"Алло! Это министр финансов?"
Министр финансов Зинаида ГРЕЧАННАЯ ответила на вопросы читателей.
Борис СТАМОВ, примар г. Кэинарь, Клавдия ДОНЧУ, гл. бухгалтер примэрии: "Согласно Закону о местных публичных финансах в местном бюджете остается 50% от общих доходов, но он делится на два уровня: первый - примэрии и второй - район. А район отчисляет примэрии очень мало. Например, в 2004 г. нам распределили 10% (31 тыс. леев) от подоходного налога с физических лиц, на 2005 г. - ничего не запланировали. От подоходного налога на предпринимательскую деятельность, удержанного у источника выплаты, - 2% (140 леев), на 2005 г. - 60%. От налога на предпринимательскую деятельность в 2004 г. - 5%, на 2005 г. - ноль. Мы обратились к руководству района, после чего нам увеличили размер отчислений с налога на землю с 70% в 2004 г. до 79% на 2005 г. Но его собирают в основном после 30 июня. Он - нестабильный, его собираемость зависит от климатических условий. Мы просим вашего содействия в изменении процента отчислений от налогов в бюджет примэрии. В районе оставляют налоги с хорошей собираемостью, а нам - то, что мало дает денег. К тому же в этом году по земельному налогу были предоставлены каникулы до 1 ноября. Лишь на конец года приходятся сборы от большинства налогов, а от подоходного (на прибыль) были бы поступления уже с января".
- В соответствии с Законом о местных публичных финансах бюджеты административно-территориальных единиц представляют собой самостоятельные элементы, которые разрабатываются, утверждаются и исполняются на условиях финансовой автономии. При разработке бюджета каждой административно-территориальной единицы, а также оценки взаимоотношений между бюджетами, финансовое управление района руководствуется средними по республике отраслевыми нормативами расходов на одного жителя (детей, учащихся и т. д.), рекомендуемыми Министерством финансов. Бюджетные расходы в среднем на одного жителя рассчитываются по каждой группе расходов на стадии разработки макроэкономического прогноза на предстоящий бюджетный год.
Таким образом, устанавливается необходимый объем расходов соответствующего бюджета. Одновременно определяется фискальная база каждой административно-территориальной единицы, которая формируется из всех видов налогов и сборов, получаемых на соответствующей территории. Если налоговой базы недостаточно для покрытия средних бюджетных расходов для бюджетов административно-территориальных единиц, то устанавливаются трансферты из фонда финансовой поддержки территорий, которые служат для бюджетного выравнивания. Одновременно для тех административно-территориальных единиц, где фискальная база довольно сильная и превышает уровень обеспечения нормативных расходов, которые в определенный период должны быть обеспечены государством, применяется принцип перераспределения доходов.
В вашем случае можно предположить, что собственные доходы практически полностью обеспечивают осуществление необходимых расходов в соответствии с рекомендуемыми нормативами, и нет необходимости в установлении отчислений от регулирующих доходных источников. Кроме того, необходимо отметить, что компетенции по осуществлению публичных расходов разграничиваются между бюджетами административно-территориальных единиц на основании Закона о местном публичном управлении.
В то же время расходы на оплату труда, перечисление взносов на обязательное государственное социальное страхование работников социальной сферы, содержащихся за счет бюджета, централизованы на втором уровне (районном) и осуществляется за счет трансфертов специального назначения.
Сергей КАЛМЫК, председатель производственного кооператива "Басарабия", с. Хырбовец Новоаненского р-на: "Четыре года назад налоговая инспекция конфисковала нашу продукцию в счет долгов перед бюджетом. Через год мы заплатили долги и попросили вернуть конфискованную томат-пасту на сумму 435 тыс. леев. В ГГНИ нам сказали, что продукция исчезла из-под секвестра, подавайте в суд. Судились с ГГНИ три года. Высшая судебная палата приняла решение о возврате денег. Но в ГГНИ говорят, что для того, чтобы вернуть деньги в нынешнем году, нужно разрешение министра финансов. Мы согласны направить эти средства в зачет по другим налогам".
- До 17 декабря текущего года с вашим предприятием произведен расчет.
Валентина УНГУРЯНУ, г. Хынчешть: "Когда будет увеличена зарплата работникам районных финансовых управлений? Знаем, что в налоговой инспекции получают хорошую зарплату. В газетах пишут, что по системе средняя - 1500 леев, а у нас значительно меньше".
