Столичным железнодорожникам есть чем гордиться за год работы в составе ОАО "РЖД"
Созданием ОАО "РЖД" завершился первый этап реформирования железнодорожного транспорта, а переход одной из базовых отраслей экономики Российского государства в новую организационно-правовую форму уже стал историческим событием.
Что представляет собой Московская железная дорога сегодня, год спустя после начала масштабных преобразований? Какой вклад внесла она в. общие итоги работы компании и повышение ее рейтинга на рынке транспортных услуг? В существующих границах дорога была организована в 1959 году. Сегодня здесь 128 тыс. человек, организационно объединенных в семь отделений и четыре дирекции. Дорога обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, в том числе девять полностью (Москву, Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Калужскую, Брянскую области) и четыре частично (Владимирскую, Белгородскую, Липецкую области и республику Мордовия), в которых проживают около 30 млн. чел. На дороге расположено 662 станции и раздельных пунктов, из них для грузовых операций открыто 479. В самом напряженном регионе магистрали - Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом и Большим окружным кольцом (БМО). Такой сложной транспортной сети не имеет больше ни одна дорога.
Столичная магистраль занимает лидирующее место по объему пассажирских перевозок, обеспечивая 47 процентов всех пассажирских перевозок сети. Ежесуточно с ее вокзалов отправляется более 200 пассажирских поездов, а в период летних "пиковых" перевозок-до 300. По полигонам дороги каждые сутки следует до 500 пассажирских поездов.
Существенная особенность Московской дороги - большой объем пригородных перевозок. Ежесуточно на дороге курсирует 2800 пригородных поездов, более 425 составов каждый день находится в работе. В "пиковые" часы интервал движения электропоездов в Мосузле составляет 4-6 минут. Так, на Ярославском направлении с 7 до 9 часов размеры движения пригородных поездов составляют 40 пар!
В текущем году во всех видах сообщений дорогой перевезены 502 млн. пассажиров, что на 8, 2 процента больше, чем в прошлом году. Это означает, что столичные железнодорожники четыре раза перевезли все население страны!
По объему погрузки дорога также удерживает первое место, а по объему грузовых перевозок-четвертое (после Западно-Сибирской, Свердловской и Октябрьской). Уже в октябре дорога выйдет на 280 тыс. тонн среднесуточной погрузки и практически войдет в тройку дорог с самым высоким объемом отправления грузов.
Услугами Московской железной дороги пользуются около 10 тысяч грузоотправителей. К путям станций дороги примыкает 2250 подъездных путей необщего пользования. Из 17 железных дорог России Московская отправляет 7, 9 процента всех грузов. С Московской дороги отгружается 23 процента от сетевой погрузки остальных и сборных грузов, 21 процент продовольственных товаров, 19 процентов цемента, 18, 3 процента грузов в контейнерах, 18 процентов железной руды, 17, 5 процента лома черных металлов. Всего же за девять месяцев 2004 года со станций Московской железной дороги отправлено 71 млн. 285, 2 тыс. тонн различных грузов. Более 23 процентов (в 2003 - 17, 5 процента) грузовых перевозок Московской дороги осуществляется независимыми владельцами приватных вагонов, что на 5, 5 процента больше, чем в 2003 году. На Московской дороге внедрена в 2003 году и активно работает "Система информационного сопровождения грузовых перевозок" (СИСГП). Эта система позволяет реализовать контроль (слежение) за местонахождением отправленного груза в рамках железнодорожного пространства Российской Федерации, СНГ, Балтии. Система информационного сопровождения работает либо в интерактивном, либо в автоматизированном режимах, а спектр оказываемых услуг постоянно расширяется. В работе с регионами дорога строит отношения исключительно на основе паритетных взаимовыгодных условий, с учетом социально-экономических и географических особенностей. Эти особенности закреплены в долгосрочных "рамочных" и ежегодно заключаемых финансово-экономических соглашениях. Вместе с тем, до настоящего времени не получил окончательного решения ряд крайне важных для дороги вопросов и, в первую очередь, по проблеме финансовой поддержки пригородных перевозок, эксплуатации малодеятельных линий и участков.
Для Московской железной дороги, выполняющей половину всех пригородных перевозок в стране, наиглавнейшей задачей является решение проблемы их убыточности. Выход видится в создании совместно с администрациями регионов и других заинтересованных организаций пригородных, компаний, так как рассчитывать в сегодняшних условиях на полную компенсацию убытков субъектами Российской Федерации нереально. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Дорогой подготовлен бизнес-план организации пригородной компании на Павелецком направлении с участием правительства Москвы и Московской области.
