ДОКЛАД

РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА НЕРАДЬКО А.В. НА
ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2004 ГОД И ЗАДАЧАМ НА 2005 ГОД

В прошедшем периоде основным содержанием работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта стали действия по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, и решений коллегии Министерства транспорта, которые поставили задачу повышения конкурентоспособности транспортной системы России.

Учитывая трансграничный характер транспорта и его функционирование в условиях гармонизации правил и стандартов с международными требованиями, необходимым элементом обеспечения конкурентоспособности является соблюдение указанных нормативов, которое достигается, в том числе, созданием и функционированием эффективной системы государственного надзора в сфере транспорта.

Формирование указанной системы завершается.

Сегодня в Службе образованы подразделения, осуществляющие надзор по видам транспорта, которые укомплектованы на 92%;

на завершающем этапе находится работа по созданию 121 территориального управления, в том числе 83-х управлений госавтодорнадзора, 16-и управлений госавианадзора, 15-и управлений госнадзора на внутреннем водном транспорте и 7-и управлений госжелдорнадзора. Такой «профессиональный» принцип формирования подразделений службы по видам транспорта представляется наиболее продуктивным и воспринимаемым транспортным сообществом.

Полагаем, что для завершения мероприятий по формированию указанных территориальных органов потребуется двух-трехмесячный срок. В связи с этим просил бы Минтранс России оказать помощь в издании Постановления Правительства о реорганизации государственной речной судоходной инспекции и назначении руководителей территориальных органов Ространснадзора до начала весеннее-летней навигации.

Одна из первых поставленных задач перед Ространснадзором заключалась в том, чтобы внедрить стратегию по формированию целей и их достижению, которая была бы синхронизирована с приоритетными задачами Министерства транспорта, Транспортной стратегии, прежде всего, в области повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Образно говоря, ответить на вопрос, какой государственный надзор в области транспорта нам нужен и что является его главными целями?

Очевидно, целью государственного надзора в сфере транспорта является обеспечение безопасности транспортных операций и качества работ и услуг. Главная цель надзора за обеспечением безопасности состоит в предотвращении транспортных происшествий.

Хотя такая цель представляется очевидной, нам ее необходимо провозгласить, поскольку в реальной жизни о ней забывают под влиянием соображений различного рода и мы хотели бы заявить об этом на коллегии для того, чтобы это было главным в работе наших территориальных органов и подразделений центрального аппарата.

Государственный надзор на транспорте должен быть в первую очередь ориентирован на защиту прав пассажиров и других потребителей транспортных услуг и обеспечивать соблюдение транспортного законодательства; заблаговременно вскрывать отклонения от установленных правил и процедур и вносить в них необходимые коррективы.

Положения Транспортной стратегии указывают на то, что Ространснадзору следует функционировать в большей степени в качестве прагматичной структуры, обращающей самое пристальное внимание на безопасность, качество услуг и реализацию программ, оправданных с точки зрения расходов.

Впервые задачи надзорных органов на транспорте так тесно и непосредственно привязаны к бюджету, обеспечивая переход от управления бюджетными средствами к управлению результатами.

Это должно помочь сделать Службу и ее территориальные органы более ориентированными на результат, более отчетными и ставящими во главу угла потребителя.

Мы должны стремиться к созданию такой системы государственного надзора в сфере транспорта, которая:

а) представляет собой хорошо сбалансированное разделение ответственности за безопасность с транспортными организациями;

б) экономически оправдана с точки зрения располагаемых ресурсов;

в) позволяет контролировать деятельность хозяйствующего субъекта, не препятствуя без достаточных на то оснований осуществлению им эффективного управления и контроля в рамках своей организации; и

г) приводит к развитию государственно-частного партнерства.

Из этих положений мы будем исходить при разработке предложений для законодательных и иных нормативно-правовых инициатив.

Данная работа будет связана с разработкой информационно-аналитической системы Службы, совместимой с единым информационным пространством Минтранса России, которая обеспечивала бы сбор и анализ показателей работы, а также возможность подготовки предложений по улучшению деятельности транспортно-дорожного комплекса.

(Схема об этапности формирования информационно-аналитической системы Службы)

Переходя к оценкам текущей надзорной деятельности,

Хотелось бы поблагодарить коллективы Службы и ее территориальных органов за то, что за серьезными организационными проблемами не была упущена из виду практическая инспекционная деятельность, была обеспечена преемственность в работе, оперативно разрабатывались многие превентивные мероприятия.

Интенсивность надзорной деятельности отражена на слайде.

Как известно, в 2004 году продолжилась тенденция роста спроса на транспортные услуги и выросли объемы перевозок на всех видах транспорта.

Дальнейший предполагаемый рост объема транспортных операций может привести к увеличению числа происшествий, если не будут приняты надлежащие меры по уменьшению этого показателя.

Указанные тенденции определяют необходимость повышения уровня надзора за безопасностью транспортной деятельности для минимизации жертв и материальных потерь.

Необходимость этого подтверждается фактическими данными. Число происшествий по всем видам транспорта увеличилось по сравнению с 2003 годом. При сокращении числа погибших возросло число получивших ранения.

Особую озабоченность в прошедшем году вызвал рост количества террористических актов на транспорте.

На объектах железнодорожного транспорта России совершено 4 взрыва и пресечена одна его попытка, осуществлен 1 обстрел подвижного состава, зафиксировано 144 факта обнаружения взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов на объектах и железнодорожных вокзалах. Поступило 251 анонимное сообщение о минировании железнодорожных объектов.

На автотранспорте совершено 3 взрыва.

Поступило 112 сообщений с угрозами совершения террористических актов на воздушном транспорте.

Одновременный взрыв в воздухе двух самолетов, совершенный террористами 24 августа 2004 г., показал, что существующая в гражданской авиации система не смогла защитить от новой угрозы. А ведь это давно сложившаяся и функционирующая система, которой пока нет аналогов на других видах транспорта.

Даже наиболее оснащенный в техническом отношении аэропорт Домодедово, из которого вылетели самолеты, не обеспечил эффективности предполетного досмотра.

После этих событий была проделана большая работа на всех видах транспорта. В то же время, наши проверки показывают, что задачи по террористической защищенности решаются недопустимо медленными темпами.

Проверками морского порта Санкт-Петербурга, других портов и гидросооружений, ряда объектов на железнодорожном транспорте, железнодорожных, автовокзалов и аэропортов, было установлено, что руководителями ряда организаций не приняты надлежащие меры по охране особо важных объектов, недопущения несанкционированного проникновения на их территорию, по оснащению объектов инфраструктуры техническими средствами защиты и видеонаблюдения.

Для более объективной оценки состояния защищенности объектов транспорта в Службе созданы специальные оперативные группы, в задачу которых входит изучение слабых мест в системах защиты непосредственно в предприятиях. Первая же попытка группы незаконно проникнуть на территорию двух аэропортов Москвы через контрольно-пропускные пункты показала, что это удалось сделать без особых усилий. Примечательно, что одним из этих аэропортов снова оказался Домодедово.

Аналогичные ситуации выявлены в различных регионах на других видах транспорта. Так, в г. Каспийск, Республика Дагестан, пострадавшем от теракта 9 мая 2003 г., на автостанции практически никакие меры по предупреждению террористических актов не были разработаны и внедрены. К их реализации приступили только после нашего предписания.

При проверке Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» выявлен ряд серьезных недостатков.

Мы провели анализ изменения ставок аэропортовых сборов за обеспечение авиационной безопасности до и после августа 2004 г. Только в некоторых аэропортах выросли сборы на авиационную безопасность. Руководство подавляющего большинства аэропортов проявляет недопустимую пассивность, рассчитывая на одновременное повышение сборов на 40%, инициируемое Ассоциацией аэропортов, которого не будет. Доказывать расчеты в Федеральной службе по тарифам необходимо в индивидуальном порядке.

Было бы неправильным не отметить и позитивные изменения. Так, после проверки Ространснадзором положения дел на единственном в Казани автовокзале, ситуация на объекте изменилась коренным образом, что положительно характеризует отношение к проблеме администрации Казани и настойчивость нашего территориального органа.

Учитывая то, что руководством страны поставлена задача в сжатые сроки провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение системы транспортной безопасности, подразделениям Ространснадзора следует уделить особое внимание оперативному и жесткому надзору исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности.

Более решительно применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера. Вносить предложения по освобождению от занимаемых должностей руководителей предприятий, не выполняющих требования по транспортной безопасности. Более активно взаимодействовать с МВД, ФСБ России и Генеральной прокуратурой по данной проблеме.

Железнодорожный транспорт.

В условиях структурного реформирования железнодорожной отрасли, с появлением на рынке услуг большего количества независимых участников перевозочного процесса возникают новые факторы возникновения нарушений безопасности. Это требует повышенного внимания органов государственного железнодорожного надзора.

Несмотря на относительное улучшение безопасности перевозок на железнодорожном транспорте, положение с обеспечением безопасности движения на сети железных дорог продолжает оставаться нестабильным: допущено 4 тяжелых крушения с грузовыми поездами, 3 из которых – на Восточно-Сибирской железной дороге, на Юго-Восточной железной дороге имел место случай отправления пассажирского поезда на занятый перегон.

В ноябре прошлого года после дачи неверного приказа начальником смены и поездным диспетчером ЦУПа Восточно-Сибирской железной дороги, повлекшего за собой неправильные действия локомотивных бригад при оказании помощи остановившемуся по неисправности электровоза грузовому поезду, было допущено тяжелейшее крушение, при котором погиб помощник машиниста.

Увеличилось число сходов подвижного состава в пассажирских поездах с 6 до 8 случаев, допущено 57 сходов в грузовых поездах. На 20% возросло количество столкновений подвижного состава при маневрах (71/59), в 3 раза увеличилось количество проездов запрещающих сигналов (12/4) и случаев ухода подвижного состава на маршруты приема-отправления поездов (3/1).

В январе текущего года в результате проезда запрещающего сигнала по вине локомотивной бригады вновь на Восточно-Сибирской железной дороге допущен взрез стрелки с последующим столкновением с маневровым тепловозом.

Необходимо обратить внимание на повышение качества комиссионных осмотров сооружений инфраструктуры, проводимых руководством отделений и дороги. В январе текущего года при приеме пригородного электропоезда на станцию Липецк Юго-Восточной железной дороги оторвавшийся от края платформы металлический уголок буквально разрезал один из вагонов. Только, благодаря счастливой случайности, никто из пассажиров не пострадал.

Одним из основных направлений нашей работы, направленных на обеспечение безопасности движения, является лицензирование видов деятельности на железнодорожном транспорте, что позволяет не допустить на рынок транспортных услуг недобросовестных организаций и предпринимателей.

По результатам проверок соблюдения лицензионных требований на 3-х железных дорогах – филиалах ОАО «РЖД» и в 12 организациях, не входящих в его состав, было принято более 300 запретных мер. Из-за несоответствия лицензионным требованиям и искажения представленной информации было возвращено соискателям лицензий 303 дела на доработку и отказано в выдаче лицензий 54 организациям.

