ОТВЕЧАЕТ АУДИТОР

Отчетность, представляемая в ФСС РФ

ВОПРОС...

Организация не сдавала отчеты в ФСС РФ (страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) в 2000-2004гг. К какой ответственности может быть привлечена организация?

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24. 07. 98 г. N 125-ФЗ (в ред. на 1, 2. 12. 04 г. ). В соответствии со ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме. Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2. 03. 2000 г. N 184 (с изм. и доп. на 11. 04. 05 г. ), установлена обязанность страхователей ежеквартально составлять отчетность по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представлять ее страховщику в установленный им срок. Таким образом, законодатель связывает обязанность страхователя представлять отчетность с начислением последним страховых взносов и осуществлением страховых выплат. Согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В п. 1 ст. 5 этого Закона определен перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в который включены физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Следовательно, возникновение обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования законодатель связывает с моментом установления страхователем трудовых или гражданско-правовых правоотношений с работником.

В соответствии со ст. 19 Закона N 125-ФЗ нарушение срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. , а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5000 руб. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Как следует из п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 НК РФ, и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется путем налоговых проверок, как камеральных, так и выездных.

Порядок проведения камеральных проверок определен ст. 88 НК РФ, в соответствии с которой налоговый орган может выдвинуть только требование о доплате суммы налога и пени. Штрафные санкции в этой статье не упоминаются. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (ст. 89 НК РФ). Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе налогового контроля в любой предусмотренной ст. 82 НК РФ форме.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ в обязательном порядке должен быть составлен акт налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Вместе с тем налоговый орган (в данном случае - отделение фонда) обязан направить налогоплательщику (обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки (п. п. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ, п. п. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика (общество) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, то материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения и т. п. , рассматриваются в его отсутствие. Таким образом, если отделением фонда нарушен установленный ст. 101 порядок производства по делу о налоговом правонарушении, то в силу п. 6 этой статьи решение страхователя о привлечении общества к ответственности признается незаконным, а следовательно, отсутствуют основания для взыскания с общества штрафа. Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) на основании п. 1 ст. 115 НК РФ. Кроме того, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения (не сдана отчетность), если со дня его совершения истекли три года (п. 1 ст. 113 НК РФ). Если в периодах, за которые не сдавались сведения в ФСС РФ, организация не устанавливала трудовые или гражданско-правовые отношения с работниками, то у нее не возникает обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6. 10. 04 г. N А56-15968/04.

О. КИЛИЧЕНКОВА, аудитор КГ "Что делать Консалт"

***

Взаиморасчеты между сторонами

ВОПРОС...

Установлен ли законодательно срок, в течение которого должны быть произведены взаиморасчеты между сторонами после выполнения услуг (работ), если такой срок не был установлен договором ?

Согласно ст. 488 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, указанный в договоре, а если такой срок договором не предусмотрен - то в срок, определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства. При возникновении спора кредитор в суде будет доказывать факт просрочки, а должник - что он исполнил обязательство в разумный срок. "Разумный срок" - это оценочное понятие; к оценке срока с точки зрения его оправданности и соответственно оценке поведения должника как правомерного (при отсутствии просрочки) или наоборот (при просрочке) суд должен подходить с учетом характера обязательства, взаимоотношений сторон, условий исполнения, влияющих на возможность своевременного исполнения.

В рассматриваемой ситуации, вероятно, нужно подготовить соответствующие документы с целью сформулировать претензии компании-должнику. Должник обязан исполнить обязательство об оплате в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. Можно посоветовать на будущее при составлении новых договоров определять в них разумные сроки платежа за оказываемые услуги.

***

Корректировка статистических отчетов

ВОПРОС...

Каков порядок внесения уточненных данных в статистические отчеты прошлых периодов? Какие санкции могут применить органы статистики в случае обнаружения ошибок или неточностей в сданных им отчетах налогоплательщиков?

Порядок корректировки данных регламентируется Инструкцией о порядке исправления отчетных данных в случаях выявления приписок и других искажений в государственной отчетности, утвержденной постановлением Госкомстата СССР от 22. 06. 88 г. N 69 (приложение N 1). Исправления отчетов производятся в следующем порядке:

в случаях выявления приписок и других искажений в отчетности текущего года исправления вносятся в отчет за тот отчетный период, в котором были допущены приписки и другие искажения, в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности, и во всех последующих отчетах;

при выявлении приписок и других искажений в отчетах за какой-либо период прошлого года все исправления вносятся в отчет за тот же период прошлого года (в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности), в нарастающие итоговые данные отчетов за последующие периоды, а также за прошлый год в целом;

в случаях, когда исправление данных вызывает необходимость изменения системных записей бухгалтерского учета, исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года производится в первом отчете после обнаружения приписок и других искажений в отчетности, при этом исправления вносятся в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности;

если не установлен период совершения приписки или искажения, исправления отчетных данных вносятся в первом отчете после обнаружения приписки или искажения в отчетности;

изделия, учтенные в отчетности текущего года или прошлых лет, если после сдачи их заказчику установлено, что они изготовлены с отступлением от стандартов (технических условий), исключаются из объема продукции в отчете за тот отчетный период, когда этот факт установлен органами государственного и ведомственного арбитража, признан поставщиком или получено предписание органов государственного надзора Госстандарта СССР, межведомственного или ведомственного контроля, из данных за все периоды, предусмотренные формой отчетности.

Статья 13. 19 КоАП РФ от 30. 12. 01 г. N 195-ФЗ устанавливает ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ. Субъектами указанного правонарушения могут быть только должностные лица.

Л. КОЛЕСНИЧЕНКО, аудитор

***

НДС с компенсации за использование личного транспорта в служебных целях

ВОПРОС...

По приказу руководителя личные автомобили заправляются за счет организации, причем есть лимит - 1200 руб. , с НДС - 1416 руб. Какую сумму учитывать - 1200 руб. или 1416 руб. с точки зрения налогового учета ?

Для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на компенсацию за использование личных автомобилей работников в служебных целях должны учитываться только в пределах норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8. 02. 02 г. N 92 (с изменениями и дополнениями от 15. 11. 02 г. , 9. 02. 04 г. ) "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" , т. е. в данном случае только в сумме 1200 руб. На наш взгляд, сумма уплаченного НДС не отражается в составе расходов по налогу на прибыль. В п.7 ст. 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Следовательно, прямо в НК РФ не указаны такие нормируемые расходы, как расходы на компенсации за использование личных автомобилей для служебных поездок, в связи с чем можно предположить, что НДС по указанным расходам подлежит зачету из бюджета вне зависимости от превышения установленных законодательством норм, если обосновать производственный характер расходов.

С. ЕФРЕМОВА АКТ "Баланс Плюс"

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости