Настоящий Закон определяет правовые, экономические, организационные и социальные принципы обеспечения функционирования автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, ремонта и содержания в интересах государства и пользователей автомобильных дорог.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:
автомобильная дорога — линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для беспрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств;
архитектурное обустройство — архитектурные сооружения и декоративные насаждения, предназначенные для обеспечения эстетического вида автомобильных дорог;
улица — автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладывания наемных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов;
дорожное покрытие — укрепленные верхние слои дороги, принимающие нагрузку от транспортных средств;
земляное полотно — грунтовая конструкция автомобильной дороги;
инженерное обустройство — специальные сооружения и средства, предназначенные для обеспечения безопасных и удобных условий движения (освещения, технологической связи, измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств, принудительного снижения скорости движения и т. п.);
объекты дорожного сервиса — специально обустроенные места для остановки маршрутных транспортных средств, площадки для стоянки транспортных средств, площадки отдыха, видовые площадки, автозаправочные станции, пункты технического обслуживания, мотели, пункты приема пищи и питьевой воды, автопавильоны, туалеты, урны и контейнеры для мусора;
орган управления — орган, предназначенный для управления автомобильными дорогами (улицами), обеспечения их функционирования, развития и финансирования;
проезжая часть — часть автомобильной дороги, непосредственно предназначенная для движения транспортных средств;
полоса отвода — земельные участки, предоставляемые в установленном порядке для размещения автомобильной дороги;
полоса движения — полоса проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой, которая имеет ширину, определенную нормами для движения транспорта в один ряд;
сооружения дорожного водоотвода — сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод от земляного полотна, и проезжей части (боковые канавы, водоотводные канавы, нагорные канавы, водопропускные трубы, открытые и закрытые дренажные системы, сливная канализация и т, п.);
технические средства — специальные технические средства, предназначенные для организации и регулирования дорожного движения (дорожные знаки, информационные табло, дорожная разметка, сигнальные столбики, транспортные и пешеходные ограждения разных типов, светофорное оборудование и т. п.);
искусственные сооружения — инженерные сооружения, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов через природные и другие препятствия, а также стабильного функционирования автомобильной дороги (мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, туннели, наземные и подземные пешеходные переходы, наплавные мосты и паромные переправы, развязки дорог, подпорные стенки, галереи, улавливающие съезды, снегозащитные сооружения, противолавинные и противоселевые сооружения и т. п.).
Статья 2. Законодательство об автомобильных дорогах
Отношения, связанные с функционированием автомобильных дорог, регулируются настоящим Законом и законами Украины «О дорожном движении», «О транспорте», «Об автомобильном транспорте», «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», «О местном самоуправлении в Украине», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» и другими актами законодательства.
Статья 3. Сфера действия Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с функционированием и развитием автомобильных дорог независимо от их назначения и форм собственности.
Статья 4. Международные договоры
Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Виды автомобильных дорог
Автомобильные дороги делятся на:
автомобильные дороги общего пользования;
улицы и дороги городов и других населенных пунктов;
ведомственные (технологические) автомобильные дороги;
автомобильные дороги на частных территориях.
Статья 6. Государственная политика в сфере автомобильных дорог
Государственную политику и стратегию развития всех видов автомобильных дорог на территории Украины осуществляет центральный орган исполнительной власти в области транспорта.
***
Раздел II.
Автомобильные дороги общего пользования
Статья 7. Общая характеристика
Автомобильные дороги общего пользования являются составляющей Единой транспортной системы Украины и удовлетворяют нужды общества в автомобильных пассажирских и грузовых перевозках.
Автомобильные дороги общего пользования находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.
Автомобильные дороги общего пользования, которые в связи с расширением границ территорий городов становятся частью их улично-дорожной сети, могут передаваться бесплатно в коммунальную собственность по решению Кабинета Министров Украины.
Статья 8. Классификация автомобильных дорог общего пользования
Автомобильные дороги общего пользования делятся на автомобильные дороги государственного и местного значения.
Автомобильные дороги государственного значения подразделяются на международные, национальные и региональные.
К международным автомобильным дорогам относятся дороги, которые соединяются с международными транспортными коридорами и/или входят в Европейскую сеть основных, промежуточных, соединительных автомобильных дорог и ответвлений, имеют соответствующую международную индексацию и обеспечивают международные автомобильные перевозки.
К национальным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, которые соединены с национальными транспортными коридорами и не относятся к международным автомобильным дорогам, и автомобильные дороги, соединяющие столицу Украины — город Киев, административный центр Автономной Республики Крым, административные центры областей, юрод Севастополь между собой, крупные промышленные и культурные центры с международными автомобильными дорогами.
К региональным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие две или более областей между собой, автомобильные дороги, соединяющие основные международные автомобильные пункты пропуск:!через государственную границу, морские и авиационные порты международного значения, важнейшие объекты национального культурного наследия, курортные зоны с международными и национальными автомобильными дорогами.
Перечень дорог государственного значения, в том числе их участков, совмещающихся с улицами городов и других населенных пунктов и финансируемых из государственного бюджета, утверждает Кабинет Министров Украины один раз в три года.
Автомобильные дороги местного значения делятся на территориальные, областные и районные.
К территориальным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры Автономной Республики Крым и областей с административными центрами районов, городами областного значения, города областного значения между собой, а также автомобильные дороги, соединяющие с дорогами государственного значения основные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы, объекты национального и культурного наследия и курортного и природно-заповедного фонда, автомобильные пункты пропуска международного и межгосударственного значения через государственную границу.
К областным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры районов между собой и с административными центрами сельских населенных пунктов района, железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пунктами пропуска через государственную границу и местами отдыха.
К районным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры сельских населенных пунктов с другими населенными пунктами в пределах района, другие населенные пункты между собой, с предприятиями, объектами культуры, другими дорогами общего пользования.
Статья 9. Составляющие автомобильной дороги общего пользования
Составляющими автомобильной дороги общего пользования в пределах полосы отвода являются: земляное полотно, проезжая часть, дорожное покрытие, полоса движения, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения, инженерное обустройство: специальные сооружения и средства, предназначенные для обеспечения безопасных и удобных условий движения (освещения, технологической связи, измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств, принудительного снижения скорости движения), объекты дорожного сервиса и архитектурное обустройство: архитектурные сооружения и декоративные насаждения, предназначенные для обеспечения эстетического вида автомобильных дорог; технические средства организации дорожного движения, автопавильоны, линейные сооружения и комплексы, обеспечивающие функционирование и сохранность дорог; зеленые насаждения.
Размещение других объектов в пределах полосы отвода без согласования с собственниками дорог не допускается.
К составляющим автомобильной дороги общего пользования, находящимся за пределами полосы отвода, относятся объекты дорожного сервиса, архитектурное обустройство, здания и сооружения, обеспечивающие ее функционирование: производственные базы и придорожные карьеры, линейные жилые дома, линейные и другие сооружения для выполнения ремонтов и содержания дорог, их сохранности и контроля дорожного движения, комплексы дорожного сервиса; паромные переправы, снегозащитные сооружения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды; площадки для стоянки транспортных средств, отдыха, видовые, для складирования дорожностроительных и других материалов; нагорные канавы, испарительные бассейны, открытые и закрытые дренажные системы.
Статья 10. Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования
Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования осуществляет Государственная служба автомобильных дорог Украины, являющаяся центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через руководителя центрального органа исполнительной власти в области транспорта и который имеет свои органы управления на местах.
Статья 11. Основные обязанности органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования
Основными обязанностями органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования являются:
I) разработка государственной стратегии и программ развития дорожного хозяйства, обеспечение их финансирования и выполнения;
2) разработка предложений о финансировании и осуществлении контроля за целевым использованием бюджетных средств;
3) разработка мер по интеграции автомобильных дорог общего пользования в международную сеть автомобильных дорог и гармонизация технических норм и правил с требованиями международного законодательства;
4) разработка и реализация мер по безопасности дорожного движения;
5) обеспечение беспрерывных, безопасных, экономических и удобных условий движения транспортных средств с нормативными техническими характеристиками и нагрузками:
6) организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог по установленным для них государственным стандартам и нормам;
7) осуществление государственного регулирования и контроля в сфере дорожного хозяйства в соответствии с законодательством;
8) разработка нормативов и методик определения расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования;
9) обеспечение технического надзора за состоянием автомобильных дорог;
10) внедрение мер по ликвидации аварийно опасных мест (участков) автомобильных дорог;
11) обеспечение соблюдения норм природоохранного законодательства в процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог;
12) заблаговременное оповещение пользователей автомобильных дорог о сроках и порядке временного ограничения или прекращения движения транспортных средств;
13) обеспечение надлежащего маршрутного ориентирования пользователей автомобильных дорог;
14) обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог в зимний период;
15) озеленение полосы отвода автомобильных дорог;
16) осуществление статистического учета и паспортизации автомобильных дорог.
Статья 12. Основные права органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования
Орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования имеет право:
1) требовать от пользователей автомобильных дорог исполнения требований настоящего Закона и иных законодательных и нормативно-правовых актов Украины, регулирующих функционирование автомобильных дорог общего пользования;
2) вносить предложения о создании государственных комиссий по вопросам отчуждения земель частной и коммунальной собственности для строительства или реконструкции автомобильных дорог;
3) привлекать в установленном порядке специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
4) образовать, в случае необходимости, по согласованию с другими центральными органами исполнительной власти комиссии, экспертные и консультативные советы, рабочие группы;
5) требовать соблюдения норм природоохранного законодательства участниками дорожного движения и инициировать привлечение к административной ответственности за загрязнение и засорение автомобильной дороги и полосы ее отвода;
6) получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для исполнения своих функциональных обязанностей;
7) требовать от пользователей автомобильных дорог возмещения убытков, причиненных автомобильным дорогам и их составляющим;
8) ограничивать или запрещать движение транспортных средств, нагрузку на ось, общая масса или габариты которых превышают нормы, определенные для них государственными стандартами, в случае отсутствия соответствующего специального согласования;
9) устанавливать по согласованию с соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения временные ограничения движения транспортных средств при проведении ремонтных и других работ на автомобильных дорогах общего пользования;
10) ограничивать или запрещать движение транспортных средств в случае возникновения угрозы жизни или здоровью участников дорожного движения, безопасности грузов или возможности причинения повреждений автомобильным дорогам общего пользования, в том числе при сложных погодных условиях;
11) координировать страхование автомобильных дорог, искусственных сооружений и ответственность за возмещение убытков пользователям автомобильных дорог общего пользования;
12) принимать решение о введении необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с государственными стандартами, в том числе путем внедрения необходимых технических средств организации дорожного движения, введения соответствующих ограничений в движении, вырубки деревьев или других зеленых насаждений в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования;
13) контролировать состояние улиц и дорог городов и других населенных пунктов, которые соединяются с автомобильными дорогами общего пользования и входят в Единую транспортную систему Украины, и осуществлять меры по обеспечению их надлежащего состояния.
Статья 13. Ответственность органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования
Орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования отвечает за:
1) состояние автомобильных дорог общего пользования в соответствии с действующими нормами и финансированием;
2) качество работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;
3) возмещение убытков пользователям автомобильных дорог общего пользования в порядке, определенном законом;
4) соответствие нормативно-правовым актам размещения технических средств организации дорожного движения, объектов дорожного сервиса и рекламоносителей;
5) целевое использование бюджетных средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования;
6) санитарное и экологическое состояние автомобильных дорог общего пользования и их полос отвода.
Статья 14. Обеспечение развития сети автомобильных дорог общего пользования
Развитие сети автомобильных дорог общего пользования имеет для государства приоритетное значение.
При необходимости отчуждения земли, являющейся частной либо коммунальной собственностью, для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования создается государственная комиссия, которая предлагает выкуп земельных участков по рыночной цене с учетом рыночной стоимости расположенных на ней домов либо сооружений. В случае несогласия собственников с предложенной иеной выкуп этих земель осуществляется в судебном порядке.
Статья 15. Автомобильные дороги общею пользования как объекты концессии
Автомобильные дороги общего пользования могут предоставляться в концессию. Отношения, связанные с концессионной деятельностью, регулируются законами Украины «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», Земельным кодексом Украины, иными законодательными актами и концессионным договором.
Функции концессиедателя выполняет орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.
***
Раздел III.
Улицы и дороги городов и других населенных пунктов
Статья 16. Общая характеристика и классификация
Улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью.
Участки улиц и дорог городов и других населенных пунктов, которые соединяются с автомобильными дорогами государственного значения, относятся к Единой транспортной системе Украины и не подлежат приватизации. Вопросы производственной деятельности коммунальных служб на них, связанные с закрытием или ограничением движения, согласовываются с органом государственного управления автомобильными дорогами общего пользования и соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения.
Улицы и дороги городов и других населенных пунктов делятся на магистральные дороги (беспрерывного движения и регулируемого движения), магистральные улицы общегородского значения (беспрерывного движения и регулируемого движения), магистральные улицы районного значения, а также улицы и дороги местного значения.
Улицы и дороги городов и других населенных пунктов могут передаваться бесплатно в государственную собственность по решению соответствующих органов местного самоуправления и Кабинета Министров Украины.
Статья 17. Управление улицами и дорогами городов и других населенных пунктов
Управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся.
Статья 18. Составляющие улиц и дорог городов и других населенных пунктов
Составляющими улиц и дорог городов и других населенных пунктов являются: проезжая часть улиц и дорог, трамвайное полотно, дорожное покрытие, искусственные сооружения, сооружения дорожного водоотвода, технические средства организации дорожного движения, остановки городского транспорта, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, зеленые насаждения, наземные и подземные сети.
Границы улицы по ее ширине определяются «красными линиями». Расположение любых объектов, зданий, сооружений или их частей в пределах «красных линий» улицы не допускается.
Статья 19. Основные обязанности органов местного самоуправления по управлению функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов
Основными обязанностями органов местного самоуправления в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов являются:
1) обеспечение беспрерывных, безопасных, экономических и удобных условий движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам городов и других населенных пунктов;
2) организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов по установленным для них государственным стандартам и нормам;
3) выдача разрешений на прокладывание новых и ремонт существующих сетей в пределах «красных линий» улиц и дорог городов и других населенных пунктов;
4) заблаговременное оповещение участников движения и жителей городов и других населенных пунктов о сроках и порядке временного ограничения или прекращения движения транспортных средств;
5) осуществление статистического учета и паспортизации улиц и дорог городов и других населенных пунктов;
6) обеспечение соблюдения норм природоохранного законодательства в процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов:
7) выдача в установленном порядке разрешений на временное прекращение движения.
Статья 20. Основные права органов местного самоуправления по управлению функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов
Органы местного самоуправления в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов имеют право:
1) требовать от участников дорожного движения выполнения требований нормативно-правовых актов Украины, регулирующих функционирование улиц и дорог городов и других населенных пунктов;
2) требовать возмещения убытков, нанесенных действиями водителей, пассажиров и пешеходов улицам и дорогам городов и других населенных пунктов;
3) требовать соблюдения норм природоохранного законодательства участниками дорожного движения и инициировать привлечение к административной ответственности за загрязнение и засорение улиц и дорог городов и других населенных пунктов;
4) устанавливать по согласованию с соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения временные ограничения на движение транспортных средств при проведении ремонтных и иных работ на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов;
5) требовать возмещения убытков, нанесенных закрытием движения сверх установленных сроков выполнения работ на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов;
6) координировать страхование искусственных сооружений, инженерных коммуникаций, а также ответственности за возмещение убытков пользователям улиц и дорог городов и других населенных пунктов;
7) ограничивать или запрещать движение транспортных средств, нагрузку на ось, общая масса или габариты которых превышают нормы, определенные для них государственными стандартами, в случае отсутствия соответствующего специального согласования.
Статья 21. Ответственность органов местного самоуправления за функционирование и развитие улиц и дорог городов и других населенных пунктов
Органы местного самоуправления, управляющие функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов, отвечают за:
1) состояние улиц и дорог городов и других населенных пунктов в соответствии с действующими нормами, в том числе за безопасность движения транспортных средств и пешеходов;
2) качество работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию улиц и дорог городов и других населенных пунктов;
3) размещение технических средств организации дорожного движения, объектов дорожного сервиса и рекламоносителей;
4) возмещение убытков пользователям улиц и дорог городов и других населенных пунктов, возникших из-за неудовлетворительного состояния, в порядке, определенном законом.
***
Раздел IV.
Ведомственные (технологические) автомобильные дороги
Статья 22. Общая характеристика
К ведомственным (технологическим) автомобильным дорогам относятся внутрихозяйственные технологические дороги, находящиеся в собственности юридических или физических лиц.
Управление функционированием и развитием ведомственных (технологических) автомобильных дорог осуществляется юридическими или физическими лицами, в собственности которых они находятся, согласно требованиям законодательства.
Статистический учет и паспортизация ведомственных (технологических) автомобильных дорог осуществляются их собственниками.
Статья 23. Составляющие ведомственных (технологических) автомобильных дорог.
Составляющими ведомственных (технологических) автомобильных дорог могут быть: земляное полотно, проезжая часть, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения и технические средства организации дорожного движения.
