Карл РУППЕЛЬ, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ: Создать инструмент анализа

Необходима четкая организация экспертной и информационно-аналитической работы

В конце прошлого года в Москве состоялась 2-я международная конференция по воздушному транспорту "Авиационный форум "Крылья России". Его главной целью стало обсуждение текущей ситуации в области воздушного транспорта и связанных с ним отраслей, анализ проблем и перспектив отрасли с привлечением широкого круга участников. В работе форума приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, представители властей различных уровней, руководители и специалисты предприятий авиационной промышленности, ключевые представители финансовых, инвестиционных кругов, страховых и лизинговых компаний.

Все выступающие говорили о новых реалиях рынка воздушных перевозок России, проблемах модернизации парка воздушных судов российских авиакомпаний, развитии бизнеса авиаперевозок и связанных с ним сегментов финансового рынка, взаимоотношении государства и бизнеса, кадровой политике на новом этапе развития авиакомпаний, информационных технологиях и других актуальных проблемах.

Сегодня "ГР" предлагает своим читателям наиболее интересные выступления, прозвучавшие на форуме.

Потребность в административной реформе, как известно, возникла в большой степени вследствие того, что верхние эшелоны государственного управления оказались перегружены, а зачастую просто парализованы колоссальным объемом текущих вопросов, требующих немедленного решения и не всегда позволяющих отслеживать долгосрочные последствия этих решений. Сегодня, когда функции выработки политики, то есть определения стратегических целей развития и путей их достижения, отделены от функций исполнения и контроля (имеется в виду новая структура федеральных органов исполнительной власти), когда представилась возможность в значительной степени сосредоточиться на выполнении именно этих задач, появилась и серьезная потребность в глубоком объективном анализе реального положения дел.

Поэтому первая проблема лежит именно в этой плоскости. У нас нет инструментов такого анализа. Нам эти инструменты нужно создавать. Если говорить конкретно - нам нужно найти эффективные формы экспертной и информационно-аналитической поддержки принятия решений, создать механизмы разработки совместных проектов бизнеса и государства, постоянно действующие на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.

Только благодаря серьезной экспертной и информационно-аналитической поддержке можно разработать комплекс национально значимых проектов развития гражданской авиации. Эти проекты должны согласовываться друг с другом и взаимодололняться. Представляется, например, очевидным, что создание сети опорных аэропортов (в том числе хабов) не может происходить без анализа федеральной и региональных маршрутных сетей, который, в свою очередь, должен определить потребность отрасли в воздушных судах различных типов и выработать четкую позицию по отношению к национальной авиастроительной промышленности. Точно так же программа развития авиации общего назначения будет гораздо более эффективной, если станет одним из проектов реформы системы аэронавигационного обслуживания и т.п.

Сегодня Минтрансом России сформулированы стратегические цели развития транспортной системы (в том числе гражданской авиации). Первая - "связанность" - формирование современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры; вторая - "мобильность" - предоставление доступных услуг транспортного комплекса населению; третья - "транзит и экспорт" - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; четвертая - "безопасность" - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; пятая - развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Для достижения данных целей потребуются переработка существующих целевых программ и разработка новых, причем при этом важно учесть имеющийся отрицательный опыт.

Что касается второй проблемы, то она заключается в том, что у нас пока что нет инструментов, которые позволяют оценить обоснованность и эффективность финансовых затрат на реализацию этих программ. Такие инструменты также надо создавать совместными усилиями общества (в первую очередь бизнеса) и государства.

Переход к программно-целевым методам планирования (в том числе бюджетного планирования) - это одно из принципиальных направлений совершенствования деятельности всей системы федеральных органов исполнительной власти. Эту бюджетную реформу можно выделить как одну из важных особенностей нынешней государственной политики (в том числе и в области гражданской авиации). Предстоит научиться формировать бюджет на основе четко поставленных целей и планируемых результатов осуществления государственной политики. Этого мы делать пока не умеем.

Одним из важных направлений деятельности Минтранса по реализации Транспортной стратегии России является выстраивание качественно нового сотрудничества между государством и бизнесом, основанного на прозрачности и открытости отношений, балансе общественных и коммерческих интересов. Совершенствование механизмов финансирования проектов в области развития транспортной инфраструктуры предполагает повышение эффективности использования бюджетных средств и практику привлечения средств частных инвесторов. Главным инструментом соединения частных и государственных ресурсов при выполнении инфраструктурных проектов является институт государственно-частного партнерства (ГЧП).

Институт ГЧП, если мы не найдем конкретных средств для его поддержания, также превратится в пустые декларации о намерениях и выродится в модное, ничего не значащее выражение. Об этом, кстати, говорил Председатель Правительства РФ. Он сказал следующее: "Чтобы этого не произошло, нужно выработать четкие критерии отбора конкретных проектов. Если таких критериев не будет, то может сложиться такая ситуация, когда начали копать и все деньги закопали в самом начале". Здесь опять же самое время вспомнить о необходимости организации серьезной экспертной и информационно-аналитической работы.

Также не менее важно использовать институт государственно-частного партнерства и в другой исключительно важной сфере - в сфере разработки стандартов и правил гражданской авиации.

Хорошо известно, что в настоящее время в мире доминирует практика формирования специализированных организаций по выработке стандартов и правил, совместно финансируемых государством и бизнесом. Появление подобных организаций существенно уменьшает необходимую численность разработчиков нормативных актов - служащих министерств и ведомств. Разработка норм и правил силами только госчиновников становится исключением, а не правилом.

Классическим примером создания государственно-частного партнерства в области стандартизации является Радиотехническая комиссия по аэронавтике (США) - организация, которая вырабатывает нормы и правила для организации воздушного движения и включает в себя 250 правительственных, промышленных и академических организаций США и всего мира. Фактически названная комиссия является на сегодня основным разработчиком системы стандартов, по которой строится система "свободного полета". Вот какой опыт нам было бы полезно изучить и постараться использовать.

Одна из главных задач - это создание постоянно действующих механизмов экспертной и информационно-аналитической поддержки принятия решений и контроля за их реализацией. Только в том случае, если мы будем иметь эффективные механизмы такого рода, мы сможем, наконец, не перечислять из года в год одни и те же проблемы нашей гражданской авиации, а перейти к настоящей работе по ее развитию.

***

Одним из важных направлений деятельности Минтранса по реализации Транспортной стратегии России является выстраивание качественно нового сотрудничества между государством и бизнесом, основанного на прозрачности и открытости отношений, балансе общественных и коммерческих интересов. Совершенствование механизмов финансирования проектов в области развития транспортной инфраструктуры предполагает повышение эффективности использования бюджетных средств и практику привлечения средств частных инвесторов. Главным инструментом соединения частных и государственных ресурсов при выполнении инфраструктурных проектов является институт государственно-частного партнерства (ГЧП).

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости