В субботу президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев провел сетевое селекторное совещание, на котором подведены первые итоги реализации железнодорожниками федерального закона о монетизации льгот.
По словам главы Компании, прошедшие две недели января позволяют сделать несколько оптимистичных выводов. Самое главное: вопреки мрачным прогнозам пассажиропоток во всех видах сообщений не снизился, а, наоборот, вырос. В частности, в пригородном - на восемь процентов. Это говорит о том, что люди стали больше брать билетов - как полных, так и безденежных. А железнодорожникам важно как можно более точно знать число пассажиров и их маршруты для формирования оптимального графика движения.
В дальнем сообщении объемы работы увеличились в среднем на десять процентов. А на Восточно-Сибирской и Северо-Кавказской пассажиропоток возрос на четверть, Сахалинской - на 20 процентов. Монетизация льгот не оттолкнула пассажиров от железнодорожного транспорта. Отрадно и то, что важнейший показатель работы сети -исполненный график движения -оказался на высоте.
В пригородном сообщении сеть перевозит за год почти 1, 2 миллиарда человек. И, несомненно, эта мощная гвардия путешественников в основном и дает оценку работе всего пассажирского комплекса. Дороги постарались не подвести: с начала года большинство из них держат график на уровне ста процентов. Хуже всех дела обстоят на Московской и Октябрьской магистралях, где движение электричек интенсивнее всего. А в лидеры выбилась Калининградская - Геннадий Фадеев очень высоко оценил уровень ее руководства, и в первую очередь начальника дороги Виктора Будовского.
Четко отработана с Фондом социального страхования перевозка льготных категорий граждан к местам санаторно-курортного лечения, хотя таковых в стране в общей сложности более миллиона человек. Правда, еще необходимо изменить расчеты фонда - по факту выполненной работы. Ибо пока им запланирована компенсация отрасли в размере 700 рублей за льготника (в оба конца). А стоимость поездки в среднем составляет 1200 рублей.
Первые две недели января подтвердили пользу заключенных соглашений субъектов Федерации с дорогами о перевозке региональных льготников, коих в стране большинство (21 миллион из 35, 2). Таким образом, в 26 регионах льготники "местного значения" по-прежнему ездят в пригородных поездах бесплатно или за половину стоимости, а местные бюджеты возмещают железнодорожникам все затраты. К таким взаимоотношениям необходимо стремиться всем дорогам, всем регионам. Геннадий Фадеев рекомендовал командирам магистралей не пускать эту работу на самотек.
Например, в местном бюджете Сахалинской области запланирована компенсация железнодорожникам в размере 25 миллионов рублей в год. Это всего 40 процентов от ожидаемых пригородных убытков. Однако губернатор и его команда, видно, запамятовали, что ОАО "РЖД" приняло беспрецедентное решение: отменить коэффициент 3 для Сахалина. Теперь там действует общероссийский Прейскурант 10-01. Почему же область не хочет пойти железнодорожникам навстречу?
В то время когда страну сотрясали митинги самой уязвимой части населения, у которой отняли последнее, на железных дорогах не допущено ни одного конфликта с льготниками. Хотя Бог знает, чего это стоило работникам пассажирского комплекса. Ведь они явились, по сути, буфером между дурным исполнением положений закона на местах и обездоленными гражданами. В Омской области ветеранам труда положили компенсацию транспортных расходов (в том числе и на городских маршрутах) всего 210 рублей. В Алтайском крае пошли еще дальше - облагодетельствовали заслуженных людей сотней рублей. Всех переплюнула Пермь - 60 целковых. Этих денег, по словам начальника Свердловской дороги Шевкета Шайдуллина, хватит лишь на одну поездку до пятой зоны и обратно. А до вокзала ветерану придется шлепать уже пешком.
На всех дорогах действуют "горячие линии" по разъяснению положений нового закона. С начала года туда поступило более 30 тысяч обращений. Причем большинство вопросов даже не носило транспортный характер. Просто органы социальной защиты населения на местах нашли хороший выход из положения - отфутболивать людей к железнодорожникам. Они, дескать, все знают, все объяснят. Да, встречаются и жалобы. Где-то не хватило бланков абонементных билетов, где-то кассир не слишком ласково ответил пассажиру. Но в общем "горячая линия" в "кипяток" не превратилась.
Особое внимание Геннадий Фадеев призвал уделять инвалидам - самой ранимой части населения. Посмотрите: из двух тысяч звонков на "горячую линию" 13 января 997 раз обращались именно инвалиды! Даже если оператор не в силах ответить на вопрос - а ведь железнодорожников спрашивают и о том, когда им губернатор денег даст! - человека нужно выслушать, успокоить добрым словом. И необходимо быть готовым к тому, что для "утряски" всех аспектов монетизации потребуется определенное время, все вопросы завтра не будут сняты.
Поблагодарив участников селекторного совещания за добросовестную работу по этому вопросу, президент Компании в то же время предостерег от эйфории. Основные трудности еще впереди.
- От каждого причастного работника требуются внимание, терпение, уважение к людям. Они нам верят, а это дорогого стоит. Любой спорный вопрос необходимо решать в пользу льготника, - подчеркнул Геннадий Фадеев.
***
В то время когда страну сотрясали митинги самой уязвимой части населения, у которой отняли последнее, на железных дорогах не допущено ни одного конфликта с льготниками,
- В путь - со спокойной душой.