Сегодня без системы управления рисками предприятие заведомо проигрывает
"Управление рисками". Это парадоксальное словосочетание, появившееся сравнительно недавно, постепенно приобретает для современного человека все более важный смысл. Факторы риска пронизывают нашу жизнь, от них невозможно укрыться, они многообразны, переплетаются и взаимодействуют друг с другом, порождая в итоге сложные ситуации и превращая умение правильно действовать в таких ситуациях - в первейшую необходимость, в "вопрос жизни и смерти". К сожалению, часто - в буквальном смысле слова. Увеличивается число и масштабы техногенных аварий, катастроф и стихи иных бедствий, стремительно растут затраты на ликвидацию их последствий, повышается уровень загрязнения и разрушения окружающей среды, все более разнообразный и массовый характер приобретает деструктивное поведение людей - это суть оборотной стороны цивилизации. Поскольку цивилизация стала практически глобальной, то от этого сегодня не скрыться никуда и никому. Чтобы выжить и сохранить условия жизни для наших потомков необходима тотальная мобилизация всех ресурсов и сил.
У Минпромэнерго России в данной ситуации есть свой, сложнейший и ответственейший участок фронта. Он определяется рядом угроз и факторов риска, с которыми приходится иметь дело министерству. Среди них:
- износ основных фондов и инфраструктуры в ТЭК составляет в среднем 70-75%; средний возраст установок по первичной переработке примерно 30 лет; в машиностроении ситуация не намного лучше.
- рост сложности и потенциальной опасности производственно-технологических процессов (например, переход к добыче нефти и газа на шельфе);
- организационно-управленческая некомпетентность и неэффективность существующих структур управления, дефицит профессиональных кадров;
- возникающие вследствие интеграции в глобальную экономику угрозы экономической безопасности страны (например, угроза перехода контроля над ключевыми компаниями в руки нерезидентов), экспортно-импортная зависимость экономики, зависимость от курса валют и т.д.;
- зависимость от колебаний рыночной конъюнктуры.
- пробелы и иные недостатки нормативно-правовой системы, не позволяющие в полной мере защитить интересы государства, организаций, населения и окружающую среду в случае наступления аварийных или чрезвычайных ситуаций.
- новые угрозы - прежде всего, терроризм, а также огромные размеры коррупции.
Вот далеко не полный перечень, но и его достаточно, чтобы оценить всю сложность проблемы. Применительно к крупным предприятиям особо следует выделить системные риски, которые по производственной цепочке сложившихся хозяйственных связей могут серьезно влиять на функционирование отрасли и экономику России в целом.
В этих условиях способность правильно распознать угрозы, ранжировать их и оптимально распределить свои силы так, чтобы максимизировать безопасность и минимизировать возможный ущерб, становится жизненно важной для всех хозяйствующих субъектов: от маленькой фирмы до целой отрасли.
В ряде развитых стран введены государственные стандарты по системному управлению рисками, в других такие стандарты готовятся. Предприятие, не имеющее системы управления рисками, не может сегодня рассчитывать на широкое привлечение инвестиций. Более того, оно заведомо и существенно проигрывает в конкурентной борьбе. Это значит, что без активной работы по созданию систем управления рисками Минпромэнерго не сможет достичь поставленной Президентом России цели достижения максимальной конкурентоспособности нашей промышленности и энергетики.
Техническое регулирование
К риску можно относиться по-разному. При определенном сочетании величины прогнозируемого ущерба и вероятности его наступления можно не предпринимать особых действий, то есть принять риск ("игра стоит свеч"). Если же риск не может быть принят, то имеются два основных способа действий в такой ситуации. Один из них состоит в том, чтобы принять специальные технические и организационные меры для ликвидации или снижения риска. Второй заключается в том, чтобы передать риск, прибегнув к услугам страховой компании. Страховая компания при наступлении соответствующего случая выплачивает деньги, но деньги сами по себе далеко не всегда позволяют компенсировать ущерб в полной мере. Если иметь в виду сферу промышленности, энергетики и строительства, то ущерб здесь нередко наносится не только технике, но и здоровью людей и окружающей среде, то есть, по сути, все три риска перекладываются на население. Поэтому страхование, с точки зрения государства, должно дополнять обеспечение безопасности, но не подменять его. Государственная власть должна, в свою очередь, принять все меры к тому, чтобы защитить жизнь, здоровье и имущество граждан - вне зависимости от того, работают они на государственных предприятиях или в частном секторе. Государство вправе рассчитывать на то, что и социально ответственный бизнес будет поступать таким же образом.
