Единый брокер для РЖД

Что-то не получается по азбуке рынка...

На СОВЕЩАНИИ, посвященном развитию железнодорожной отрасли, президент России заметил, что следует активно привлекать частный капитал и расширять рыночные возможности РЖД. При этом президент предостерег от "создания каких-то монстров, которые задушат конкуренцию". Можно было бы предположить, что данное замечание имело самое непосредственное отношение к конкурсу, проведенному накануне этой встречи, цель которого - определение единого таможенного брокера на 2007 год

В течение последних лет ОАО РЖД работает с четырьмя компаниями. Это ООО "Далк", ЗАО "Желдорброкер", ЗАО "Ок-трансвнештерминал" и ООО "Ростек-ДВ-сервис"

Такое обилие брокерских контор вызвано вполне прагматическими причинами. Страна располагает 59 железнодорожными пунктами пропуска, где осуществляется регистрация и оформление грузов. Этим, наряду с другими службами, занимаются таможенные брокеры. Им приходится содержать довольно сложную инфраструктуру: средства связи, различные коммуникации, ну и, естественно, иметь в штатах аттестованных специалистов и технических сотрудников

До сих пор для РЖД работа брокеров была важной и нужной, поскольку благодаря им оформление таможенного транзита было выстроено в единую цепочку, а также значительно уменьшен риск привлечения перевозчика к ответственности за нарушения налоговых и таможенных требований. Но главное, в выигрыше оказались клиенты РЖД и конечные потребители. Оформление и доставка грузов с появлением современных технологий, внедренных таможенными брокерами, ускорились в несколько раз, а время простоя транспорта снизилось с нескольких суток до нескольких часов.

Услуги, разумеется, не бесплатны. Возможно, это и навело руководство управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО РЖД на мысль "в целях повышения доходов от логистической деятельности принять конкретные меры по реализации комплексных услуг логистической схемы при доставке грузов, в том числе, от таможенно-брокерской деятельности".

Для достижения указанной цели был выбран простой путь. Было решено, во-первых, сообщить начальникам железных дорог о создании ООО "Таможенно-Брокерский Центр". (Известно, что 49 процентов акций "Таможенно-Брокерского Центра" принадлежали в 2006 году ЗАО ОЦВ, 35 процентов - ООО "Информационные Системы", а 16 процентов - панамскому офшору.) Была поставлена также задача провести конкурс по выбору единого таможенного брокера на 2007 год.

Перед новогодними праздниками на официальном сайте РЖД появилось извещение об открытом конкурсе N 329, назначенном на 9 февраля. Однако критерии и методика оценки предложений претендентов, а также условия будущего договора с победителем ни организатором (Росжелдорснаб), ни заказчиком конкурса обнародованы не были

Переносилась также и дата проведения конкурса. Руководители таможенно-брокерских компаний, в настоящее время сотрудничающих с РЖД, объясняют это тем, что близкая к РЖД структура ООО "Таможенно-Брокерский Центр" была исключена из Реестра таможенных брокеров всего лишь с формулировкой "...из-за отсутствия в штате двух специалистов по таможенному оформлению".

9 апреля конкурс, уже под номером 359, наконец состоялся. И хотя результаты еще не оглашены, но остальные участники в победе кандидата с примесью латиноамериканской "крови", похоже, не сомневаются

Руководители компаний "Далк", "Желдорброкер" и "Ок-трансвнештерминал" имеют на руках агентские соглашения, срок действия которых истекает только 31 декабря 2008 года, на предоставление интересов перевозчика - ОАО РЖД перед таможенными органами при оформлении таможенных деклараций. Они попытались не допустить создания монополиста и обратились в Федеральную антимонопольную службу. ФАС приняла к рассмотрению дело о нарушении антимонопольного законодательства, однако буквально накануне конкурса сообщила, что нарушений не обнаружила

Азбуку рынка Россия еще только проходит. Страны, которые изучили ее значительно раньше, научились выставлять фильтры, препятствующие монополизации. ФАС еще должна набрать достаточно сил, чтобы ограничивать стремления очередной могущественной структуры взять ту или иную сферу рынка под контроль

Но зачем же управлению нужен брокер-монополист? Да, прибыли возможны, но ведь и расходы, и риски немалые! Устранение с рынка конкурентов может привести к тяжелым последствиям: простоям транспорта, очередям на оформление таможенного транзита, срыву графиков и взаимных обязательств участников внешнеэкономической деятельности

К тому же любое изменение рыночных или административных отношений, к примеру, увеличение внешнеторгового оборота или исключение единого брокера из Реестра ФТС, неизбежно вызовет закупоривание транспортных артерий, на которых сейчас стоят конкурирующие таможенные структуры. Если бы к ним просто присоединился новый игрок - "внучатая" структура РЖД - выиграл бы и потребитель, и сама РЖД

"Легенда" о причинах досрочного проведения конкурса, судя по всему, понятна. Дело в том, что по Таможенному кодексу ответственность за перевозку грузов под таможенным контролем несет перевозчик. Если обнаруживаются нарушения, то таможенные органы возбуждают дела именно против ОАО РЖД. Будущий же единый брокер должен, по мнению начальника управления РЖД Автандила Горгиладзе, разделить ответственность за ошибки в таможенном оформлении грузов. Хотя, как правило, в этих нарушениях нет вины ни перевозчика, ни уполномоченного брокера. А от смены брокеров на "единого" мало что поменяется.

Управлению необходимо просто наладить взаимодействие с таможенниками и железнодорожниками сопредельных государств, где формируются составы, чтобы в накладных не указывались недостоверные сведения о содержании вагонов. Ведь жесткий технологический график работы погранпереходов не позволяет ни перевозчику, ни тем более таможенному брокеру досматривать и взвешивать содержимое каждого вагона

Реформа РЖД - одной из естественных монополий страны - все-таки движется, хотя и с пробуксовкой. Демонополизация и привлечение частного капитала безусловно дадут импульс для развития этой важнейшей системообразующей отрасли. Так зачем же в оказании таможенно-брокерских услуг идти по пути далеко не лучшего решения? Вряд ли высшее руководство РЖД заинтересовано в сломе налаженного механизма.

Общероссийский выпуск

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости