Строители нефтегазопроводов выразили обеспокоенность ходом реализации ряда положений Энергетической стратегии России на своем ежегодном форуме, именуемом "Общим собранием Российского союза нефтегазостроителей" (РОССНГС).
Президент союза академик Юрий Баталин заявил, что Россия уделяет недостаточно внимания комплексному освоению новых месторождений углеводородного сырья и поэтому упускает свой исторический шанс воспользоваться благоприятной конъюнктурой цен, сложившихся на мировом рынке. "Сегодняшние беспрецедентно высокие цены на нефть вынуждают высокоразвитые государства мира искать альтернативные источники энергии. Уверен, что они скоро их найдут и тогда российское "черное золото" никому не будет нужно", - заявил академик.
Юрий Баталин предложил правительству вспомнить наше совсем недавнее прошлое, когда российский нефтегазовый комплекс спас страну от экономической катастрофы. Так, в результате дефолта августа 1998 года Россия превратилась в одного из крупнейших должников мира. С учетом внутреннего долга общие обязательства России превышали 300 миллиардов долларов, или 200 процентов ВВП. Из этой глубокой ямы Россия смогла не только сравнительно быстро выбраться, но и создать внушительный страховой золотовалютный запас. Все это удалось сделать благодаря Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу.
Однако, по мнению академика, в Энергетической стратегии России до 2020 года увеличение добычи нефти остается на уровне, достигнутом Советским Союзом в 1990 году. В то время как в других странах прогнозируется ее дальнейшее развитие. По мысли Баталина, сегодняшняя экономическая политика правительства ведет к тому, что Россия может уступить нефтегазодобывающим странам свой сегмент рынка. "Мы вправе рассчитывать, что государство возьмет на себя больший груз обязанностей по инвестиционным программам в энергетической стратегии. Ибо окупаемость самых дорогостоящих проектов не превышает 1, 5-2 года", - заявил президент РОССНГС.
Президент Российского союза товаропроизводителей Николай Рыжков считает, что развитие нефтегазового комплекса должно дать средства для структурной перестройки экономики России и перевода ее на высокотехнологичную основу.
Причину непонимания между нефтегазостроителями и правительством попытался объяснить заместитель генерального директора "Трубной металлургической компании" Сергей Белан. Он напомнил, что в Казахстане Нурсултан Назарбаев обещал за счет развития нефтегазового комплекса удвоить ВВП страны всего за... один год. "И он сделает это. Ведь в Казахстан привлечены инвесторы Китая и таких кредитоспособных компаний, как "Шелл", "Эни" и других известных фирм. Прежде Казахстан покупал нефть у нас, а теперь он в состоянии экспортировать ее в Россию", - заявил Сергей Белан.
Разгадка успеха соседней страны очевидна. Там проблемы экономики решаются оперативно, в то время как мы в России окончательно запутались в сетях малоэффективных реформ. Этот вывод подтверждает и выступление председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Валерия Язева.
По его мнению (а Язев возглавляет и Российский газовый союз), развитие трубопроводного транспорта страны сдерживает отсутствие закона "О трубопроводном транспорте". Этот закон должен, с одной стороны, способствовать привлечению частного капитала в строительство, а с другой - оставлять за государством право устанавливать тарифы по транспортировке углеводородного сырья и контролировать экспорт нефти и газа. Обязательным условием готовящегося закона должно быть то, что государство получит контрольный пакет при строительстве трубопроводов.
Кроме того, Язев считает, что освоение малых месторождений углеводородного сырья сдерживает закон "О саморегулируемых организациях". Пока что он принят в первом чтении, но не обещает хорошей жизни и в будущем. Согласно ему нефтегазовое сообщество само будет определять: кому давать лицензии, а кому нет. Но сложная бюрократическая процедура такова, что малым частным компаниям в ожидании решения придется долго находиться на вынужденных каникулах.
Характерно, что депутат назвал нефтегазовый комплекс "экспортным анклавом, в котором российское углеводородное сырье добывается на импортном оборудовании, в то время как наши отечественные заводы остаются не у дел". Иностранные поставщики компрессоров, насосов и другого оборудования получают больше прибыли даже в тех случаях, когда их участие в проектах на территории нашей страны регулируется соглашением о разделе продукции, предполагающим соотношение 30 на 70 процентов в пользу обязательного применения в проектах российского оборудования.
Впрочем, некоторую ясность в общую картину внес глава профильного департамента ОАО "Газпром" Богдан Будзуляк, рассказавший о том, как в компании поставлена работа по привлечению именно российских партнеров к исполнению газовых проектов. Причем на всех стадиях, включая проектирование и строительство газопроводов, сооружение подземных хранилищ газа, масштабные ремонтно-профилактические работы, обеспечение служб и подразделений, в том числе и на уровне дочерних компаний, материально-техническими ресурсами. Опыт "Газпрома" как раз и подтверждает, что ставка на отечественное сырье, оборудование, комплектующие и строй-подряд - единственно верное решение.
Тем не менее это не снимает с повестки дня вопроса о дебюрократизации нашей экономической системы, особенно на законодательном ее уровне. Порой отечественный ТЭК просто вязнет в согласовательно-разрешительной трясине, о чем говорили многие. Особенно часто ссылались на предложенные правительством редакции Лесного и Водного кодексов, а также некоторые положения Закона "О недрах". Ведь сегодня нужно потратить от двух до шести лет на получение землеотводов для установки буровой или на прокладку трубопровода. "В существующей редакции Водного кодекса болота в тундре недоступны так, как будто речь идет о кладовых золота", - с горькой иронией признал Валерий Язев.