А. СТЕПАНОВ, заместитель председателя УМО ЭВТ, председатель КС транспортных УМО, академик PAT
От того, что именно транспорт "вывезет" экономику России, да еще в инновационно-производственную сторону, и сформировали "Транспортную стратегию до 2030 г.". По крайней мере таков итог круглых столов в Союзе транспортников в 2008 году.
Но реально оказалось, что государственные задачи разошлись с реформой образования, и кадры, которые, как утверждают, решают ВСЕ, теперь будут пополняться не специалистами, а бакалаврами. Бакалавр с 4-летним образованием в технике - есть заготовка для дальнейшего образования или на "специалиста", или на "магистра" (научно-педагогическая направленность). Но сторонники сырьевой экономики "подсуетились" и в последних редакциях реформы образования изъяли "специалиста": зачем, мол, готовить профессионалов, если сидим, так сказать, на сырьевой трубе, игнорируя установку В.В. Путина: "Мы не только дырки в земле умеем сверлить - мы можем создавать продукцию".
Надо отдать должное транспортной, производственной и вузовской общественности: ученые советы вузов, учебно-методические объединения, ассоциации работодателей, ректорские советы, транспортные агентства, Коллегия Минтранса в последние два года в борьбе с Минобрнауки РФ отстояли конвенционные (плавательные и летные) и некоторые эксплуатационные специальности, определяющие безопасность и эффективность транспорта.
Однако по некоторым специальностям работа по их сохранению все еще продолжается.
Так, 25 марта 2009 г. на очередной 22-й конференции Ассоциации морских портов всплыл вопрос о кадровом обеспечении деятельности портов и перспективах инновационной экономики.
Ведь что такое порт? Это - концентратор продукции экономики, и по структуре грузооборота очевидна преимущественность сырьевой концепции развития страны.
Однако уже сформирована научная база развития портового кластера на принципах транспортной логистики.
Здесь требуется широкий круг согласованных специальностей инженерно-логистического профиля, обеспечивающих:
- эксплуатацию крановой техники, контейнерных, балкерных и танкерных терминалов;
- развитие кластера Порт - Транспортный терминал - РТЛЦ (региональный транспортный логистический центр);
- развитие портовых свободных экономических зон;
построение экспедиторско-логистического сервиса высокого уровня от терминальной дистрибьюции, консолидации, контейнеризации до построения цепей поставок ВЭД;
- внедрение и развитие информационных технологий;
- согласованность коммерческой работы с государственно-надзорными (таможня, граница и др.) службами;
- правовое обеспечение морской деятельности, соблюдение экологических норм.
Эти направления деятельности требуют кадрового обеспечения на уровне специалиста. Руководители портов однозначно выдвигают требования по сохранению и развитию именно "специалиста" в транспортном образовании для обеспечения эффективности и безопасности, предотвращения ЧС и реализации принятой транспортной стратегии.
Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, являясь базовым вузом учебно-методического объединения (УМО) по эксплуатации водного транспорта, неоднократно готовила документы в защиту подготовки специалистов в области транспорта и недопустимости снижения уровня образования до бакалавриата, поскольку невозможно реализовать спецдисциплины на уровне магистратуры, ориентированной на подготовку кадров для научно-педагогической деятельности? !
Документы-обращения готовились на основе обобщения выступлений на пленумах УМО ЭВТ представителей регионального транспортного образования (транспортные, рыбные и военно-морские вузы, письменные обращения ректоров вузов), а также на основе обобщения выступлений работодателей в соответствующих ассоциациях:
- судовладельцев;
- морских торговых портов;
- международных экспедиторов;
- Союзе транспортников.
Обсуждая опасность возможного перехода на 4-летнее образование для транспортной отрасли, единодушно отмечалось, что для обеспечения безопасности и эффективности транспортной деятельности необходимы выпускники вузов только на уровне специалиста (5-5, 5 лет). Тогда возможно исполнение федеральных образовательных требований и профессиональных международных конвенционных требований с освоением всех видов тренажерной подготовки и практики.
Только сохранение и развитие транспортного образования позволит выполнить задачи, определенные "Транспортной стратегией России до 2030 года" в соответствии с задачами, сформулированными премьер-министром страны В.В. Путиным 20 мая 2008 года в г. Сочи, указавшего на "неразвитость транспортной инфраструктуры государства, которое стало "тормозом" экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития, т.е. жизненно важно перейти от простого поддержания транспортной системы к ее качественному развитию... причем на самой современной технологической базе".