- Вопрос о повышении зарплат работникам всей бюджетной системы, в том числе и финансовых управлений, будет рассмотрен в рамках разработки проекта закона о системе установления основных зарплат в бюджетном секторе и пособий для лиц, занимающих государственные должности.
Мария НОВИКОВА, г. Кишинев: "На мировом валютном рынке доллар по отношению к евро постоянно падает. В связи с этим стоит ли опасаться долларовых депозитов в молдавских комбанках? Дайте, пожалуйста, совет, переводить их в леи или в евро?"
- В условиях глобализации и интеграции в мировую экономику нашим гражданам следует перестраиваться, быть более гибкими при всех изменениях, которые происходят не только на внутреннем рынке, но и на мировых. Существуют различные методы минимизации валютных рисков. Одним из наиболее удачных способов страхования в этом деле является сбережение средств не в одной валюте, а сразу в нескольких. По прогнозам западных аналитиков, будущее останется как за долларом, так и за евро.
Дмитрий СТОЯН, с. Ишкэлэу Леовского р-на: "При составлении местного бюджета на 2005 г. используются устаревшие нормативы в области образования и культуры. Их необходимо привести в соответствие с нынешними ценами. Иначе как, например, рассчитать, сколько необходимо на питание в школе на одного ученика? По этим нормативам нельзя правильно составить бюджет. Мы обращались по данному поводу в Минфин, а нам ничего не ответили".
- Средний по республике расход на содержание одного ребенка, учащегося, жителя для всех административно-территориальных единиц одинаковый и рассчитывается ежегодно на стадии разработки макроэкономического прогноза на предстоящий бюджетный год с учетом индексации расходов на уровень инфляции и положений нормативных актов о повышении отдельных видов расходов. Таким образом, на 2005 г. средние по республике нормативы расходов на содержание одного ребенка только в дошкольных учреждениях в среднем были увеличены на 14, 5%, в средних школах, гимназиях и лицеях - на 7, 1%, а по учреждениям культуры - на 13, 7. Так, нормы расходов на питание учащихся I-IV классов на 2005 г. учтены при установлении взаимоотношений между бюджетами и увеличены с 1 лея до 1, 5 лея, что повлияло на рост объема трансфертов для бюджетов административно-территориальных единиц.
Иван ТУЛУШ, г. Тараклия: "Прочитал в "НМ" о том, что согласно постановлению правительства к Дню инвалидов они получат по 50-300 леев. День инвалидов уже прошел, но денег нам не дали (я - инвалид II группы). Хочу узнать, поступили ли они в Тараклию, и почему мы их не получили?"
- В соответствии с информацией Республиканского фонда социальной поддержки населения, Тараклийский фонд направил на выплату материальной помощи к Дню инвалидов 67, 2 тыс. леев. По решению административного совета местного фонда социальной поддержки населения, материальная помощь в размере 90 леев была выделена детям-инвалидам, инвалидам с детства и инвалидам I группы.
Галина ГЫЛКА, финансовый директор Центрального универмага, г. Кишинев: "На балансе ЦУМа есть столовая, для которой мы покупаем некоторые продукты на рынке у частников. Согласно ст.90 Налогового кодекса мы должны с них удержать 5%, для чего составить закупочный акт с указанием паспортных данных продавца. Но никто не хочет их давать. В разъяснении к ст. 20 НК говорится о том, что можно не удерживать 5%, если у частника есть справка от местной примэрии о происхождении продукции с приусадебного участка. Однако и справок таких у торговцев нет. Раньше при покупках на рынке мы составляли закупочный акт и удерживали 5%, но не требовались паспортные данные. Как нам теперь поступать, если из-за полукилограммов зелени или двух-трех кг помидоров столько проблем?"
- B соответствии с пунктом у) статьи 20 Налогового кодекса N1163-XIII от 24 апреля 1997 г. начиная с 1 января 2004 г. в валовый доход физического лица, кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, не включаются доходы, полученные от сдачи вторичного сырья, а также от поставки произведенной ими продукции растениеводства и садоводства в натуральном виде, а также и продукции животноводства в натуральном виде, в живом и убойном весе. В соответствии с сообщением Главной государственной налоговой инспекции N17-2-09/1-563-2270/10 27 мая 2004 г. ("МО" N96-99 от 18 июня 2004 г.), подтверждением того, что вышеуказанная продукция произведена физическими лицами - гражданами, может служить сертификат (справка), выданный органом местного публичного управления.
