(Продолжение. Начало в номерах 189, 193-195, 199, 209, 210, 219).
"Бурятия" продолжает знакомить читателей с проектом среднесрочной Программы социально-экономического развития республики на 2005-2007 годы.
УДИВИТЕЛЬНАЯ природа и ее богатства - достояние многонационального народа Бурятии. Это естественная основа устойчивого социально-экономического развития региона и благосостояния любого человека, а от качества окружающей среды зависят здоровье и жизнь людей. Поэтому определение приоритетов политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования, несомненно, должно быть значимым явлением, хотя действительные факты предыдущих лет свидетельствуют об обратном. Эффективность Программы социально-экономического развития Бурятии на 2002-2004 годы по разделу природопользования можно оценивать как низкую. К примеру, из-за отмены целевого направления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы резко уменьшилось финансирование геологоразведочных работ, не была создана сырьевая база угля для развития малых карьеров, не велась добыча вольфрама в Закаменском районе и золота на Зун-Оспинском месторождении, а также не проводились агроиспытания по применению нетрадиционных видов сырья для повышения плодородия почв. Положительно то, что в этот период была принята республиканская целевая программа "Золото Бурятии", начата добыча этого металла на Барун-Холбинском месторождении в Окинском районе, а на разведку кварцевого сырья Чулбонского месторождения выдана лицензия.
Частично выполнены природоохранные мероприятия. В 2001 году начато строительство первой очереди мусороперерабатывающего завода в столице республики, завершено строительство очистных сооружений в поселке Онохой. Одним из достижений в этой сфере следует признать введение в строй на Улан-Удэнском авиазаводе демеркуризационной установки проектной мощностью 200 ламп в час. Вместе с тем, не удалось построить узлы доочистки сточных вод на станциях аэрации в городах Улан-Удэ, Бабушкине и поселке Гусиное Озеро, сформировать экономико-правовые механизмы, направленные на создание страхового экологического фонда через внедрение системы экологического страхования, разработать подзаконные акты к Федеральному закону "Об охране озера Байкал".
Наш комитет начал работать лишь в 2003 году. Тем не менее, на основании информации Бурятского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Бурятии, Бурятгеоцентра мы разработали свой профильный раздел в проекте Программы социально-экономического развития республики на 2005-2007 годы.
Учитывая принцип остаточного финансирования экологических программ, сложно было совместить необходимость и реальность. В первую очередь, попытались определиться с проблемами. В условиях относительно стабильного состояния окружающей среды в Бурятии экологическая обстановка наиболее нарушена в городах и промышленных центрах.
На первом месте по значимости стоит проблема качества воздуха. Самая грязная воздушная среда в столице республики и поселке Селенгинске. Основные загрязнители воздуха - объекты ТЭК и ЖКХ - недостаточно оснащены воздухоочистным оборудованием и используют "грязные" технологии. Не обеспечивается экологическая безопасность при эксплуатации автомобильного транспорта. Усугубляют ситуацию неблагоприятные метеорологические условия, не обеспечивающие необходимые условия рассеивания вредных веществ в воздухе, а также лесные пожары.
Степень вовлечения отходов всех видов в хозяйственный оборот незначительная, а республиканскому малому бизнесу проблемы рециклига отходов экономически не интересны, тогда как во всем мире эта отрасль высоко прибыльна. Актуальны для республики проблемы утилизации, обезвреживания и захоронения отходов добычи и обогащения, золы и шлаков ТЭК, неиспользованных пестицидов и агрохимикатов, осадков и шламов очистных сооружений, нефте- и гальваношламов, отработанных нефтепродуктов, отходов строительства и сноса, автомобильного лома, боеприпасов, медицинских и биологических отходов. Малоэффективно муниципальное управление в области обращения твердых бытовых отходов. Низкая культура населения ограничивает введение раздельного сбора бытового мусора и управления упаковочными материалами.
Нерациональное использование и загрязнение вод - одна из значительных проблем в сфере охраны окружающей среды. Неудовлетворительное состояние гидротехнических и очистных сооружений, многие из которых морально устарели, требуют реконструкции и использования чистых технологий. Требует своего решения и проблема, связанная с паводками.
Бурятия исключительно богата природными ресурсами. Разведанные запасы разрабатываемых видов полезных ископаемых, за исключением золота и угля для открытой добычи малыми разрезами, составляют сотни лет.
Освоение разведанных и подготовленных к эксплуатации месторождений полезных ископаемых идет низкими темпами. Эксплуатируются в основном месторождения рудного и рассыпного золота, ведется добыча угля малыми разрезами. Промышленно освоены месторождения плавикового шпата, нефрита, кварцитов, доломита, стекольного сырья, перлитов, карбонатного сырья для химической промышленности, стройматериалов. На Хиагдинском месторождении ведется опытно-промышленная добыча урана.
Степень нарушенности лесов антропогенными и природными факторами характеризуется таким показателем, как "целостность" - отношение площади, покрытой лесом, к площади лесных земель. За 2002-2004 года количественная характеристика этого показателя не изменилась и достигает 95 процентов. Ежегодно проводятся лесовосстановительные работы на площади более 22 тысяч гектаров. Общий фонд лесовосстановления на землях лесного фонда и землях, не входящих в него, составляет 443, 4 тысячи гектара. Велики потери от лесных пожаров.
Эксплуатация объектов охотничьего промысла по-прежнему остается высокой. Из-за браконьерства и высокого потребительского спроса сокращается численность лося, изюбра, кабана и косули. Сложившаяся ситуация, недостаточное финансирование охранных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий в течение последних десяти лет, а также низкий уровень развития охотничьих хозяйств не позволяют отрасли стабильно развиваться.
Основной целью нашего раздела в проекте Программы социально-экономического развития Бурятии на 2005-2007 годы признавалась реализация мер по обеспечению на комплексной и рациональной основе сбалансированных потребностей отраслей экономики и населения в природных ресурсах, экологической безопасности, охраны окружающей среды как важнейших факторов функционирования республики. Материалы были детально проработаны.
Но жизнь вносит свои коррективы. Изменилось федеральное законодательство, и с начала следующего года будут ограничены полномочия органов исполнительной власти субъектов России во многих областях, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В итоге проект соответствующего раздела Программы претерпел глобальные изменения, а его второй вариант коренным образом отличается от первого.
В него вошли мероприятия, предусмотренные в подпрограммах "Леса", "Поддержка особо охраняемых природных территорий", "Регулирование качества окружающей природной среды", "Водные ресурсы" и "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории", входящих в Федеральные целевые программы "Экология и природные ресурсы России", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья".
Основные мероприятия - это строительство дорог лесохозяйственного назначения, создание противопожарных барьеров, защитных и минерализованных полос, отвод лесосек под рубки, лесопатологический мониторинг. Важное значение имеет строительство Байкальского комплексного полигона по изучению и оценке формирования подземных и поверхностных вод под влиянием природных и техногенных факторов в местности Култушная Кабанского района. Помимо прочего в проект включены и такие пункты, как строительство мусороперерабатывающего завода в Улан-Удэ, оценка радиационной безопасности населения Республики Бурятия от излучения природными радионуклидами, содержание государственных природных биологических заказников регионального значения. Планируем проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях городских поселений Бурятии. Кроме того, в ближайшие три года будет создаваться республиканская нормативно-правовая база по разным направлениям.
Чтобы выполнить задуманное, потребуется 1464, 15 миллиона рублей. Но финансовая обеспеченность находится под вопросом, поскольку проект республиканского бюджета на 2005 год не предусматривает расходы на программные мероприятия и капитальные расходы в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Предпринятые меры по охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, приведут к стабилизации и росту численности основных охотничьих животных. Благодаря им будут созданы рабочие места для 15-16 тысяч человек. Должно увеличиться поступление платежей в бюджет, произойти наполнение потребительского рынка республики продукцией охотничьего хозяйства. Ущерб от браконьерства и хищничества волка, напротив, будет снижен на 19-22 миллиона рублей.
Ведение лесовосстановительных работ на землях городских поселений позволит увеличить лесопокрытую площадь на 30 гектаров ежегодно, что в итоге будет способствовать улучшению экологической обстановки на территории столицы республики, включая пригородные леса.
Разработка и выполнение межмуниципальных программ и проектов по охране окружающей среды и экологической безопасности помогут решить межведомственные проблемы и стабилизировать экологическую ситуацию. Можно упорядочить ведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами и в результате загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Бурятия. Радиационно-гигиенический паспорт Бурятии будет служить основой для организации радиационного мониторинга и внедрения системы защитных мер.
(Продолжение следует).
***
Отдельные обследования, выполненные Бурятгеоцентром в некоторых районах республики, свидетельствуют о наличии повышенного естественного радиационного фона. Для получения объективной картины нужно постоянно вести наблюдения за вредным воздействием радиационного фактора на население и, разработать в первую очередь, радиационно-гигиенический паспорт территории Республики Бурятия.