Скоро российские авиапассажиры будут платить с каждого билета специальный "сбор на безопасность"
25 августа мы должны были улетать в отпуск рейсом, следующим по маршруту Норильск - Ростов-на-Дону. Утро началось хуже некуда: справочная служба аэропорта сообщила, что рейс откладывается. Представитель авиакомпании "КрасЭйр" дополнил информацию: самолет ушел на Казань. Чуть помялся и поинтересовался: "Аты новости слушал? Рекомендую..."
Новости были плохими: два теракта, совершенные практически одновременно, с интервалом в несколько минут; один самолет взорвался в Ростовской губернии...
ТОЛЬКО БЫ УСПЕТЬ...
Женщины запаниковали (ну его к черту, такой полет и такой отпуск! ), пришлось доказывать, что сие не более чем вопрос технической неисправности самолета и с террористами проблема никак не связана. Часов этак через несколько поступила информация о том, что мы все-таки улетим. В аэропорту проверяли очень тщательно. Возник скандал вокруг возможности-невозможности провоза обыкновенного ножа, который никто и не думал прятать ввиду его предполагаемого использования для нарезки хлеба и колбасы. Вспомнились слова одного милицейского чина, не имеющего, правда, никакого отношения к транспортной милиции: "Через наш контроль автомат провезти можно, но лак для волос -ни-ни..." Автомата у меня не было, о чем мысленно пожалел. Потом представил, что я - террорист и с перочинным ножом бросаюсь на захват самолета. Охота спорить пропала: пусть его тешится...
В самолете нам объявили, что летим через Уфу. Это был теракт почище вооруженного нападения: время в пути автоматически увеличивалось на четыре часа, а в Ростове уже ждали билеты на ночной поезд в Анапу, и мы очень даже рисковали не попасть на него, имея минимальный люфт времени.
Из ростовского аэропорта до железнодорожного вокзала мы добрались за семнадцать минут. Обратил внимание: самые большие очереди были в кассы сдачи билетов. Разговорчивый таксист пояснил: эта картина здесь наблюдается с самого утра, как только стало известно о террористическом акте. Народ предпочитает потерять энную сумму, но не рисковать. На железнодорожном вокзале примерно та же картина: очереди сдающих билеты...
В здание проход - только по билетам, документам и после предварительного досмотра. Но, видно, все было написано на наших лицах, и формальности заняли не более пары минут. Мы успели упасть в купе - поезд тронулся. А через несколько минут в проходе возникли люди в форме. И тут уж нам устроили досмотр по полной программе...
Но это все, как оказалось в дальнейшем, мелочи по сравнению с "ревизией" на российско-украинской границе и в аэропорту "Пулково". О межгосударственных отношениях мы еще поговорим, но питерская "таможня" меня лично убила первым же предложением - снять сапоги. Ладно, пусть у меня сорок шестой размер, но означает ли это, что в сапог можно затолкать лимонку или пистолет? Ладно, я всего несколько часов не снимал обувь с тех пор, как отправился в дорогу, но есть ведь люди, которые проделали куда больший путь и куда дольше толклись в порту в ожидании рейса. Вот их "оружие", затаившееся в сапоге, куда страшнее автомата...
Если вы думаете, что я рассказывал обо всем этом исключительно для того, чтобы лишний раз напомнить об "издержках производства" в работе чересчур ретивых, но не слишком обремененных интеллектом работников служб безопасности (с позволения сказать) на транспорте, - глубоко заблуждаетесь. Ведь это всего лишь штрих в работе всей неповоротливой государственной чиновничьей машины, которая никогда ни в чем не будет виновата. Догадываетесь, кто всегда и во всем будет виноват, кто будет расхлебывать любую кашу и оплачивать последствия "разгильдяйства со взломом"?
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Для начала давайте обратимся к не столь давней истории. Конец 1997 года прошлого столетия ознаменовался страшной чередой авиакатастроф, жертвами которых стали воздушные суда и люди. Причем это касалось в равной степени и военно-транспортной, и гражданской авиации. Именно тогда было решено сосредоточить функции по регулированию деятельности ГА в Федеральной авиаслужбе России. Тогда же был введен и новый Воздушный кодекс РФ. По существу, государство взяло на себя ответственность за обеспечение безопасности полетов, но при этом "не были забыты" и перевозчики. Их поставили в такие условия, что даже небольшое происшествие в воздухе могло привести к полному банкротству. Речь шла не только о форс-мажорных обстоятельствах (в данном контексте мы говорим о терроризме), но даже о таких "мелочах", как несоблюдение загрузки или, к примеру, нарушение центровки воздушных судов. Кроме того, было подписано Положение об участии страховых компаний в финансировании мероприятий по обеспечению безопасности полетов. То есть образовалась своего рода круговая порука: самое главное ответственное лицо - государство, оно контролирует перевозчиков и страховщиков, а те, в свою очередь, тщательно следят друг за другом, ибо платить из своего кармана никому не хочется.
Скажу больше: подготовили законопроект "О государственной системе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации в РФ". Он был принят Госдумой в первом чтении и в целом одобрен правительством. Однако перевозчики дружной толпой высказались "против". Почему? Ответ лежит на поверхности: потому что никому не хочется, чтобы государство контролировало деятельность "частника", а, следовательно, внимательно изучало (в том числе) и его расходы-доходы. Они -авиаперевозчики - справедливо рассудили: будучи самостоятельными, мы сами решаем, куда и в каком объеме вкладывать средства. Есть у нас, к примеру, захудалая "тушка", будем ее эксплуатировать, пока не рассыплется. А государство, того гляди, заставит ремонтировать. Безопасность в аэропортах? Пардон, не наше дело; наше дело - продать билет и перевезти по обозначенному маршруту.
