РИГА, 4 июня. Международная конференция «ТрансБалтика 2010» проходит в Риге под знаком создания с 1 июля единой таможенной территории Таможенного союза России и Казахстана. На конференции также обсуждаются вопросы транспортно-инфраструктурного обеспечения грузопотоков Балтии, стратегии и оптимизации транспортной отрасли в условиях экономической рецессии, сообщает The Baltic Course.
Директор департамента транзитной политики министерства Андрис Малдупс в своей презентации возможностей латвийской транспортной системы подчеркнул, что портам страны удалось в кризисном 2009 году удержать грузооборот практически на уровне предыдущего года — 61,99 млн тонн (в 2008 году 63,64 млн тонн). В то же время контейнерооборот трех латвийских портов в 2009 году составил 184399 TEU (в 2008 году — 229248 TEU).
Из трех латвийских портов только Рижский свободный порт показал в прошедшем году рост грузооборота, составивший 29,72 млн тонн (годом ранее 29,56 млн тонн).
Среди приоритетов транзита в 2010 году Малдупс назвал увеличение мощностей пунктов перехода границ и их реконструкцию; повышение грузооборота контейнеров; освоение новых рынков; электронизацию административных процедур и развитие новых услуг.
Начальник аналитического управления Федеральной Таможенной Службы России Владимир Ивин подробно рассказал о таможенном администрировании в процессе формирования Таможенного союза в Северо-Западном регионе. Он подчеркнул, что присоединение к единой таможенной территории России и Казахстана Республики Беларусь — это вопрос недалекого будущего, скорее всего об этом будет заявлено во время летнего визита в Ташкент президента РФ Дмитрия Медведева.
Член комитета по транспорту Европейской комиссии, доктор инженерных наук, президент Института транспорта и связи (ТСИ) Игорь Кабашкин отметил, что впервые к транспортному коридору Европа — Азия добавились США (через Берингов пролив). На Восточном направлении главное событие на годы вперед — создание Таможенного союза. Он подчеркнул, что в связи с этим открываются новые возможности для Латвии и других стран Балтии, находящихся на границе с Россией и РБ.
Кабашкин рассказал, что в России разработана четко структурированная стратегия развития транспорта до 2030 года. Перевозки грузов в направлении Европа — Китай существенно расширяют транспортные коридоры, где железная дорога наряду с автотранспортом становится самостоятельным направлением.
По его мнению, Литва сделала серьезную заявку на создание центра транспорта и логистики в Балтии. «Белой завистью завидую литовским партнерам, их связям государства, науки и бизнес-среды», — заметил он. В Литве — единственной среди Балтийских стран есть государственная программа развития транспорта и логистики. Китай уже рассматривает Литву в качестве хаба и готов вкладывать туда средства с упором на интегральные логистические системы.
В Эстонии центр тяжести переносится в Койдула на границе со Псковом, где построен таможенный пункт.
Латвия, по словам Кабашкина, оказалась на перепутье. Старая транзитная программа заканчивается, отсутствует взаимодействие между тремя портам и и железной дорогой, на отдельных участках LDz достигнута критическая точка по грузообороту, национальная транспортная стратегия разрабатывается с оглядкой на соседей. Отрасль не имеет доступа к европейским деньгам, транспорт не включен в число приоритетных отраслей экономики.
Президент ТСИ подчеркнул, что начался новый этап развития логистики — регионализация. Логистика перестает быть сектором экономики, присутствуя во всех ее сферах.
Сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин отметил создание «зеленых коридоров» на Балтике и их экономическим аспектам. По его словам, Балтийское море стало своеобразным полигоном, где испытываются новые подходы в гораздо большей степени, чем в других регионах. «Зеленые коридоры», сравнительно новая тема, впервые о них заговорили в 2008 году. Долгосрочная политика в этой области будет проводиться во всех странах.