UTair может лишиться статуса авиаперевозчика
Авиакомпания UTair может лишиться права на авиационные перевозки: Минтранс не продлил истекший сертификат эксплуатанта из-за долгов компании перед Пенсионным фондом. По мнению источника "Бизнеса", интерес Минтранса к налоговым проблемам компании говорит о том, что дело UTair курируется в высших эшелонах власти.
3 апреля у тюменской авиакомпании UTair истек срок действия сертификата эксплуатанта - документа, на основании которого компании работают в сфере авиационных перевозок. Как сообщили "Бизнесу" в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в ходе плановой проверки выполнения авиакомпанией условий сертификации выяснилось, что UTair задолжала Пенсионному фонду России (ПФР) 135 млн. руб. дополнительных страховых взносов (см. справку).
Генеральный директор UTair Андрей Мартиросов подтвердил "Бизнесу" эту информацию. По его словам, в минувшую пятницу Ространснадзор отказался выдать авиакомпании новый сертификат на два года. Власти дали перевозчику месяц на погашение долгов перед ПФР - ровно столько UTair сможет выполнять полеты на законных основаниях. В противном случае перевозчик вообще может лишиться права работы в авиационном бизнесе: согласно условиям сертификации, долги в ПФР могут стать причиной приостановления или аннулирования сертификата эксплуатанта.
По мнению главы Ространснадзора Александра Нерадько, такие меры будут "способствовать сохранению на рынке только финансово устойчивых авиакомпаний", а также "развитию программ соцобеспечения членов летных экипажей".
Впрочем, сложно представить, что пятого по размеру российского перевозчика и одну из трех авиакомпаний, чьи акции торгуются на фондовом рынке, могут закрыть из-за таких формальных причин. Компания пытается уговорить ПФР дать ей отсрочку: UTair готова погасить долг только в четвертом квартале будущего года. "Мы в любом случае заплатим деньги, ведь не можем же мы остановить деятельность", - сказал "Бизнесу" Мартиросов. Для авиакомпании, чья чистая прибыль в 2004 году составила 107, 4 млн. руб. (при выручке около 8 млрд. руб.), 135 млн. руб. - не та сумма, которую можно легко собрать за месяц. Не исключено, что UTair придется брать кредит, вероятнее всего, в Сбербанке - он предоставил авиакомпании льготную ставку кредитования.
Компания считает, что Минтранс необоснованно увязывает налоговую политику перевозчиков с правилами сертификации эксплуатантов. "Непонятно, почему налоговые дела курирует Минтранс и как долги перед ПФР увязываются с сертификацией", - считает Андрей Мартиросов.
Представители других компаний "большой пятерки" - "Аэрофлота", "Сибири" и "Трансаэро" - отказались от комментариев.
"Пенсионный фонд, похоже, пытается воспользоваться неординарным способом изъятия долгов: не через соответствующие структуры, а через профильное министерство путем лишения лицензии, - считает аналитик ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - Метод этот кажется достаточно странным и наверняка приведет к судебным разбирательствам: компания будет пытаться реструктурировать задолженность перед Пенсионным фондом, а также судиться с Минтрансом: налоговые задолженности с эксплуатацией никак не связаны".
По мнению источника в авиационных кругах, история с долгами авиакомпании Пенсионному фонду довольно странная уже потому, что долгами занимается другое ведомство, а Минтранс - только разрешением на полеты. "Минтранс не должно волновать исполнение авиакомпанией налоговых обязательств: ни один регламентирующий работу министерства документ не устанавливает право отслеживать это. Заявление Минтранса говорит о том, что делом компании могут заниматься наверху, во властных структурах", - считает источник.* * *
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ сверх ставки единого социального налога (ЕСН) в пользу членов летных экипажей предусмотрены ФЗ N155 "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" от 27.11.2001. Эти деньги положены членам летного экипажа в качестве доплаты к пенсии и начисляются при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 2О лету женщин. Таким образом, перевозчики обязаны перечислять в пенсионный фонд России два вида платежей - один по ставке ЕСН, другой - сверх ЕСН по ставке 14% от вознаграждения члену экипажа.