Все возрастающий спрос на услуги автомобильного транспорта, бесспорно, есть ничто иное, как отражение социально-экономического развития страны. Растет этот спрос, растет и аварийность на автомобильном транспорте России. Число погибших на 10 тысяч транспортных средств у нас значительно больше, чем во многих странах, а тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий превышает среднеевропейский уровень почти в 15(!)раз.
Самый большой за последние 10 лет рост количества ДТП, числа погибших и пострадавших людей отмечен в России в 2003 году: зарегистрировано 204267 ДТП, в которых погибли 35602 человека и получили ранения 243919. По данным ГИБДД, за 9 месяцев нынешнего года в стране зарегистрировано 150283 ДТП (погибли 24378 и получили ранения 183197 человек). Почти 30 процентов всех ДТП составляют столкновения транспортных средств.
В чем же причины высокой аварийности на дорогах России? Основной, как и прежде, остается низкая дисциплина водителей и пешеходов. Водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, вносят в показатели аварийности наиболее значительную долю. Нельзя сбрасывать со счетов оставляющие желать лучшего дорожные условия. Пешеходы, нарушающие правила дорожного движения, стали виновниками четвертой части всех ДТП.
В 2002 году (год, предшествующий введению закона об обязательном страховании автогражданской ответственности) величина экономического ущерба от ДТП составила 279,1 миллиарда рублей. Задумайтесь над таким фактом: ущерб от гибели и ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП составляет в целом по России около 15 процентов доходной части бюджета. В отдельных регионах этот показатель в два-два с половиной раза выше.
Возможно ли было до введения в июле 2003 года Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" возмещение вреда потерпевшим на основании принципиального анализа ситуации? Что ни говорите, но многие попадавшие в дорожно-транспортные происшествия сталкивались с массой проблем, прежде чем получали (и всегда ли?) возмещение за причиненный им ущерб. Судебные тяжбы не приводили к положительному их разрешению - виновник ДТП подчас не имел средств на возмещение ущерба потерпевшему.
Закон об ОСАГО изначально был направлен не на упреждение ДТП, а на создание цивилизованной системы возмещения ущерба пострадавшим.
ООО "Росгострах-Столица" и, в частности, его Ногинский филиал отработали и постоянно совершенствуют систему возмещения убытков. Новые стандарты в подходах, имеющие направленность, соответствующую современным требованиям, едины для Москвы и области. В городах Подмосковья (в этом году программа компании в большей мере охватывает столичную область) создаются специализированные центры выплат. И в каком бы уголке России ни случилось ДТП с клиентом "Росгосстраха", он может обратиться в любой филиал компании. Идет очень серьезный подбор страховых агентов, которые проходят специальное обучение.
Не секрет, что сроки выплат пострадавшим во многом зависят от правильности заполнения документов. Для облегчения оформления послужит и карта клиента, которая отрабатывается в Московском регионе.
Налаженное партнерское взаимодействие страховых компаний даст возможность выявить занимающихся организованной преступностью на дорогах.
Увеличение числа ДТП объясняется очень просто: больше происшествий стало регистрироваться (даже без пострадавших). Увеличивающийся парк машин, рост цен на автомобили, удорожание ремонта неизбежно сказываются и на выплатах. Растущая аварийность, по логике вещей, неизбежно ведет к убыточности страховой компании. Опыт европейских стран показывает: пик выплат приходится на третий год. Естественно, как и в Европе, мелкие страховые компании сойдут с арены. "Росгостраху" это не грозит. В его "портфеле" много других видов страхования, что дает возможность урегулирования по всем видам в полном объеме.
Как показал анализ, 95 процентов опрошенных клиентов "Росгостраха" намерены продлить действие полиса ОСАГО в той же компании.
Сегодня и страхователи и потерпевшие на практике применяют нормы закона и используют свои права при решении финансовых вопросов, связанных с ДТП. Ногинский филиал весьма солидной отечественной компании "Росгострах-Столица" им в этом всячески содействует.
Свыше 13 миллионов рублей выплачено Ногинским филиалом ООО "Росгосстрах-Столица" после того, как в июле 2003 года начал работать закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.