Ространснадзор отмечает динамичные усилия ОАО «РЖД» по преодолению проблем, связанных со старением основных фондов. По прогнозам отрасли до 2010 года необходимо будет осуществить поставку локомотивов на сумму около 125 млрд. рублей, пассажирских вагонов и мотовагонного подвижного состава – на сумму более 110 млрд. руб., грузовых вагонов – на такую же сумму. Учитывая изложенное, необходимо, чтобы продукция, имеющая непосредственное отношение к обеспечению безопасности движения, прошла обязательную сертификацию. В связи с этим, Ространснадзор отмечает, что из 32 электропоездов серии ЭМ2 не сертифицированы 11, выпущенных после введения в действие закона «О техническом регулировании». Из 6 электропоездов серии ЭМ4 «Спутник» сертифицирован только один поезд, да и то с ограниченим по скорости движения из-за невыполнения работ, указанных в обязательных требованиях выполнения до начала эксплуатации с пассажирами.

Есть и другие примеры продукции, не прошедшей сертификацию, но используемой на путях общего пользования, это: рельсы для установки в кривых участках пути, рельсовые скрепления, цельнокатаные колесные пары для путевой техники и другое оборудование.

Ространснадзор вынужден поставить вопрос о прекращении эксплуатации указанной продукции.

В компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере транспорта входит также и решение задач, связанных с обеспечением безопасности движения на железнодорожных переездах. Решение этой проблемы давно назрело в масштабе всей страны. Она достаточно сложная и требует не только принятия неотложных мер совместно с причастными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, местного самоуправления, но и активизации работы по укреплению правопорядка на переездах.

В истекшем году количество случаев столкновений пассажирских поездов с автотранспортом на железнодорожных переездах возросло (81/80), допущено 7 случаев дорожно-транспортных происшествий со сходом подвижного состава, из которых 4 случая с пассажирскими поездами. На 75% (4/7) возросло количество столкновений поездов с автобусами. Все случаи произошли по вине водителей автотранспорта.

По-прежнему остается приоритетным государственный надзор в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. На железнодорожном транспорте их насчитывается более 45 тысяч. Сегодня половина из них выработала свой нормативный срок службы. Наихудшее положение сложилось на Сахалинской (70,8%), Северо-Кавказской (63,5%) и Юго-Восточной (60,3%) железных дорогах – филиалах ОАО «РЖД».

Региональными инспекциями котлонадзора в 2004 году было проверено почти 3,5 тысячи предприятий, выдано более 28 тысяч предписаний об устранении выявленных нарушений действующих норм и Правил, приостановлена деятельность около 6,5 тысяч единиц оборудования и подъемных сооружений.

К числу важных вопросов, которые нам предстоит решить в ближайшее время относится также осуществление государственного надзора за соблюдением лицензионных требований и условий на железнодорожном транспорте, требований технических регламентов и правил, совершенствование качества проведения служебных расследований происшествий и системы их учета.

Следует обратить внимание на совершенствование методов обучения персонала, разработку и внедрение систем обеспечения безопасности движения с расширенными функциональными возможностями без вмешательства оператора; развитие средств диагностики состояния технических средств; внедрение технических средств защиты подвижного состава в аварийных режимах.

Водный транспорт.

Важной задачей для развития водного транспорта в целом должна стать реализация мер по повышению стандартов в области безопасности судоходства, поиска и спасания, защиты и сохранения водной среды.

В прошлом году Служба начала формирование территориальных органов на внутреннем водном транспорте на базе Государственных речных судоходных инспекций бассейнов.

Морской транспорт остается единственным видом транспорта, на котором функции государственного надзора, среди которых государственный портовый контроль, расследование аварийных случаев и другие функции, осуществляются негосударственными служащими, а теперь уже и сотрудниками акционерных обществ, что противоречит положениям административной реформы, Указу Президента Российской Федерации, да и здравому смыслу в условиях рыночной экономики. Сама морская общественность, а также органы прокуратуры годами указывают на этот существенный недостаток в администрировании морской деятельности. Ространснадзор считает необходимым скорейшее создание территориальных органов государственного морского надзора и направил свои предложения по данному вопросу. Ространснадзор также считает недопустимым вольное толкование главы КТМ «Государственный портовый контроль» с отнесением функций государственного контроля к услугам на возмездной основе. Государственный контроль – это не услуга, продаваемая по выгодной цене.

С наименьшими усилиями и затратами морские территориальные органы надзора, по нашему мнению, можно организовать на базе служб капитанов портов, включая рыбные.

Анализ состояния аварийности на водном транспорте свидетельствует о необходимости усиления государственного контроля. Эта задача приобретает первостепенное значение в борьбе против субстандартных судов и субстандартного управления судоходством.

В течение 2004 года на водном транспорте произошло 202 аварийных случаев на море с учётом судов рыбопромыслового флота и транспортных происшествий на внутренних водных путях. В результате погибло 22 человека. ( из них на морском транспорте – 19, на внутреннем водном транспорте – 3).

Анализ аварийных случаев на море, происшедшими с судами, плавающими под флагом Российской Федерации в 2004 г. показывает, что при уменьшении количества аварийных случаев по сравнению с 2003 г. (с 90 до 82 и кораблекрушений с 12 до 10,) увеличилось количество погибших (в 2004 погибло 19 человек, 10 человек получили ранение, в 2003 г. погибло 17 человек, 1 человек получил ранение).

Большинство аварийных случаев связаны с неудовлетворительной организацией штурманской и общесудовой службы на судах, невыполнением требований правил предупреждения столкновения судов, недостаточным знанием судоводителями маневренных характеристик и возможностей судов.

Анализ происшествий на внутренних водных путях показывает, что их общее количество увеличилось со 109 до 120.

Причинами происшествий в 94 случаях является невыполнение командным составом судов требований, установленных нормативными документами, судоводительские ошибки – 11 неудовлетворительное содержание судоходных путей – 7.

Одной из наиболее тяжелых по своим последствиям стала авария теплохода «Сибаронесс» в результате столкновения судна с воротами шлюза Константиновского гидроузла. В результате этой аварии шлюз был выведен из эксплуатации и прекращено транзитное судоходство на участке Волго-Донского канала в течение 18 суток.

Причинами происшествия стали неудовлетворительная организация эксплуатации судна со стороны судовладельца; неудовлетворительная организация управлением судна со стороны капитана, который самоустранился от этой обязанности; неудовлетворительное комплектование экипажа; нарушение правил технической эксплуатации и невыполнение требований по безопасности судоходства на внутренних водных путях.

Эта авария выявила необходимость пересмотра системы управления безопасностью судов типа «река-море».

Особое внимание органам Ространснадзора следует уделить контролю за транспортировкой нефтепродуктов. При расследовании причин взрыва и пожара танкера «Ленанефть» на реке Анабар было установлено, что в течение навигации систематически использовались не по назначению топливные танки и судовые помещения, где несанкционированно хранились нефтепродукты, относящиеся к перевозимому грузу. Экипажем танкера нарушались требования законодательства по безопасности судоходства на внутренних водных путях и правил противопожарной безопасности.

В целях предотвращения аварий Ространснадзором проведены проверки судоходных организаций, морских администраций портов, государственных бассейновых управлений, гидротехнических и портовых сооружений. Осуществлены проверки добычи, отгрузки и транспортировки углеводородного сырья в северных районах.

Объекты государственного надзора на водном транспорте и результаты контрольно-надзорной деятельности представлены на соответствующих демонстрационных материалах.

Переходя к сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, хотелось бы отметить, что.

Тотальная автомобилизация становится все более значимым фактором, определяющим уровень развития экономики и жизни людей. Рынок автотранспортных услуг и дорожное хозяйство в значительной степени влияют на экономику страны.

В прошедшем году сохраняется тенденция роста объемов перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

При этом произошел дальнейший рост количества дорожно – транспортных происшествий на 2,1 %, в которых погибли 34,5 тыс. и ранены более 250 тыс. человек. Более 80 % дорожно-транспортных происшествий происходит из-за неправильных действий водителей, качество подготовки которых по устаревшим программам и учебным планам не отвечает современным требованиям. А организация их первоначальной подготовки не выдерживает никакой критики.

Зарубежный опыт и отечественная практика убедительно доказывают, что одним из наиболее эффективных инструментов по регулированию деятельности в сфере автомобильного транспорта, обеспечивающим ее безопасность, является лицензирование.

Оценкой качества государственного контроля за выполнением лицензионных требований и условий в 2004 году могут служить:

-сокращение на лицензируемом автотранспорте абсолютных показателей аварийности, при их общем росте в целом;

- уменьшение количества погибших здесь от ДТП, которое составило почти 14 процентов, при общем уменьшении данного показателя только на 3 процента;

- снижение всех относительных показателей аварийности на коммерческом транспорте.

Опосредовано, лицензирование автоперевозочной деятельности способствовало сохранению только за прошедший год почти пяти тысяч человеческих жизней.

Вместе с тем, лицензирование деятельности в сфере автомобильного транспорта требует совершенствования. Существующая система выдачи лицензий излишне либерализирована. Необходимо дополнение существующего положения о лицензировании в части повышения требовательности по профессиональным, техническим и экономическим возможностям перевозчика, что будет способствовать формированию добросовестных перевозчиков и цивилизованного рынка автотранспортных услуг. Об этом свидетельствует мнение участников «круглого стола», состоявшегося в Ространснадзоре буквально накануне коллегии, и результаты проверок.

Так, проведенная тематическая проверка «Микроавтобус» выявила грубейшие нарушения транспортного законодательства у более, чем половины из 7 тысяч проверенных лицензиантов. 80 процентов нарушений установлено у частных предпринимателей.

Минэкономразвитие отмечает в докладе в Правительство, что «во всех странах…основным условием получения лицензии является профессионализм, большую роль играют репутация перевозчика, финансовое состояние соискателя лицензии, а также пригодность мест базирования… ».

Учитывая это, настало время коренным образом пересмотреть отношение к лицензированию на автомобильном транспорте.

Ространснадзором с учетом поступающих с мест мнений в Минтранс России направлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в части введения правил перевозок грузов и пассажиров, а также лицензирования, и мы просили бы поддержать их.

Требуется также скорейшее внедрение стандартов по совершенствованию конструкции для вновь изготавливаемых отечественных автомобилей и качеству подготовки водителей.

По экспертным оценкам обязательность установки антиблокировочных тормозных систем и подушек безопасности на автотранспортные средства обеспечивает снижение тяжести последствий и экономического ущерба от ДТП на 20 процентов, т.е. ежегодное сохранение жизни 7 тыс. человек.

Предложения Службы по данному вопросу были представлены в Минтранс России, и мы рассчитываем на поддержку при их рассмотрении. Тем более, что ряд предприятий автопрома заявил о готовности выпуска автомобилей по новым стандартам. Это касается также и других технических стандартов конструкции автомобилей и их сертификации.

Одним из важнейших направлений деятельности Службы является государственный контроль за соблюдением порядка международных автомобильных перевозок.

В 2004 году специалистами Службы при проверках было выявлено свыше 122 тысяч нарушений российского транспортного законодательства и международных договоров, наложено более 80 млн. рублей штрафных санкций. На территорию Российской Федерации не допущено более 32 тыс. АТС, имевших различные нарушения международных договоров и российского законодательства

Принятые меры позволили в последние годы обеспечить постоянный рост доли российских перевозчиков на рынке международных автоперевозок.

По итогам 2004 г. она составляет 37 процентов.

Обсуждаемый в последнее время вопрос сокращения контрольных органов на автомобильных пунктах пропуска в целях уменьшения времени проведения государственного контроля транспортных средств требует продуманного решения, с учетом необходимости защиты экономических интересов России.

Данная проблема, по нашему мнению, может быть решена путем оснащения пунктов пропуска современными техническими контрольно-измерительными средствами, реконструкцией участков автодорог, непосредственно примыкающих к пунктам пропуска, внедрения единых информационных систем по принципу «одного окна», а также решением вопросов организации выдачи специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов непосредственно на пунктах пропуска, ускорением введения международного сертификата взвешивания автотранспортных средств.

При этом транспортный контроль на автомобильных пунктах пропуска должен быть сохранен. Это мнение поддерживается автотранспортной общественностью.

Уважаемые коллеги!

Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации указывалось, что сегодня изношенность и низкая плотность дорожной сети накладывает серьезные ограничения на развитие всей российской экономики, а неразвитая дорожная инфраструктура уже сейчас стала тормозом для экспорта.

Выполнение надзорных функций в области дорожного хозяйства является для нас новым направлением деятельности. В 2004 году Службой были проведены проверки хода строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока и «Амур» от Хабаровска до Читы, а также автомобильных дорог, входящих в международный транспортный коридор «Север-Юг».

Наряду с применением высокотехнологических методов строительства дорог и искусственных сооружений на них выявлены серьезные нарушения, касающиеся прежде всего таких, как повреждение покрытия проезжей части сверх установленных предельно-допустимых размеров, большая степень износа покрытий, недостаточное сцепление и ровность. Имеют место значительные объемы не завершенного строительства мостовых сооружений и подходов к ним. Применяемые дорожные битумы не удовлетворяют требованиям сдвигоустойчивости, трещиностойкости и эластичности. Если сейчас не принять жестких мер по их надлежащему производству, транспортировке, хранению и использованию - это может привести к резкому снижению сроков службы дорожного покрытия.

Проведенные контрольные мероприятия по проверке содержания подходов к автомобильным пунктам пропуска на государственной границе также подтвердили, что многие из них не соответствуют требованиям по условиям безопасности дорожного движения.

По нашему мнению следует пересмотреть многие нормативы и стандарты, косвенно или прямо влияющие на безопасность дорожного движения при проектировании, строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений. Использовать все известные конструктивные элементы и средства контроля, обеспечивающие снижение уровня аварийности.

Материалы проверок и предложения Службы направлены в Росавтодор и управления автомобильных дорог в регионах для их реализации. С учетом наших предложений намечен план устранения нарушений, выполнение которого взято на контроль.

Органы госавтодорнадзора в настоящее время осуществляют сложную работу по мониторингу ситуации, связанной с реализацией положений Федерального закона № 122 в регионах. Прошу считать эту работу одной из важнейших на данном этапе. Проводить ее настойчиво, оперативно и качественно.

Воздушный транспорт.

Учитывая геополитическое положение России и отсутствие сети автомобильных и железных дорог на большей территории страны особое значение имеет устойчивая работа гражданской авиации. В этой отрасли наблюдается рост объемов перевозок. В 2004 году перевезено 33,8 млн. пассажиров, что на 14,9 % больше чем 2003 году.

В области регулярных перевозок на магистральных линиях отмечаются удовлетворительные показатели аварийности на протяжении трех последних лет.

Этому способствовали: усиление государственного контроля путем ужесточения сертификационных требований к авиакомпаниям; создание института инспекторов в аэропортах; восстановление системы расследования авиационных происшествий и опасных инцидентов с финансированием из государственного бюджета

Введение в 2003 году более жестких требований к сертификации авиакомпаний коммерческой гражданской авиации стимулировало процесс укрупнения авиационных предприятий и вытеснения с рынка недобросовестных перевозчиков. Несмотря на уменьшение количества авиакомпаний, начиная с 2001 года, сохраняется тенденция увеличения объемов авиаперевозок.

Наряду с положительными результатами, необходимо отметить и существенные проблемы.

Из 17 авиационных происшествий прошлого года 15, включая все 6 катастроф, в которых погибли 50 человек, произошли на вертолетах. Аварийность на вертолетах почти в полтора раза превысила показатели всей гражданской авиации 2003 года.

