В Екатеринбурге не произошло разгосударствления городского пассажирского транспорта. Львиная доля перевозок здесь приходится на муниципальный автобус, трамвай и троллейбус. Плюс метро. Хорошо это или плохо для населения? Вопрос на первый взгляд риторический. Пассажиру в принципе все равно, кто его везет, - государственный или частный перевозчик. Лишь бы было удобно, безопасно и приемлемо по цене. Но если говорить о руководителях, отвечающих за такой важнейший сегмент социально-экономической жизни, как транспортная деятельность, то им, конечно, оценивать ситуацию и выбирать приоритеты развития приходится по куда более сложным критериям. Рассказывает заместитель главы города Екатеринбурга Александр ЛЯШЕНКО:
- Давайте посмотрим, как распределился у нас объем перевозок по видам транспорта за 2003 г. Картина тут следующая:
- по трамваю - 244, 9 млн. чел;
- по троллейбусу - 131, 4 млн. чел;
- по автобусу - 236, 5 млн. чел;
- по метрополитену - 40, 1 млн. чел;
- по маршрутному такси - 32, 2 млн. чел;
- по коммерческим автобусам - 28, 6 млн. чел.
В настоящее время в городе обслуживаются 97 муниципальных и 60 коммерческих маршрутов, ежедневно в часы пик выходит 300 муниципальных и 110 коммерческих автобусов, 211 троллейбусов, 351 вагон трамвая и около 600 маршрутных такси. Можно с уверенностью сказать, что сформированная на сегодняшний день маршрутная сеть удовлетворяет потребности горожан в пассажирских перевозках. Но надо учесть то, что, к сожалению, начиная с 1999 года происходит систематическое ежегодное снижение выпуска на линию муниципальных автобусов (если точнее, то снижение тут за этот период составило 24%). Таким образом, без привлечения частных перевозчиков к транспортному обслуживанию горожан ситуация в данном секторе услуг была бы очень напряженной.
В настоящее время администрацией города для обслуживания городских и пригородных маршрутов привлечено 23 организации частных перевозчиков. Общее списочное количество подвижного состава частных перевозчиков составляет 826 единиц, из них "ГАЗелей" - 547, ПАЗ - 153, автобусов большой и особо большой вместимости - 126. По экспертной оценке, в развитие городского общественного транспорта частными предпринимателями вложено за последние три года около 256 млн. рублей.
Однако подвижной состав, используемый сегодня частными перевозчиками, а это главным образом "ГАЗели", ПАЗы, старые автобусы иностранного производства, не может устраивать город Екатеринбург - центр Уральского федерального округа. Частные инвестиции, как мы считаем, теперь должны привлекаться главным образом для приобретения частными перевозчиками новых современных автобусов большой вместимости, которые будут обслуживать городские (муниципальные) маршруты. Для того чтобы получить такой маршрут, частный перевозчик дополнительно к условиям лицензирования должен соответствовать еще ряду обязательных требований по качеству обслуживания. Вот эти требования:
- оборудование подвижного состава УПЕ (устройством подвижной единицы) системы АСУМТ (автоматизированная система управления маршрутным транспортом), позволяющей контролировать соблюдение графика движения автобусов на маршруте и выполнение плана рейсов согласно расписанию (не менее 96 %);
- наличие громкой связи водителя с салоном для объявления остановочных пунктов, мест пересадок и т.д;
- соответствующее пассажиропотоку количество подвижного состава на маршруте, то есть числом не менее, а зачастую -более, чем в настоящее время работает муниципальных автобусов.
В текущем году частные перевозчики планируют приобрести 20 автобусов большого класса (это около 36 млн. руб. инвестиций) и не менее 30 автобусов в 2005 году (54 млн. руб.).
Для координации взаимоотношений с администрацией города, ГИБДД, Свердловским областным отделением Российской транспортной инспекции, налоговыми органами и муниципальными пассажирскими предприятиями в городе создано некоммерческое партнерство "Городские пассажирские перевозки", которое объединило самых крупных частных перевозчиков (000 "Ю-Ви-Эй-Транс", ООО "Транспортная компания "Автолайнер", ООО "Форт-Транс", ОАО "Екатеринбургское такси", ООО "Екатеринбургские транспортные газовые автомобили", ООО "Центральный автовокзал", ИП Асоцкий Е.А.). Основная задача партнерства -оказание помощи (консультативной, юридической) частным перевозчикам при осуществлении транспортного обслуживания населения города.
Вопрос о государственно-частном партнерстве нашел свое отражение и в стратегическом плане Екатеринбурга, разработанном в 2003 году. В целом же в составе транспортного направления этого плана выделяются несколько стратегических проектов. Например, проект "Удобный общественный транспорт" предполагает завершение строительства 1-й очереди метрополитена "Север - Юг", строительство новых трамвайных и троллейбусных линий, оптимизацию маршрутной сети, приобретение новых автобусов и трамваев.
Главная цель проекта "Комплексная схема организации дорожного движения" - оптимизация использования существующей улично-дорожной сети города, улучшение условий движения автотранспорта, повышение скорости движения, уменьшение задержек перед перекрестками. Основное тут - внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением последнего поколения (управление движением в режиме реального времени, использование противозаторных технологий).
Стратегический проект "Аэропорт Кольцово - международный авиатранспортный узел" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование авиатранспортного узла (хаба), способствующего эффективному экономическому и социальному развитию города, интеграции его в мировую экономику. Основная задача проекта - создание современной инфраструктуры аэропорта, соответствующей международным стандартам.
Проект "Система современных транспортно-логистических центров" основывается на том, что наше уникальное географическое расположение, на границе Европы и Азии, создает идеальные условия для организации транзита, переработки, хранения евро-азиатских товарных потоков. Важную роль при этом играет продление международного транспортного коридора N 2 Париж - Берлин -Москва - Нижний Новгород до Екатеринбурга.
Развитие на Урале производств, использующих высокие технологии, приход крупных сетевых компаний, интеграция Екатеринбурга в мировую торговую систему - все это требует надежного транспортного и складского обслуживания, обеспечивающего возможность перехода предприятий на принципы логистического управления. Поэтому основная задача проекта - создание развитой терминальной и складской инфраструктуры, удовлетворяющей спрос на услуги хранения, упаковки и транспортировки грузов. В частности, предусмотрено строительство и развитие инженерной инфраструктуры транспортно-логистического центра в районе контейнерного терминала станции Гипсовая. Здесь будут размещены складские помещения класса "В" и "В+", таможенный терминал, автотранспортные предприятия, сервисные центры и АЗС.
Спецвыпуск подготовили: Наталья Алхимова, Ольга Герасименко, Валентина Литвиненко, Алексей Никитушкин - наши специальные корреспонденты