При представлении указанного документа лица, приобретающие продукцию сельского хозяйства (перечисленную в ст.20 НК), не удерживают у источника выплаты предварительный подоходный налог в размере 5%. Одновременно к акту закупки, составленному в соответствии с действующим законодательством, должен быть приложен сертификат (справка), выданный соответствующим органом местного публичного управления. В акте закупки должны быть указаны данные из удостоверения личности (паспорта).
Василий КОНДРАТСКИЙ, г. Анений Ной: "Я представляю первичную организацию ветеранов МВД Новоаненского района. В прошлом году в МВД была ревизия, в ходе которой было выявлено, что пенсионерам неправильно начислена пенсия, из-за чего нам ее недоплачивали. За четыре года - около 3600 леев на человека. Весной нам выплатили по 1130 леев и обещали в ноябре - оставшуюся часть. Но в МВД сказали, что Минфин не перечислил денег. Не хотелось бы подавать в суд, но пришла зима, и деньги нужны на оплату газа, угля и т. д. Зинаида Петровна, когда ждать денег?"
Серафим КАРЯКИН, г. Штефан-Водэ: "МВД имеет большие задолженности по пенсиям с 2001 г. Мне лично - 2471 леев. Когда я интересуюсь, почему их не выплачивают, отвечают, что Минфин не перечислил деньги. Верно ли это и когда можно получить задолженность?"
- Законом N362-ХV от 5.11.2004 г. о внесении изменений и дополнений в Закон о государством бюджете на 2004 год Парламент РМ утвердил размер денежных средств на оплату перерасчета размера пенсий за предыдущие годы пенсионерам из командного состава и войск внутренних дел. В настоящее время Министерство финансов через "Banca de Economii" осуществило перечисление денежных средств на вышеназванные цели. Таким образом, пенсионеры - получатели этого перерасчета должны обращаться в филиалы или агентства "Banca de Economii" по месту жительства.
Анатолий СОЛЯР, примар ком. Михэлэшень Окницкого р-на: "Минфин принимает участие в разработке многих нормативных и законодательных актов, которые зачастую недостаточно качественны. Например, Закон о едином налоге. Считаю, что не должна применяться одна и та же норма на всей территории Молдовы. Необходимо учитывать особенности и специализацию сельскохозяйственных земель. Так, на севере республики их оценка в балло-гектарах высокая, в центре и на юге - ниже. И доходность от них разная. На севере специализируются на сахарной свекле, в центре и на юге - на виноградниках. Налогоплательщик северной зоны имеет высокую бальность, но получает меньший доход от возделываемых культур и вынужден платить больше, чем его коллега с меньшей балльностью земли и лучшими доходами. Есть неувязка между эффективностью производства и налоговыми платежами с единицы площади. Было бы правильным, чтобы нормативы были разработаны с учетом зон и специализации производства".
- Проект закона о едином налоге в сельском хозяйстве действительно очень долго обсуждался для того, чтобы были разрешены основные проблемы налогообложения в данной отрасли: упрощение налогообложения, стимулирование роста производства и заинтересованности обрабатывания сельхозугодий, установление единых условий в налогообложении всех форм хозяйствования. Таким образом, проект закона отвечает указанным выше целям. Для того чтобы иметь ожидаемый результат для всей республики, было принято решение о применении данного налога в виде эксперимента в одном районе, а затем, если будут достигнуты ожидаемые результаты, данную практику можно будет распространить по всей республике.
Проект закона также предусматривает механизм учета особенностей земель и налогообложения, т. е. местные органы самоуправления смогут изменить ставку налога, исходя из особенностей, существующих на своей территории. Парламент будет принимать только максимальную ставку.
- И еще один вопрос. Известна необустроенность наших сел, из-за которой идет массовый отток молодежи за пределы страны. Как примэрии могут заниматься социальной сферой, если нормативы жестко регламентируют средства на эти цели? Например, как организовать спортивно-массовую работу на селе, если на одного человека выделяется 1 лей в год? По нормативам планируется на содержание одного учащегося в гимназии 1200 леев в год, куда входит зарплата учителей и техперсонала, ремонт, оплата коммунальных услуг, питание. В нашей гимназии учатся 170 человек, на них - 204 тыс. леев в год. Если бы детей было больше, может быть, средств хватало, но в классе учатся максимум по 17 человек. А фонд зарплаты педагогам с начислениями (они все с большим стажем) - более 240 тыс. леев. За счет каких источников покрывать издержки? Наверное, такие нормативы должны увязываться с зональным и демографическим факторами, а также учитывать состояние здания учебного заведения. На юге семьи более многочисленные, там и по 25 учеников в классах. В городах - по нескольку девятых или десятых. У нас - по одному. Все-таки по таким вопросам, прежде чем принимать законодательные акты, нужно посоветоваться с низами, чтобы этими актами можно было руководствоваться. Ведь все обращения людей на местах - к местной власти, и зачастую мы не можем решить их проблем, а значит, и авторитета у власти нет. Но не будет его и наверху, потому что он по вертикали с нас начинается. Нам говорят: "Ищите спонсоров". Но если власть просит, то у нее нет авторитета. И как потом спросить с того же лидера, если ему обязан?
- Как уже было отмечено в ранее приведенном ответе, в соответствии с Законом о местных публичных финансах бюджеты административно-территориальных единиц представляют собой самостоятельные элементы, которые разрабатываются, утверждаются и исполняются на условиях финансовой автономии. При разработке бюджета каждой административно-территориальной единицы, а также оценки взаимоотношений между бюджетами, финансовое управление района руководствуется средними по республике отраслевыми нормативами расходов на одного жителя (детей, учащихся и т. д.), рекомендуемыми Министерством финансов.
Средний по республике расход на содержание одного ребенка, учащегося, жителя для всех административно-территориальных единиц - единый и рассчитывается ежегодно на стадии разработки макроэкономического прогноза на предстоящий бюджетный год, с учетом индексации расходов на уровень инфляции и предусмотренных нормативных актов о повышении отдельных видов расходов. На 2005 год средние по республике нормативы расходов на содержание одного ребенка только в дошкольных учреждениях в среднем были увеличены на 14, 5%, в средних школах, гимназиях и лицеях - на 7, 1%, а по учреждениям культуры - на 13, 7%. Таким образом, устанавливается необходимый объем расходов соответствующего бюджета.
Одновременно рассчитывается фискальная база каждой административно-территориальной единицы, которая формируется из всех видов налогов и сборов, собираемых на соответствующей территории. В случае недостаточности фискальной базы для покрытия средних бюджетных расходов для бюджетов административно-территориальных единиц устанавливаются трансферты из фонда финансовой поддержки территорий, которые служат для бюджетного выравнивания. Также необходимо отметить, что согласно действующему законодательству при составлении оценочных расчетов для установления взаимоотношений между бюджетами не учитываются местные сборы, данные оставляются полностью в распоряжении местных властей для их стимулирования.
Григорий БУЖОР, г. Кишинев: "Как вы оцениваете работу министерств и ведомств, которые отвечают за доходную часть госбюджета? Вы, как министр, наверное, видите их недочеты, может быть, им нужна помощь Минфина? Я сам работник такого министерства".
- В силу своего юридического статуса и правового положения, отраслевые министерства и ведомства не обязаны и не могут реально воздействовать на доходную часть бюджета. Они не обладают реальными механизмами для этого, разве что методом уговора. Единственная возможность - это проведение и реализация такой экономической политики в отрасли, которая способствовала бы росту объемов производства и его эффективности, росту реализации продукции и услуг, а отсюда - расширение налогооблагаемой базы.
Михаил МАКОВЕНКО, г. Кишинев: "В теленовостях услышал о том, что 3 декабря 2004 г. принято решение о выплате компенсаций инвалидам ВОВ, которые не воспользовались положенной им раз в два года бесплатной путевкой в санаторий. Компенсация - в размере средней стоимости путевки. Когда планируется начать такие выплаты?"
- Согласно постановлению правительства N868 от 28.07.2004 г. "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплате денежных компенсаций взамен бесплатных санаторных путевок инвалидам войны" компенсации взамен бесплатных санаторных путевок инвалидам войны назначаются и выплачиваются органами, наделенными правом назначения и выплаты пенсий. Для инвалидов войны, получающих пенсию через систему социального страхования, выплата вышеназванных компенсаций начала производиться по мере представления необходимых документов с октября Национальной кассой социального страхования.
Евдокия БОЙКО, г. Кишинев: "Я написала письмо министру по поводу индексации вкладов. Мне ответили 22.09.2004 г. письмом на трех страницах, подписанным замминистра Марианной Дурлештяну. Но, на мой взгляд, на вопрос нет ответа по существу. Ответьте, пожалуйста, мне хотя бы через газету".
- На ваше обращение Министерством финансов были даны разъяснения о порядке индексации и выплаты индексированных сумм по денежным вкладам граждан, установленных Законом N1530-XV от 12.12.2002 об индексации вкладов граждан в Сберегательном банке. В соответствии с вышеназванным законом выплата индексированных сумм осуществляется поэтапно, в зависимости от года рождения вкладчиков: в первую очередь - для первой тысячи рублей суммарного остатка по всем счетам одного вкладчика, в соотношении 1 рубль:1 лей; после выплаты всем получателям индексации первой тысячи рублей будет выплачиваться остаток, который превышает первую тысячу рублей, в соотношении 2, 5 рубля:1 лей.
Выплата индексации осуществляется за счет средств государственного бюджета. Так, на 2003 г. на эти цели были предусмотрены денежные средства в сумме 43 млн. леев для выплаты индексации по I этапу вкладчикам по 1926 год рождения, на 2004 г. - 48 млн. для выплаты индексации вкладчикам по 1930 год рождения и на 2005 г. - 57 млн. леев для выплаты индексации по I этапу вкладчикам по 1934 год рождения (по предварительным расчетам). В текущем году осуществляется прием заявлений о регистрации от вкладчиков по 1934 год рождения, которые получат индексацию в 2005 г. Так как г-жа Бойко 1931 года рождения, ей полагается выплата в 2005 г. Через средства массовой информации будет сообщено, когда по этому поводу можно обращаться в отделения "Banca de Economii".
Анастасия ЛЕОНОВА, г. Кишинев: "Во-первых, большое спасибо, что начали выплачивать компенсации по нашим вкладам в Сбербанке. Но мне 86 лет. Мой депозит по сегодняшним меркам - небольшой (15 тыс. рублей). За первую тысячу я получила 1 тысячу леев. А остальные, как нам сказали, в течение 15 лет. Но это же смешно. Неужели я должна дожить до 100 лет, чтобы получить свои сбережения за всю жизнь? Я вижу в этом недоработку данного закона. Вероятно, было бы логично, если бы старикам, которым за 75, выплачивали бы всю сумму сразу, чтобы мы успели воспользоваться этими деньгами".
- Исходя из реальных возможностей, правительство не располагает в настоящее время средствами для выплаты одновременно индексации по вкладам всем категориям граждан в полном объеме. Необходимо отметить, что государство осуществит выплату индексации по возрастным категориям вкладчиков опережающими темпами по сравнению с запланированными на 4-5 лет.
Александра ЧЕБАНУ, г. Кишинев: "Компенсация за отопление (я - инвалид 1-й группы) обычно запаздывает на 2-3 месяца. В этом сезоне включили отопление в ноябре. Можем ли мы рассчитывать, что деньги на компенсацию поступят в декабре, чтобы вовремя оплатить услугу "Термокома"?"
- Согласно закону N933-XIV от 14.04.2000 г. "Об особой социальной защите некоторых категорий населения" инвалиды I группы получают адресные компенсации на коммунальные услуги, в том числе и на отопление. Выплата компенсаций, установленных за ноябрь, должна производиться в декабре Национальной кассой социального страхования.
Григорий, г. Кишинев: "Работаю в охране АО "Молдтелеком", зарплата - 600 леев. Как можно прожить на такие деньги? Видимо, предприятие экономит на таких работниках, как в этом разобраться?"
- Есть Закон о заработной плате, осуществление которого началось в этом году с педагогического персонала, в следующем году дойдет очередь и до остальных. Но АО "Молдтелеком", хотя и является государственным, все же - хозрасчетное предприятие, поэтому не получает средств из бюджета. Что касается соблюдения налогового законодательства, такую проверку может произвести только налоговая инспекция, а полный аудит предприятия должен проводиться аудиторами.
- Куда позвонить, чтобы его произвели?
- В плановый отдел Министерства транспорта и связи. Кроме того, на предприятии есть ревизионная комиссия, которая по законодательству должна рассматривать подробные вопросы. Я вам смогу ответить только относительно того, что касается бюджетной сферы, а "Молдтелеком" относится к внебюджетной.Но и на хозрасчетных предприятиях должно соблюдаться законодательство. Ведь при поступлении на работу с вами, наверное, был заключен контракт. Если его положения со временем устаревают, в первую очередь вы должны обратиться к администрации, от которой имеете право получить ответы на волнующие вас вопросы. Вы должны знать, как вам начисляют зарплату и почему именно так.
Экономические, юридические и организационные принципы оплаты труда работников, находящихся в трудовых отношениях (на основании индивидуальных трудовых договоров) с работодателями, установлены на основании Закона об оплате труда N847-XV от 14.02.2002 г. Согласно ст.3 оплата труда работника зависит от спроса на рабочую силу и ее предложения на рынке труда, количества, сложности и условий труда, профессиональных качеств работника, результатов его труда и/или хозяйственной деятельности предприятия.
Ст.9(2) вышеназванного закона предусматривает, что основные организационные принципы оплаты труда, включая тарифные условия в соответствии с профессией, функцией и квалификационной степенью, порядком тарификации работников, норм труда, устанавливаются при заключении коллективных трудовых договоров.
А также конкретные тарифные ставки, должностные оклады и другие формы и условия оплаты труда на хозрасчетных предприятиях определяются путем коллективных или индивидуальных переговоров между работодателями (юридическими или физическими лицами) и работниками или их представителями, в зависимости от финансовых возможностей работодателей, и закрепляются в коллективных договорах, а в случае их отсутствия - в индивидуальных трудовых договорах (ст.20(1).
Ст.27(2) Закона об оплате труда предусматривает, что при заключении индивидуального трудового договора работодатель обязан уведомить работника об условиях оплаты труда (размере заработной платы, форме оплаты труда, порядке исчисления периодичности и месте выплаты заработной платы, удержаниях).
По проверке и контролю финансово-экономической деятельности АО "Молдтелеком" доводим до вашего сведения, что согласно ст.87(2) Закона об акционерных обществах N1134-ХШ от 2.04.1997 г. годовой финансовый отчет АО должен быть проверен и подтвержден заключением ревизионной комиссии общества, а в других случаях и заключением аудиторской организации. В соответствии со ст.89 вышеуказанного закона аудиторской проверке по итогам финансово-хозяйственной деятельности открытое АО подвергается по решению общего собрания акционеров. Аудиторская проверка осуществляется по: а) требованию акционеров, владеющих не менее 10% голосующих акций общества; в) требованию Национальной комиссии по ценным бумагам; с) определению судебной инстанции.
Вячеслав КИРИЛЛОВ (г. Криулень): "Пытался попасть к вам на прием, но не смог, как это можно сделать? Я 30 лет проработал ревизором, но остался без работы".
- Я предлагаю вам прийти ко мне в понедельник, и мы обсудим вашу проблему.
Владимир КРЕСЦОВ, г. Кишинев: "Зинаида Петровна, я очень благодарен премьеру и лично вам за содействие в оказании существенной материальной помощи мне и моей больной дочери. Но у меня есть одно-единственное желание - попасть на прием к премьер-министру. Мне, конечно, неудобно вас об этом просить, ведь вы и так для меня сделали много. Я написал письмо Василию Павловичу, и через два дня мне позвонили из правительства. Я сказал, что прошу о приеме по очень важному делу, т. к. всего не могу изложить в письме. Мне ответили, что премьер очень занят, у него регламент времени. Но и у меня регламент времени - возраст торопит. Может быть, мне посчастливится попасть на прием к Тарлеву?"
- Я передам ваше пожелание его советнику. Когда вы просили о материальной помощи, я рассказала о вас Василию Павловичу. Он вошел в ваше положение, и вашу просьбу удовлетворили. Но и вы должны понять, что премьер-министр, действительно, очень занятой человек.
- Я буду ждать.
Галина ЖЕЛЕЗОВА, г. Комрат: "Начальник местной ревизионной службы не соответствует занимаемой должности. Можно ли решить эту проблему?"
- Мы разберемся с этим случаем. Если действительно человек не соответствует занимаемой должности, то он не должен работать в ней.
Ион БЫРСАН, директор музыкальной школы, г. Бричень: "Этот вопрос касается всех педагогов музыкальных и художественных школ не только нашего района, но и всей республики. Почему принято решение о повышении зарплаты преподавателям общеобразовательных и спортивных школ, а нашей категории нет, ведь мы приравнены к ним? О нас забыли, что мы существуем, или нет финансов? С отпусками нас будоражили три месяца, пока по требованию профсоюза не изменили продолжительность с 28 дней на 56. Почему к нам такое отношение?"
