АК "Транснефть" по-прежнему поддерживает идею строительства трубопровода Кыйикей-Ибрикхаба, который позволит поставлять нефть в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, сообщил президент компании Семен Вайншток в интервью корпоративному журналу.
"К сожалению, турецкая сторона настаивает на маршруте Самсун- Джейхан, который в три с лишним раза протяженней маршрута Кыйикей- Ибрикхаба. Нас это не устраивает", - сказал он.
По мнению С.Вайнштока, более перспективен маршрут Бургас- Александруполис, оператором которого намерена стать "Транснефть". Он напомнил, что в апреле 2005 года в правительства России, Болгарии и Греции подписали меморандум о сотрудничестве по этому вопросу. В настоящее время группа компаний-инициаторов проекта детально изучает его технико-экономические показатели с целью подготовить совместные предложения. С российской стороны координатором выступает ТНК-ВР, представители "Транснефти" участвуют в работе группы в качестве экспертов.
"Наши эксперты провели анализ возможных вариантов обхода проливов, который показал, что тариф на транспортировку по трубопроводу Бургас- Александруполис сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через проливы", - сообщил он.
Проект Бургас-Александропулис предусматривает создание нового маршрута, который позволит транспортировать нефть из портов Черного моря на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона через Болгарию и Грецию. Пропускная способность нефтепровода может составить 35-50 млн. тонн в год. В проект входят морской терминал в Бургасе для разгрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. тонн и морской терминал в Александруполисе (150-300 тыс.т.). В рамках проекта предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов.
Проект Самсун-Джейхан предполагает строительство нефтепровода по территории Турции мощностью около 50 млн.т. в год и длиной 560 км., терминала в порту Самсун и мощностей по хранению нефти в Джейхане. Мощность проекта строительства нефтепровода Кыйикей-Ибрикхаба также по территории Турции составляет 60 млн.т. нефти в год.