Статья 24. Ответственность собственников ведомственных (технологических) автомобильных дорог
Собственники ведомственных (технологических) автомобильных дорог отвечают за:
состояние ведомственных (технологических) автомобильных дорог в соответствии с действующими нормами, в том числе за безопасность движения;
качество работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию ведомственных (технологических) автомобильных дорог;
возмещение убытков участникам дорожного движения, возникших из-за неудовлетворительного состояния ведомственных (технологических) автомобильных дорог, в порядке, определенном законом.
***
Раздел V.
Автомобильные дороги на частных территориях
Статья 25. Общая характеристика
К автомобильным дорогам на частных территориях относятся автомобильные дороги, находящиеся на территориях, собственниками которых являются юридические (негосударственные) или физические лица.
Составляющими таких автомобильных дорог могут быть: земляное полотно, проезжая часть, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения и технические средства организации дорожного движения.
Автомобильные дороги на частных территориях могут передаваться собственниками частных территорий в государственную или коммунальную собственность по решению соответственно Кабинета Министров Украины или органов местного самоуправления.
Статья 26. Ответственность собственников
Собственники частных территорий, на которых размещены автомобильные дороги, отвечают за:
соответствие автомобильных дорог действующим нормам безопасности движения;
возмещение убытков участникам дорожного движения, возникших из-за неудовлетворительного состояния автомобильных дорог на частных территориях, в порядке, определенном законом.
***
Раздел VI.
Платные автомобильные дороги
Статья 27. Отнесение и порядок перевода автомобильных дорог общего пользования в разряд платных
Отнесение автомобильных дорог общего пользования и отдельных их участков, в том числе мостовых переходов, к разряду платных осуществляется с учетом государственной стратегии развития сети автомобильных дорог Украины на основании отдельного закона.
Представление в Кабинет Министров Украины об отнесении автомобильной дороги общего пользования к разряду платных осуществляет орган государственного управления автомобильными дорогами по согласованию с органами местного самоуправления, по территории которых проходит эта автомобильная дорога.
Автомобильные дороги относят к разряду платных лишь при условии их существенного усовершенствования и обеспечения альтернативного проезда транспортных средств по бесплатным автомобильным дорогам.
Платные автомобильные дороги общего пользования остаются в государственной собственности, не подлежат приватизации, в отношении них не могут совершаться действия, следствием которых может быть отчуждение дорог из государственной собственности.
Статья 28. Контроль состояния платных автомобильных дорог общего пользования
Контроль состояния платных автомобильных дорог общего пользования, условий движения и взимания платы за проезд по ним осуществляется органом государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.
Статья 29. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования
Автомобильная дорога общего пользования может быть платной как на всем протяжении, так и на отдельных ее участках.
Плата за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования взимается со всех транспортных средств, проезжающих по таким дорогам.
Максимальный размер платы и порядок ее взимания устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
На период чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и эпизоотии и т. п. плата за проезд не взимается.
Взимание платы за проезд прекращается и возобновляется по решению Кабинета Министров Украины.
Плата за проезд направляется в Государственный бюджет Украины, имеет исключительно целевой характер и используется в первую очередь на погашение привлеченных кредитных ресурсов и расходы, связанные с ремонтом и содержанием платной дороги, а также на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержание других автомобильных дорог общего пользования.
Статья 30. Обеспечение функционирования платных автомобильных дорог общего пользования
Функционирование платных автомобильных дорог общего пользования обеспечивают государственные дорожные предприятия, относящиеся к сфере управления органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.
Орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования ежегодно проводит проверку о соответствии состояния и использования платной дороги установленным требованиям и представляет предложения о привлечении виновных в нарушении правил и норм содержания дороги к ответственности.
Статья 31. Ответственность за функционирование платных автомобильных дорог общего пользования
Органы управления, обеспечивающие функционирование платных автомобильных дорог общего пользования, несут ответственность за их техническое состояние, соответствие правилам и нормам содержания и ремонта автомобильных дорог и в порядке, определенном законом, компенсируют пользователям нанесенные убытки.
***
Раздел VII.
Пользование автомобильными дорогами
Статья 32. Права и обязанности пользователей автомобильных дорог
Пользователи автомобильных дорог имеют право на:
беспрерывные, безопасные и удобные условия движения;
получение оперативной информации о дорожных условиях и направлениях движения;
возмещение убытков в порядке, определенном законом.
Пользователи автомобильных дорог обязаны:
1) соблюдать требования правил дорожного движения;
2) использовать транспортные средства, конструкция и техническое состояние которых отвечают требованиям установленных в Украине правил, норм и стандартов;
3) не загрязнять проезжую часть и полосу отвода дорог;
4) не создавать своими действиями угрозы безопасности дорожного движения;
уведомлять соответствующие дорожно-эксплуатационные организации или соответствующие государственные органы по безопасности дорожного движения о выявлении препятствия дорожному движению;
6) не причинять своими действиями вреда автомобильным дорогам, их составляющим и пользователям этих дорог;
7) нести ответственность за вред, причиненный автомобильным дорогам, согласно закону.
Статья 33. Организация движения транспортных средств, нагрузка на ось, общая масса или габариты которых превышают нормы, установленные государственными стандартами и нормативно-правовыми актами
Движение транспортных средств, нагрузка на ось, обшая масса или габариты которых превышают нормы, установленные государственными стандартами и нормативно-правовыми актами, разрешается при согласовании с соответствующими органами в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Статья 34. Организация движения транспортных средств на гусеничном ходу
Движение транспортных средств на гусеничном ходу по проезжей части дорог с твердым покрытием и их обочинам запрещается.
Статья 35. Организация движения велосипедов, гужевого транспорта и прогона животных
Движение велосипедов, гужевого транспорта, всадников и навьюченных животных и прогон домашних животных организуется с использованием дублирующих дорог, обочин, а на автомобильных дорогах государственного значения — ограничивается.
Статья 36. Порядок использования автомобильных дорог в случаях, не связанных с основным их назначением
Порядок использования автомобильных дорог общего пользования для проведения народных гуляний и других массовых мероприятий определяют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по соглашению с органами государственного управления автомобильными дорогами и соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения.
Спортивные соревнования (кроссы, автогонки, велогонки и т. п.) на автомобильных дорогах проводятся с разрешения государственных органов управления автомобильными дорогами и соответствующих государственных органов по безопасности дорожного движения в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 37. Осуществление производственной деятельности на автомобильных дорогах
Строительство сооружений, комплексов дорожного сервиса, автозаправочных станций, прокладывание инженерных сетей и выполнение иных работ в пределах полосы отвода автомобильных дорог осуществляется по соглашению с органами государственного управления автомобильными дорогами и соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения в порядке, предусмотренном законодательством и соответствующими нормами.
Представители органов государственного управления автомобильными дорогами и государственных органов по безопасности дорожного движения включаются в состав комиссии по приемке этих объектов в эксплуатацию.
Статья 38. Размещение рекламоносителей на автомобильных дорогах
Размещение рекламоносителей в пределах полосы отвода автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законов и иных нормативно-правовых актов по соглашению с органами государственного управления автомобильными дорогами или их собственниками и соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения.
Запрещается размещение рекламоносителей, препятствующих оценке дорожно-транспортной ситуации или имеющих сходство (по внешним признакам, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также рекламоносителей, создающих эффект присутствия на дороге пешеходов или транспортных средств.
Рекламоносители, которые размещаются в пределах полосы отвода автомобильных дорог, не должны:
ухудшать условия безопасности дорожного движения;
ухудшать видимость на дороге, затемнять или снижать эффективность восприятия дорожных знаков, светофоров и других технических средств организации дорожного движения;
ограничивать видимость в направлении движения, боковую видимость и видимость технических средств организации дорожного движения или мешать восприятию их участниками дорожного движения;
ослеплять участников дорожного движения, в том числе вследствие действия эффекта светоотражения от рекламоносителя;
уменьшать габариты путепроводов и других инженерных сооружений;
мешать движению пешеходов;
создавать звуковые эффекты, негативно влияющие на условия движения.
Средства за рекламу взимаются собственниками дорог в соответствии с законодательством.
Статья 39. Соблюдение требований санитарных норм
Собственники и пользователи автомобильных дорог несут ответственность за соблюдение требований санитарных норм согласно закону.
***
Раздел VIII.
Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог
Статья 40. Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования
Источники финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования определяются согласно законам Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, законам Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», а также иным нормативно-правовым актам.
Распределение средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляется с целью обеспечения стабильного функционирования и сбалансированного развития сети автомобильных дорог общего пользования в регионах в соответствии с приоритетами, определенными государственной стратегией и государственными программами, с учетом фактического состояния автомобильных дорог.