Во всем мире вопросы промышленной безопасности подлежат государственному контролю и регулированию. Начало этой работе было положено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. ФЗ-N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Впервые на правовом уровне был утвержден ряд принципов технического регулирования:
лицензирование опасных работ;
сертификация технических устройств, применяемых на опасных объектах;
экспертиза и согласование проектов таких объектов;
выполнение определенного законом порядка эксплуатации, строительства и приема их в эксплуатацию;
аттестация персонала в области промышленной безопасности;
подготовка к локализации и ликвидации аварий;
введение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
экспертиза и разработка декларации промышленной безопасности;
страхование ответственности за причинение вреда.
Однако вскоре стало понятно, что необходим целый комплекс мер, охватывающих все сферы: от экономики до политики и социальных аспектов общественного бытия. И такие преобразования были начаты с вступлением в силу Федерального закона N 184 от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании". В нем было установлено, что вопросы защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраны окружающей сред регулируются посредством технических регламентов. В технических регламентах содержатся обязательные и исчерпывающие требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке и т.д. Регламенты имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Предусматриваемые регламентами меры должны быть минимальными с точки зрения установления возможных барьеров в экономической деятельности, и исчерпывающими с точки зрения обеспечения безопасности. Для соблюдения всех требований закона "О техническом регулировании" и помощи разработчикам проектов технических регламентов Минпромэнерго предлагает "Методические рекомендации по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов".
На современном этапе реформы технического регулирования у нас действует двухуровневая система выполнения технических требований, обеспечивающих защиту. Это значит, что необходимы гармонизированные с требованиями технических регламентов национальные стандарты, которые в данном случае являются готовыми техническими решениями, позволяющими выполнить требования регламентов. Национальные стандарты разрабатывает федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а Минпромэнерго, будучи федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, координирует эту работу.
Министерство осуществляет постоянный мониторинг хода реформы по техническому регулированию и вносит необходимые коррективы. Так, согласно п. 12 ст. 7 закона "О техническом регулировании" ежегодно уточняется программа разработки технических регламентов. Для этого собираются и анализируются соответствующие предложения от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, физических и юридических лиц, организаций и объединений. На основе анализа собранных предложений формируется перечень уточнений, которые согласовываются с федеральными органами исполнительной власти и направляются в Правительство Российской Федерации на утверждение.
Исполнители каждого проекта технического регламента, вошедшего в уточненную и утвержденную Программу, определяются по конкурсу.
Только после того, как уровень риска будет снижен до приемлемого уровня, применяя перечисленные технические способы, становится целесообразным использовать экономические методы: страхование, льготное налогообложение и т.п.
Страхование
Очевидно, что обеспечить 100%-ю безопасность невозможно. Многообразие факторов риска в современных условиях настолько велико, что необходимо ранжировать угрозы для оптимального распределения усилий и средств. Поэтому важную роль в системе управления рисками играют финансовые механизмы превентивных мер и передачи риска. Закон "О промышленной безопасности" требует обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде. В декларации безопасности предприятия, согласно закону, должно быть предусмотрено самострахование, то есть создание резервных фондов на случай аварии (т.н. внутренние и внешние фонды риска).
Однако средств резервного фонда самого предприятия, даже крупного, как правило, недостаточно для покрытия серьезного ущерба. Мировой опыт практики управления рисками недвусмысленно свидетельствует в пользу всемерного развития рынка страхования. Распространение и развитие систем управления рисками создает спрос уже не на отдельные виды страхования, но на комплексные решения, дающие возможность покрывать большинство или практически все риски, с которыми имеет дело крупное предприятие. В то же время выяснилось, что ни одна российская страховая компания не может без ущерба для финансовой устойчивости принять на собственное удержание риск свыше $2-3 млн, а для большинства страховщиков этот порог на порядок ниже. В такой ситуации государству и частному бизнесу есть над чем работать. Кроме того, в отличие от отдельных корпораций, государство заинтересовано в страховании системных рисков. Это - сложная проблема, решить которую возможно только совместными усилиями.
В качестве примера остановимся на становящейся все более острой проблеме минимизации рисков в топливно-энергетическом комплексе. Так, в 2001 году на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах произошло 243 аварии, что на 8% больше, чем в 2000 году. По данным, полученным в результате расследования причин аварий, прямой материальный ущерб от них (без учета ущерба для окружающей природной среды, затрат на ликвидацию последствий аварий и упущенную выгоду) превысил 440 млн руб. В 2002 и 2003 годах рост аварийности отмечен на объектах газоснабжения, на подъемных сооружениях и на магистральном трубопроводном транспорте. Приходится признать, что от корпоративного и отраслевого риск-менеджмента зависит благополучие не только отдельных предприятий и компаний, но и экономики в целом.
Понимание того обстоятельства, что только при участии государства возможна комплексная и эффективная политика в плане продвижения новых механизмов управления рисками, нашло свое выражение в Энергетической стратегии, утвержденной решением Правительства в августе 2003 года. В рамках ее разработки и реализации была подготовлена концепция управления рисками и страхования в ТЭК, описывающая методологическую базу идентификации, оценки и способов управления рисками. Уже первые шаги, предпринятые в соответствие с этой концепцией, дали эффект. Отделом управления рисками (еще Минэнерго) была составлена база договоров страхования предприятий и организаций ТЭК и налажен постоянный мониторинг эффективности страховой защиты этих организаций. Стоит отметить, что при анализе представляемых на рассмотрение проектов договоров страхования (примерно в 80% случаев) были выявлены существенные нарушения в части условий заключения контрактов. В том числе - в плане завышения размеров страховых премий заключаемых договоров в сравнении с общерыночными тарифами и условиями. Подобные проекты договоров возвращались для пересмотра условий страхования.
В целях дальнейшего развития концепции управления рисками был создан и успешно функционировал Координационный совет по страхованию организаций топливно-энергетического комплекса, в который входили представители крупнейших страховых компаний России. Этот совет был призван синхронизировать управление рисками на всех уровнях топливно-энергетического комплекса. Видимо, имеет смысл возобновить деятельность совета уже при Минпромэнерго.
Говоря об управлении рисками в ТЭК, невозможно не остановиться на экологическом страховании. Главная трудность состоит здесь в аккумулировании средств предприятий для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов и возмещение ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности этих объектов, а также на проведение превентивных мероприятий по снижению экологических рисков и предотвращению аварийного загрязнения окружающей среды.
В настоящее время автономная система страховой защиты объектов окружающей природной среды отсутствует. Поэтому в случае аварии возникает конкуренция исков о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, с исками о возмещении вреда, причиненного имуществу, жизни и здоровью третьих лиц. В связи с незначительными размерами страховых сумм по договорам обязательного страхования страховые выплаты, как правило, идут на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Природные же объекты фактически выпадают из сферы действия страховой защиты.
Государственно-частное партнерство
Управление рисками в сфере естественных монополий может послужить хорошим примером государственно-частного партнерства. Действительно, в ходе реформирования естественных (инфраструктурных) монополий, таких как жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и т.д. проблема управления рисками в этих отраслях встает в полной мере. Поскольку реформы естественных монополий затрагивают интересы практически всего населения страны, то анализ политических, социальных, технических и финансово-экономических рисков, их диверсификация (распределения между различными субъектами процесса реструктуризации) и нейтрализация становятся важнейшим моментом реформ. Практически во всех государствах мира, осуществлявших разгосударствление общественно важных секторов экономики, проблема управления рисками является одной из центральных. Как показывает мировой опыт, решение этой проблемы невозможно без стратегии промышленного развития, которая включала бы в себя концепцию комплексного управления рисками.
