Под эгидой центра "Стратегия" в Минске прошли ряд солидных научных конференций, в которых вместе с белорусскими парламентариями, руководителями правительственных структур, политологами участвовали и известные представители политической элиты России. Центр внимательно следит за ходом белорусско-российской интеграции.
Корреспондент "Союзного вече" Леонид Лахманенко беседует с руководителем аналитического центра "Стратегия" Леонидом ЗАИКО о перспективах сотрудничества Беларуси и России.
- Леонид Федорович, почему интеграция в экономике идет гораздо сложнее, чем, скажем, в сфере образования, культуры, дипломатического и военного сотрудничества?
- У каждой страны, как известно, есть свои национальные интересы. В России появилась новая экономическая элита, новые собственники, новые частные корпорации, банки, холдинги и т. д. У нас в основном сохранилась прежняя структура экономики, которая не подверглась жесткой и радикальной реформе. В экономике двух стран начались сложные, часто противоречивые процессы, которые продолжаются и по сей день. Новые экономические интересы Беларуси и России идентифицировались в разные цели и перестали стопроцентно совпадать.
Каждая страна активно занялась обустройством своего экономического пространства, поиском зарубежных инвесторов, партнеров и рынков сбыта. И это не могло не проявиться в ходе создания Союзного государства в дискуссиях о необходимости синхронизации реформ как важнейшего фактора сближения экономик.
- И все же складывается впечатление, что вопрос синхронизации излишне политизирован. Темпы приватизации в Беларуси - основной упрек в ее адрес. Но многие известные российские политики и экономисты предостерегают белорусских союзников от вариантов приватизации в их стране. Чем объясняете вы это?
- Активным лоббированием российскими олигархами своих интересов в странах СНГ, в том числе и в Беларуси. Их позиция в определенном смысле стала тормозом в той сфере отношений, под которой понимается синхронизация. Ведь об успешной синхронизации можно говорить только тогда, когда мы имеем адекватные формы собственности и системы управления в экономике. Естественно, началась нестыковка. А иначе и не могло быть. Ведь после распада СССР каждая его бывшая республика выживала в одиночку. Они не видели необходимости интегрироваться. Каждая новая страна постсоветского пространства выстраивала свою стратегическую линию поведения на международной арене и в мировой экономике.
Если Россия, оправившись от потрясений, взяла ориентир на восстановление положения и роли сверхдержавы, то у Беларуси была более скромная цель - наладить эффективную работу предприятий, подавить инфляцию, дать людям достойный заработок и т. п. Все явственнее становилось несовпадение интересов в области приватизации, денежной политики, инвестиций.
Россия - неоднозначная страна, в которой, на мой взгляд, часто не совпадают интересы большого капитала и политических сил. Это надо иметь ввиду при оценке отношений союзников.
- Однако там и капитаны бизнеса, и политические деятели, говоря о синхронизации и сближении отдельных сегментов экономик, все же настаивают на российском сценарии, что несколько настораживает. Тем не менее, в каких сферах опыт России достоин нашего внимания?
- В России достаточно успешно развивается малый и средний бизнес, формируется свой бизнес-класс. Его представители довольно быстро усвоили основы современного управления и маркетинга, поставили новые знания на службу своих интересов. Сегодня российский менеджемент быстро растет, он деятелен, конкурентоспособен, умеет ставить цели и достигает их.Тут нам есть чему поучиться. Например, по продвижению своих товаров на внешние рынки.
- На заре наших новых союзнических отношений с Россией много надежд возлагалось на создание совместных финансово-промышленных групп в разных сферах экономики. Потом разговоры на эту тему поутихли. Что, теория не прошла проверку практикой?
- Мы как союзники не случайно "зацепились" за эти группы. В развитых странах (США, Германия, Франция) подобные объединения крупных банков и промышленных корпораций уже хорошо зарекомендовали себя. Но тут надо иметь виду, что, во-первых, процесс их создания шел долго и занял не один год. Во-вторых, в эти группы вошли в подавляющем большинстве, за очень редким исключением, частные банки и фирмы.
Что получается у нас. Возникшие в России частные компании и банки, объединившись в свои финансово-промышленные группы, возглаяемые олигархами, со временем стали грозной экономической силой. Быстро растущий, агрессивный и нередко бесцеремонный в выборе средств для достижения своих целей крупный российский капитал вызвал настороженность у белорусской экономической элиты и политиков.
И эти, надо сказать, совершенно справедливые опасения оказались не напрасными. Поэтому создание совместных финансово-промышленных групп уже, с точки зрения Беларуси, не представляется позитивным и прогрессивным делом. Да, они несколько лет казались отцам-основателям Союзного государства прообразом более тесной интеграции. Но жизнь, как это нередко бывает, внесла свои существенные коррективы.
- Кстати, о коррективах и перспективах. Будут ли внесены изменения в союзнические отношения в связи с инициированием Россией создания единого экономического пространства (ЕЭП) "четверки"?
- Вероятно, будут коррективы. Но я хочу сказать о другом. После того как мы все переболели общими болезнями роста, у Беларуси, России, Украины и Казахстана появился исторический шанс: создать действительно эффективную общую экономическую модель. С единой системой тарификации продукции, налоговой политикой, правилами перевозок, страхования и т. д. Но всем этим странам придется "переступить" через свой национализм, даже пойти на небольшую частичную потерю суверенитета. Стандартов, правил и процедур внутри ЕЭП должно быть минимум и они должны обеспечивать относительно свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Россия уже сделала знаковый жест, отменив исчисление НДС по стране назначения. Возможно, первые два года Российская Федерация понесет некоторые потери, но в будущем они оправдаются с лихвой. Эта отмена - демонстрация воли и желания создать полноценную зону ЕЭП.
- Когда хотят подчеркнуть эффективность экономических отношений двух стран, вспоминают о внушительных показателях взаимной торговли. Некоторые эксперты прогнозируют, что в этом году товарооборот между Россией и Беларусью достигнет 15 млрд. дол.
США. Знаете, цифра завораживает.
- А вы не будьте таким впечатлительным. Да, уровень товарооборота высок, что само по себе очень хорошо. Но я отношусь скептически к восторгам по этому поводу. Ведь показатели товарооборота - это самые простые данные об обмене товарами, пусть даже и многомиллиардном.
Эффективность продвижения на пути сближения двух экономик, построение Союзного государства будет заключаться в создании совместных производств и циклов с последующим выходом на внешние рынки, совместном освоении природных российских богатств, технологических и интеллектуальных ресурсов своих стран.
- Что надо нам сделать, чтобы их интеграция продолжалась в конструктивном русле?
- Обе страны не вправе не учитывать все возрастающее влияние процессов глобализации на мировую экономику. Судя по всему, Россия собирается раньше Беларуси вступить в
ВТО. Если это произойдет, у наших производителей возникнет ряд трудностей со сбытом своей продукции в Союзном государстве. Российский рынок станет более открытым для иностранных товаров, и мы быстро ощутим все прелести конкуренции с ведущими западными и азиатскими фирмами, банками, страховыми компаниями.
В этой связи и по ряду других веских причин мы, белоусы, должны ориентироваться на продвижение наших товаров на мировом рынке, создавать их новые образцы, новые брэнды, которые будут конкурентоспособными и в России, и в Китае, и в Европе. Сумеем это сделать, тогда сильный толчок в развитии получат наши промышленность, сфера услуг, транспорт. Объективно усилится обмен с россиянами идеями, ноу-хау, технологиями, так как они будут стремиться к сотрудничеству с нами.
Интеграция тогда успешна, когда она выгодна для ее участников, не только политически, но и экономически.