 25 долл. с барреля (что справедливо) и теряя по вине неэффективного государства еще 13 млрд. долл. ежегодно, компании наверняка пытаются хоть как-то компенсировать эти потери на торговле бензином.
Но, кроме круга второго - недоразвитой системы трубопроводов, есть еще и круг третий, собственно нефтепереработка, где цены и "варятся". А здесь ситуация еще мерзопакостнее, нежели с транспортом. Дело в том, что из тонны нефти мы получаем всего ничего: 150 л моторного топлива, тогда как в США -430!
Чтобы наращивать экспорт и производство моторного топлива, вовсе не обязательно увеличивать добычу нефти. Модернизируйте, говорят специалисты, хоть один НПЗ до американской кондиции - и Россию можно залить бензином, да еще и цены обрушить!
А в нынешней ситуации, вопреки призывам некоторых чиновников, мало проку больше нефти гнать на НПЗ еще по одной причине. Мы при переработке в 6 раз больше, чем американцы, получаем мазута. НПЗ и сегодня затоварены им по горло, поскольку правительство взвинтило экспортные пошлины, и продавать мазут за рубеж нерентабельно. А получать один бензин, без мазута, люди еще не научились. Правда, если правительство вдруг осенит снизить пошлины - мазут станут экспортировать, а заодно и увеличат выпуск бензина.
Но в любом случае эта мера - локальная. А кардинальная - глубокая модернизация НПЗ, о чем правительство и не заикается. Здесь мы сразу упираемся в извечный вопрос: где инвестиции? В поисках ответа оказываемся в круге третьем. По оценке академика А. Аганбегяна, до 70% инвестиций все наши предприятия берут из собственных средств. А потому вынуждены поддерживать свою прибыльность в 1,5-2 раза выше, чем на Западе. Это, вместе с нашей манерой эпохи раннего феодализма взвинчивать цены под потолок платежеспособного спроса, прямо удорожает товары. В том числе - и бензин.
Есть ли у нефтяников внешние источники инвестиций на модернизацию НПЗ? Пока - нет. Но в будущем могут появиться, если правительство вместе с Госдумой возьмется, наконец, за реформы. Например, по мнению того же ак. Аганбегяна, наши золотовалютные резервы по меньшей мере вдвое превышают все мыслимые нормативы. А Центральный Банк (ЦБ), как во времена СССР, остается только эмиссионным и административным центром, что противопоказано для страны с рыночной экономикой, в какую превратилась Россия. ЦБ давно пора трансформировать в нормальный банк, способный выдавать массовые "длинные" кредиты коммерческим банкам на инвестиции. Да под низкий процент. Вот тогда золотовалютные резервы не будут лежать мертвым грузом, заработают: станут обеспечивать эти кредиты. И наша убогая банковская система быстрее вырастет.
Может, правительство еще сподобится не надувать людей, а всерьез реформировать систему пенсионных накопительных фондов, разработает, наконец, закон об обязательном страховании, поможет раскрутить паевые фонды... Тогда в стране, как и во всем мире, появятся солидные источники инвестиций.
Вот ведь как все повернулось! Начали мы с бензоколонки, а закончили реформированием ЦБ и прочими вещами, от заправок весьма далекими. Ни секунды не сомневаюсь в том, что все здесь сказанное хорошо известно членам правительства. Они -люди образованные. Тогда почему же не принимают нужных решений? Не соглашаются на строительство тех же трубопроводов? На реформирование ЦБ? Не снизят, наконец, пошлины на экспорт мазута?!
Вся штука, по-моему, в том, что если экономика устроена системно, то чиновник, как говаривал Аркадий Райкин, -специфически. Поясню по-научному бесстрастной цитатой: у этих людей "нет никаких государственных интересов, есть лишь интересы конкретных служащих". То есть личные интересы. Сейчас, например, "пилят" "ЮКОС". Чтобы иметь эту возможность, надо, как минимум, усидеть в креслах, которые подпираются стабилизационным фондом и золотовалютными резервами. Не приведи Господь их тронуть!
Подобные повадки чиновников крупный шведский экономист Олсон иллюстрирует классикой экономической теории: это позиция "кочующего бандита" , от которой далеко даже до позиции "оседлого бандита" , не говоря уже о поведении "правительства".
Что же получается? Бизнесмены вопиют, что и как надо бы сделать, чтобы удешевить бензин. А чиновники делают вид, что не слышат. Страна глухих...
Мнение обозревателя может не совпадать с позицией редакции.