Общий вектор государственной промышленной политики в отношении естественных монополий состоит в том, чтобы, разделяя инфраструктурную и коммерческую (услуги) составляющую, передавать вторую частному сектору. Правительство рассчитывает на то, что в результате реализации концессионной и других форм косвенной приватизации в отраслях естественных монополий появятся рыночные стимулы развития и эффективные менеджеры. Известно, однако, что государственно-частное управление естественными монополиями порождает ряд трудностей и рисков. Главная проблема здесь заключается в возможной утрате системного характера инфраструктуры. Одним из негативных последствий разделения монополии на множество отдельных частных компаний является рост транзакционных издержек, влекущий за собой повышение стоимости услуг. Серьезные трудности возникают при определении стратегического и тактического направлений развития государственно-частных проектов. Ущерб в большинстве случаев несет государство, причем именно тогда, когда государственные органы власти не осуществляют должного контроля, не проводят комплексных технических, экономических, социологических исследований, не принимают деятельного участия в разработке проекта.
Вопрос диверсификации (разделения) рисков в государственно-частных проектах нуждается в совместной проработке. Безусловно, что политические и правовые риски обязана взять на себя государственная власть, которая должна предоставить частному бизнесу необходимые гарантии (эти риски распространяются на три области: природные явления, форс-мажор, военное положение или гражданские волнения; законодательные изменения; изменения в государственном регулировании, а также неспособность правительства выполнить свои договорные обязательства). Ни для кого не секрет, насколько готовность правительства свести к минимуму и/или компенсировать политические риски важна для частных (особенно иностранных) инвесторов на рынках естественных монополий. В то же время будет справедливым, что ответственность по техническим, коммерческим или финансовым рискам в существенной мере примут на себя частные компании.
Можно только приветствовать развитие в России бизнеса страхования. Однако возможности для сотрудничества государства и частного бизнеса в деле управления рисками гораздо шире. Так, участие бизнеса - вместе с российской наукой - могло бы сыграть определяющую роль в решении такой ключевой и сложнейшей проблемы, как методология оценки рисков. Она затрагивает интересы не только государственных органов и предприятий, но и частного бизнеса, включая страховые компании. Минпромэнерго заинтересовано также в том, чтобы частный бизнес принял самое активное участие в разработке технических регламентов.
***
Принципиальная позиция Минпромэнерго, по нашему мнению, должна заключаться в том, чтобы сделать управление рисками обязательным компонентом в системе деятельности предприятий, организаций и отраслей. Управление рисками должно начинаться с анализа возможных будущих "узких мест" и критических ситуаций в подведомственной сфере и предусматривать максимум мер по снижению рисков и по страхованию. Риск-менеджмент должен быть:
- сквозным, то есть охватывать весь жизненный цикл производства: от разработки проекта до ликвидационной утилизации,
- комплексным - выявлять и учитывать все риски;
- системным, то есть принимать во внимание распространение рисков по хозяйственно-экономическим, социально-политическим и экологическим связям.
В условиях интеграции российской экономики в мировую деятельность отечественных предприятий окажется эффективной, а продукция конкурентоспособной только в том случае, если они смогут отвечать самым высоким международным стандартам, в том числе (даже, прежде всего!) стандартам управления рисками. Службы риск-менеджмента и развитие их деятельности становятся насущной необходимостью для каждого предприятия и каждой отрасли.
Реалии рыночной экономики и современной жизни таковы, что риски становятся всеобщим, неизбежным, практически нормальным явлением. Поэтому нормальным, повседневным делом должно стать управление рисками, снижающее разного рода угрозы, ущерб и убытки до приемлемого уровня.