В первую очередь средства направляются на развитие национальной сети международных автомобильных дорог, сохранение и развитие автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь сельских населенных пунктов, обеспечение безопасности движения и экологического состояния дорог, ремонт и реконструкцию мостов и путепроводов, ремонт проезжей части улиц и дорог городов и других населенных пунктов, которые соединяются с автомобильными дорогами общего пользования государственного значения и входят в Единую транспортную систему Украины, а также на строительство дорог на обходах городов и других населенных пунктов.
Финансирование строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства, имеющих общегосударственное значение и обеспечивающих функционирование Единой транспортной системы Украины, осуществляется из общего фонда государственного бюджета, о чем в законе о государственном бюджете делается отдельная запись.
Статья 41. Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов
Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется за счет бюджетов городов и других населенных пунктов, а также других источников финансирования, определенных законодательством.
Распределение средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, с целью сохранения и развития улично-дорожной сети в соответствии с приоритетами, определенными государственными программами и перспективными планами развития транспортной системы городов и других населенных пунктов, с учетом фактического состояния улично-дорожной сети.
В первую очередь средства направляются на реконструкцию и ремонт улиц и дорог городов и других населенных пунктов, которые соединяются с автомобильными дорогами общего пользования государственного значения и входят в Единую транспортную систему Украины, обеспечение безопасности движения и экологического состояния улиц и дорог городов и других населенных пунктов, ремонт и реконструкцию мостов и путепроводов.
Статья 42. Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания ведомственных (технологических) и автомобильных дорог на частных территориях
Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания ведомственных (технологических) и автомобильных дорог на частных территориях осуществляется за счет юридических или физических лиц, в собственности которых они находятся.
***
Раздел IX.
Стандартизация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог
Статья 43. Стандарты и нормы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог
Стандартизация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог направляется на:
осуществление единой государственной технической политики;
защиту интересов государства и пользователей автомобильных дорог относительно соблюдения строительных норм и правил в процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог;
обеспечение безопасности дорожного движения и уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, а также функционирование автомобильных дорог с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
усовершенствование нормативно-правовой базы функционирования сети автомобильных дорог, выполнение работ и предоставление услуг;
обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
Статья 44. Разработка и утверждение стандартов и норм
Разработка стандартов и норм по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог проводится органом государственного управления автомобильными дорогами по соглашению с соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения.
Утверждение государственных стандартов по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам технического регулирования.
***
Раздел X.
Охрана окружающей среды в процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог
Статья 45. Охрана окружающей среды на автомобильных дорогах
В процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог должны выполняться требования и предусматриваться меры по охране окружающей среды согласно природоохранному законодательству.
Земельные участки, которые временно были заняты в процессе строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, подлежат рекультивации согласно природоохранному законодательству.
Статья 46. Защита атмосферного воздуха
Защита атмосферного воздуха должна осуществляться согласно природоохранному законодательству.
Проектные решения по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог и методы их содержания должны обеспечивать минимизацию вредных выбросов в атмосферу транспортными средствами и дорожными производственными базами.
Запрещается эксплуатация дорожной техники, в которой вредные выбросы в атмосферу превышают допустимые нормы.
Запрещается использование дорожно-строительных материалов, загрязняющих атмосферный воздух сверх допустимых норм.
Статья 47. Защита водных ресурсов
Защита водных ресурсов должна осуществляться согласно природоохранному законодательству.
Запрещается использовать дорожно-строительные материалы, загрязняющие водные ресурсы сверх допустимых норм.
При организации поверхностного водоотвода на участках строительства, реконструкции и ремонта дорог и мостов, а также на площадках хранения дорожно-строительных и противообледенительных материалов необходимо предусматривать меры, предотвращающие загрязнение водоемов и грунтовых вод вредными веществами.
Статья 48. Защита зеленых насаждений
Защита зеленых насаждений должна осуществляться согласно природоохранному законодательству.
Не допускается проводить рубки деревьев в снегозащитных лесополосах и в пределах полосы отвода автомобильной дороги, которые не связаны с обеспечением безопасности дорожного движения и выполнением работ по расширению дорог.
***
Раздел XI.
Ответственность за нарушение законодательства об автомобильных дорогах
Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства об автомобильных дорогах
Собственники и пользователи автомобильных дорог, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность согласно закону.
***
Раздел XII.
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
3. До приведения в соответствие с Законом Украины «Об автомобильных дорогах» законы и иные нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.