Людмила ВАТАМАНЮК-ЯЖУК, г. Бричень: "Когда увеличатся зарплаты преподавателей музыкальных и художественных школ?"
- С 1 декабря на 30% выросла зарплата учителей общеобразовательных школ и школ со спортивным уклоном. К сожалению, преподаватели музыкальных и спортивных школ не вошли в эту категорию, поскольку они относятся к внешкольным учреждениям. В настоящее время вопрос о повышении им зарплаты рассматривается в правительстве и Министерстве образования. Пока сложно сказать, когда точно произойдет увеличение. Но в течение 2005 г. это будет решено, т. к. Министерство труда разработало новый проект закона об установлении основной заработной платы работникам бюджетной сферы и ежемесячного вознаграждения лицам, занимающим ответственные государственные должности, в связи с тем, что в ней существуют большие перепады в оплате труда различных категорий работников. Конкретный размер и дата повышения заработной платы будут установлены правительством. А пока давайте совместно с районным советом посмотрим, что можно сделать для преподавателей. Районный бюджет на 2005 г. уже утвержден, но райсовет может рассмотреть этот вопрос в процессе исполнения бюджета за счет резервного фонда.
Владимир ЦЕЛИКОВ, г. Кишинев, произнес длинный монолог о том, что на станциях Вистерничень и Стрэшень нет бесплатных туалетов, переходный мост через железнодорожные пути в Стрэшень не отремонтирован, а также о том, как собрать средства на другие цели, о необходимости возродить проекты 70-х годов по прокладке железнодорожного полотна через Сороки и Орхей и т. д.
- Я передам ваши пожелания министру транспорта и связи.
Федор ВОЛОЖИНЕЦ (г. Яловень): "Зинаида Петровна, объясните, пожалуйста, почему тариф на газ до 30 кубов - один, а если израсходовал больше - на 30 банов дороже? Для нас это непонятно".
- Этот вопрос я должна переадресовать Национальному агентству по регламентированию в энергетике. Его специалисты вам ответят.
Елена ДРУЦЭ, с. Инешть Теленештскго р-на: "Я плачу 700 леев в месяц за патент в торговле. По-моему, это дорого. Нельзя ли установить лимит оплаты?"
- Плата за предпринимательский патент на осуществление деятельности в сфере розничной торговли устанавливается в фиксированном размере за месяц согласно приложению к Закону о предпринимательском патенте N93-XIV от 15.07.1998 г. в размере, соответствующем для населенного пункта, в котором предполагается осуществление предпринимательской деятельности.
Для приобретения предпринимательского патента на деятельность в сфере розничной торговли в муниципиях Кишинэу, Бэлць, Бендеры и Тирасполь при торговле в киосках и других помещениях, занимающих отдельные участки земли площадью не более 12 кв. м, месячная плата за патент установлена в размере 400 леев, для других муниципиев и городов - 200 леев и для сельских населенных пунктов - 100 леев. Одновременно сообщаем, что для осуществления деятельности в сфере розничной торговли с лотков, прилавков и автомашин на санкционированных рынках месячная плата за патент в вышеуказанных населенных пунктах установлена, соответственно, в размерах 180, 90 и 50 леев.
Кроме того, при приобретении предпринимательского патента орган, выдавший патент, обязан, в соответствии с подпунктом 1) приложения N4 к Закону о бюджете государственного социального страхования на 2004 г. N519-XV от 18.12.2003 г., с последующими изменениями и дополнениями, начислять и требовать от потенциального обладателя патента оплату взноса обязательного государственного социального страхования в размере, установленном Законом о предпринимательском патенте, но не менее 705 леев в год или 1/12 части этой суммы ежемесячно.
Следует отметить, что пересмотр положений закона является прерогативой Парламента РМ, а пока плату за патент на осуществление вышеназванных видов деятельности в сфере розничной торговли необходимо платить так, как установлено законодательством.Федор ДУМБРАВЭ, г. Яловень: "Я - пенсионер, инвалид II группы, принимал участие в приднестровском вооруженном конфликте. Почти всю жизнь я проработал на строительстве в Кишиневе, а теперь столкнулся с тем, что в столичном троллейбусе я не могу проехать бесплатно, т. к. живу в Яловень. Почему?"