В общем, кое-как отбились. Изменилось ли что-то в лучшую сторону? По большому счету - отнюдь. Самолеты как падали, так и падают, как перевозили в них всякую гадость от наркотиков до оружия, так и перевозят. Только вот не надо забывать, что, когда государство было готово взять на себя ответственность, на дворе стоял девяносто седьмой год, а нынче - две тысячи четвертый. "Ребеночек" наш растет не по дням, а по часам и мудреет с соответствующей скоростью. Отечественные чиновники и тут решили извлечь выгоду для себя, перевернув ситуацию с точностью до наоборот: вы, граждане частнички, хотели полной самостоятельности, захапали под себя авиаперевозки, авиапредприятия, аэропорты - вы их безопасность и обеспечивайте изо всех сил. Но ведь и господа предприниматели уже в новом веке живут, и прекрасно поняли: сегодня можно выполнить любое задание, не вкладывая в его реализацию ни копейки, - все оплачивает потребитель. Дорожают энергоносители? Поднимем тарифы. Нужно обеспечить безопасность аэропортов? Поднимем тарифы...
БЕЗОПАСНОСТЬ ЗА СВОИ СЧЕТ
После августовской трагедии в небе, после бесланского кошмара внимание депутатов было приковано к борьбе с терроризмом во всех его проявлениях. В том числе и на воздушном транспорте. Сейчас ведется работа над законопроектом "О противодействии терроризму". Что и как будет делаться, о том в подробностях пока доподлинно неизвестно, но зато уже стала достоянием общественности информация о том, что российские аэропорты в ближайшее время планируют ввести сборы с авиапассажиров и грузоотправителей для обеспечения авиационной безопасности. Цифры называются самые различные - от 150 до 500 рублей. Выходит, как по Ильфу и Петрову: "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". То есть вы платите, мы на ваши деньги приобретаем необходимое оборудование и, соответственно, рапортуем... о выполнении задач по обеспечению вашей безопасности. Ну не чушь ли? ! Сегодня тарифы уже достигли заоблачных для миллионов россиян высот, и им остается только вздыхать, глядя на кое-где сохранившиеся с незапамятных времен неоновые призывы: "Летайте самолетами "Аэрофлота"! Быстро, дешево, надежно! " А они - тарифы -между прочим, включают в себя и ту самую пресловутую безопасность, гарантом которой некогда выступало государство со всем его мощным аппаратом соответствующих служб.
Вдумайтесь: ведь это именно мы с вами сегодня уже оплачиваем десятки, сотни охранников, работающих в различных авиакомпаниях. Это мы платим за авиатопливо, которое дорожает и дорожает из года в год. Это мы оплачиваем ремонты в аэропортах (для наших же нужд). А что нам предлагают взамен? Ничего оригинального - раскошеливаться и дальше.
Некто горько пошутил: пока в аэропортах ходят люди, одетые в костюмы, платья, шапки и шубы, с них есть что взять. Значит, тарифы можно продолжать поднимать. А вот когда у стоек выстроятся очереди стыдливо прикрывающихся фиговым листком, тогда уже придется остановиться. Не потому, что надоело, а потому, что с голого ничего не снимешь.
Депутаты предлагают узаконить введение нового (третьего после режимов военного и чрезвычайного положений) уровня обеспечения безопасности - "режима террористической опасности". Самое забавное, что для него не требуется никаких сборов: просто объявить и начать шерстить народ почем зря. У вас могут потребовать документы и задержать в случае возникновения каких-то подозрений. Могут задержать груз, если у кого-то с похмелюги или непонятной неприязни возникнут подозрения в его авиабезопасности. У вас могут изъять ноутбук или видеокамеру, другие "подозрительные" чудеса техники на предмет идентификации. В конце концов вас даже могут направить на колоноскопию (обследование прямой кишки с помощью специальных приборов). И при этом никто не гарантирует, что самолет будет ждать завершения всех процедур и вы улетите своим рейсом.
Можно ли бороться с подобным произволом? Конечно можно! Можно бить по нему рублем: дал взятку - и лети себе хоть в Норильск, хоть в Магадан, хоть в Козюльки. Будет ли эффективной предлагаемая система? Думается, нет. Можно обратиться к опыту тех же Соединенных Штатов. В текущем году правительство США (обратите внимание - ПРАВИТЕЛЬСТВО! ) выделило на обеспечение авиабезопасности 4, 5 миллиарда долларов плюс 70 миллионов на разработку нового оборудования. Аэропортам досталась лишь малая толика, поскольку основная масса ушла к авиакомпаниям, обещавшим усилить проверку благонадежности пассажиров и расширить сеть систем по обнаружению взрывоопасных предметов в багаже пассажиров. Ну а поскольку обещать - не значит жениться, выводы можно делать самим.
А чем отличается отечественный бизнес от американского? Только закоренелый оптимист может считать, что, оплатив новый сбор, он завтра увидит в российском аэропорту совершеннейшую диагностическую "антитеррористическую" аппаратуру (при том, что ее и в природе-то не существует), что летать он будет на лайнерах нового поколения, что уровень безопасности и комфорта достигнет хотя бы среднеевропейского уровня. Так за что же с нас собираются брать деньги, господа-товарищи? За принудительную колоноскопию или за обследование не вовремя снятых сапог? Фи, какая бяка! ..