В целях обеспечения пригородных перевозок в 2004 году со всеми субъектами Российской Федерации в границах Московской железной дороги заключено 13 финансово-экономических соглашений. Кроме этого, действует шесть долгосрочных "рамочных" соглашений с администрациями Владимирской, Орловской, Курской, Смоленской, Калужской и Брянской областей. В соответствии с заключенными соглашениями прогнозируемый объем компенсации убытков от пригородных перевозок составит два млрд. 193 млн. рублей, в том числе денежными средствами - 313, 3 млн. рублей. Сэкономленные средства будут направлены на приобретение электропоездов, в том числе нового поколения "Спутник". Общий уровень компенсации убытков составит 25 процентов. За девять месяцев текущего года на дороге перевезено 456 млн. пригородных пассажиров, доходы от этих перевозок составили два млрд. 608 млн. рублей, или 43 процента от сети (по остальным дорогам сети доходы составили три млрд. 370 млн. рублей). Совместно со столичными строителями проведены широкомасштабные работы по реконструкции объектов Малого кольца в рамках строительства Третьего транспортного кольца. За счет средств бюджета Москвы построены и реконструированы 19 объектов, в том числе два больших железнодорожных моста, Гагаринский тоннель, путепроводы, служебно-технические здания на общую сумму более семи млрд. рублей. Кроме этого, на станции Москва-пассажирская Киевская построено ремонтно-экипировочное депо. Совместно с регионами реконструированы и построены вокзалы на станциях Калуга -2, Дубна, Большая Волга, Электрогорск, Кашира, Струнино, путепроводы в Смоленске, Рославле, Орле.
Субъектами Федерации высказывается заинтересованность в продолжении совместного строительства и реконструкции вокзалов, в том числе на станциях Голутвин, Воронок (Московская область), Шульгино (Тульская область), Рязань-1, Рязань-2, Дивово (Рязанская область), Балабаново, Обнинское (Калужская область), Брянск-Орловский, Новозыбков, Навля (Брянская область). Поступили предложения о совместном строительстве авто-железнодорожных вокзалов в городах Королев, Наро-Фоминск, Ногинск (Московская область), Курчатов (Курская область). Продолжена работа по строительству вокзала на станции Михайловский Рудник (Курская область). Реконструируется транспортный узел Выхино. 2 октября 2004 года состоялось торжественное открытие первой очереди тоннельно-пешеходного перехода. В целях улучшения взаимодействия совместно с администрацией Орловской области разработана Программа развития объектов и услуг железнодорожного транспорта на Орловщине на 2003-2005 годы, которой предусмотрено ежегодное инвестирование средств области в развитие пассажирских перевозок на сумму более 30 млн. рублей. Аналогичная программа разработана по Брянскому региону. За счет средств правительства Москвы разрабатывается технико-экономическое обоснование и бизнес-план организации пассажирского движения на Малом кольце дороги. Совместно с правительством Москвы впервые на сети осуществляется проект по внедрению "Социальной карты москвича". В 2003 году в Москве выпущено 1, 2 млн. социальных карт. Для обслуживания льготных категорий граждан специалистами дороги и уполномоченными структурами города Москвы разработан Единый классификатор кодов льгот. Московской железной дорогой на указанные работы в 2003 году инвестированы финансовые средства в размере 70 млн. рублей, в текущем-35 млн. рублей.
Все лечебно-профилактические учреждения дороги (кроме двух узловых поликлиник), а их к концу года будет 20 (13 больниц и семь поликлиник) работают в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). За январь-август 2004 года из фондов ОМС лечебным учреждениям дороги возвращено 229 млн. рублей, или 119 процентов от уровня прошлого года (192 млн. рублей).
Успешная работа столичной дороги - это не только возросший уровень доходов тружеников магистрали, лидирующие позиции в грузовых и пассажирских перевозках. Это еще и реальный вклад в развитие регионов - созданием новых рабочих мест, финансовыми отчислениями. По состоянию на 1 октября дорога внесла текущие платежи в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований в размере трех млрд. 897 млн. рублей, платежи по единому социальному налогу и страховым взносам составили три млрд. 695 млн. рублей.
***
Наша справка
В 2004 году 13 работников Московской железной дороги награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. По одному человеку удостоены почетных званий "Заслуженный работник транспорта РФ", "Заслуженный работник культуры РФ" и "Заслуженный врач РФ". Знак "Почетный железнодорожник" получили 39 человек, именные часы президента ОАО "РЖД" - 45, почетную грамоту президента компании - 35, благодарность - 41, знак "За безупречный труд на железнодорожном транспорте" "30 лет" - 39 и знак "За безупречный труд на железнодорожном транспорте" "20 лет" - 39 человек.
***
Наша справка
В 2004 году 20 тружеников магистрали получили знак "Почетный работник Московской железной дороги", 57 бывшим работникам присвоено звание "Почетный ветеран Московской железной дороги", часы начальника дороги вручены 309 труженикам, 351 человек награжден почетной грамотой начальника дороги и Дорпрофсожа, благодарность начальника дороги заслужили 222 железнодорожника.