- По Закону о социальной защите инвалидов N821-ХП от 24.12.1991 г., инвалидам I и II групп, детям-инвалидам и лицам, сопровождающим инвалида I группы и ребенка-инвалида, органами местного публичного управления выделяются по месту жительства компенсации из соответствующих бюджетов на проезд в общественном городском, пригородном и международном транспорте (за исключением такси). Для покрытия расходов, связанных с вышеназванными выплатами, на 2005 г. в бюджете Яловенского района предусмотрено 340, 3 тыс. леев.
Компенсации на транспорт выплачиваются в соответствии с положением, утвержденным органами местного публичного управления. Для получения дополнительной информации, связанной с выплатой данной компенсации, следует обратиться в отделение социального обеспечения и защиты семьи по месту жительства.
Г-жа КОТЕЛЬНИК, г. Басарабяска: "Скажите, пожалуйста, существует ли какая-то программа, или, может быть, что-то планируется по строительству жилья для молодых семей, или чтобы можно было получить ссуду под низкий процент для участия в ипотеке?"
- Распределение лимитов капитальных вложений, финансируемых из бюджета по объектам и заказчикам, утверждено согласно приложению N4 к Закону о государственном бюджете на 2005 г. Исходя из структуры объемов работ, объектов и заказчиков в капитальном строительстве, утвержденных этим приложением к закону, не предусматривается выделения лимитов капитальных вложений из госбюджета для Национального агентства жилья. К сожалению, пока нет законодательных и нормативных актов в строительстве социального жилья за счет средств госбюджета.
СПРАВКА "НМ":
Информацию о строительстве жилья методом ипотеки можно получить в Национальном агентстве жилья, которому удалось добиться более дешевой цены на 1 кв. м площади. Тел.: 22-33-96, 22-34-03.
Елена СТОЯНОВА, г. Кишинев: "Почему не рассматривается вопрос о принятии единой ставки подоходного налога для физических лиц, как это сделали в России? Я читала в прессе о том, что наши существующие ставки более социально справедливы. Однако кто может назвать несправедливым налогообложение физических лиц в СССР, когда действовала единая ставка в 13%? Кроме того, наиболее важным ее преимуществом считаю то, что очень сократится список лиц, которым будет необходимо подавать декларации о доходах, ведь независимо от числа источников дохода, в каждом из них будет взиматься одна ставка. Как известно, в работе с декларациями занято большое число налоговых инспекторов, масса времени и сил потом расходуется на их сверку. Сколько только почтовых расходов на рассылку приглашений на сверку. Работающие люди вынуждены терять свое время на хождение по налоговым инспекциям, где далеко не все претензии обоснованны. Я сама столкнулась с тем, что предприятие, где я получила разовую выплату, ошибочно дважды послало информацию в налоговую инспекцию. Когда выяснилась эта ошибка, оказалось, что нельзя исправить данные в компьютере. За техническую ошибку нужно было заплатить деньгами (за якобы не доплаченный налог) плюс штраф. Чтобы не мотаться по судам, мне пришлось выбросить на ветер те 60 леев. Но это же вымогательство! А мои потрепанные нервы? Почему бы не упростить систему налогообложения, а заодно и систему отчетности для физических лиц? Лучше бы трудовые ресурсы налоговиков были направлены на поиск злостных неплательщиков - экономических агентов.
- При разработке налоговой политики на среднесрочный период Минфином были рассмотрены различные системы налога на доход, в том числе и применение единой ставки подоходного налога для физических лиц. В результате была принята концепция прогрессивной шкалы подоходного налога для физических лиц как наиболее справедливая для нашей республики, так как расслоение населения по уровню доходов достаточно велико, и ценность одного лея дохода для бедного человека другая, нежели для человека богатого. Система подоходного налога для физических лиц в Молдове достаточно проста по сравнению с другими странами, несмотря на существование трех ставок, т. к. систему необходимо рассмотреть в целом, учитывая вычеты и освобождения, а также правила налогообложения.
Что касается технических ошибок, возникающих при автоматизированной обработке налоговой отчетности, то механизм исправления таких ошибок разработан и применяется на практике. Если в результате сверки налоговых обязательств физического лица будет установлено, что причиной возникновения таких обязательств является техническая ошибка, то взимание налога и наложение штрафных санкций не производится, и обращаться в судебные инстанции в этом случае нет необходимости.