Определяющими факторами авиационных происшествий с вертолетами продолжали оставаться нарушения правил подготовки и выполнения полетов, отсутствие должного взаимодействия в экипаже, в том числе при возникновении нештатных ситуаций в полете, сознательное продолжение полета при встрече метеоусловий ниже установленного минимума, потеря пространственной ориентировки в условиях ограниченной видимости.

Продолжает оставаться актуальной проблема сверхнормативной загрузки воздушных судов, как на международных, так и на внутренних авиалиниях. За эти нарушения аннулирован сертификат у одной компании, в деятельность еще трех компаний вводились ограничения.

Поскольку преобладающее количество авиационных происшествий связано с ошибками экипажей воздушных судов, особое значение имеет тренажерная подготовка экипажей. В этой области сохраняются серьезные проблемы, решение которых требует участия авиапрома.

Более недопустимым является освоение эксплуатации новых типов воздушных судов при отсутствии тренажеров. Об этом необходимо повторно заявить авиационной промышленности.

Исходя из анализа аварийности, нам следует сконцентрировать усилия на контроле выполнения тех программ, которые позволяют добиться наилучших результатов в части сокращения авиационных происшествий.

Это - в первую очередь – стандарты по оборудованию воздушных судов улучшенной системой предупреждения о близости земли (ЕGPWS) и связанные с этим проблемы организации работ по формированию электронных баз данных рельефа местности;

реализация программ предотвращения столкновения с землей в управляемом полете;

реализация процедур заходов на посадку с вертикальным наведением, основанным на использовании GNSS, а также вводящих критерии для сбалансированного захода на посадку;

совершенствование подготовки авиационного персонала в области «человеческого фактора»;

- проведение комплекса мероприятий по коренной перестройке системы подготовки по английскому языку в связи с тем, что, начиная с 5 марта 2008г. лётный состав, диспетчеры воздушного движения должны продемонстрировать знания английского языка на уровне не ниже 4 категории, определённой международными Стандартами, то есть близкого к уровню дипломата.

По причинам, связанным с отказами авиационной техники в полете, произошло одна четвертая часть авиационных происшествий.

В области поддержания летной годности стареющего парка воздушных судов органам авиационного надзора следует уделить особое внимание проблеме использования неаутентичных запасных деталей и агрегатов.

Проведенные нами проверки ряда авиапредприятий и авиаремонтного завода указывают на сохраняющиеся серьезные проблемы в этой области.

Недостаточными темпами ведется работа по оснащению воздушных судов системами точной навигации.

Системой раннего предупреждения близости земли оснащено менее 10% воздушных судов, хотя это ограничение должно было вступить в силу в европейском регионе с 1 января 2005 года.

Неудовлетворительными темпами осуществляется оборудование воздушных судов автоматическими радиомаяками, несмотря на объективные причины. Радиомаяками оборудовано только 10 % эксплуатируемого парка ВС.

Подразделениям Ространснадзора и его территориальным органам следует более тщательно осуществлять контроль за исполнением приказов и директив в этой области, а также более оперативнее проводить расследование инцидентов. Особое внимание территориальным органам следует уделять надзору за авиацией общего назначения.

Ространснадзор обращает также внимание на обеспечение качества обслуживания пассажиров, основной и наиболее важной характеристикой которого является регулярность полетов.

Предварительные данные по оценке регулярности полетов первой десятки по рейтингу авиакомпаний в наиболее интенсивный период перевозок – III квартал 2004 года свидетельствуют о том, что задержки рейса более получаса у отдельных ведущих авиакомпаний отмечалось в 40 % рейсов.

Проведенные Ространснадзором проверки исполнения миграционного законодательства выявили недостатки в работе целого ряда авиакомпаний для устранения которых изданы соответствующие директивы, исполнение которых следует контролировать самым тщательным образом.

Изложенное диктует необходимость систематического и многопланового надзора со стороны государства в целях защиты прав пассажиров.

Также хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое имеет прямое отношение к безопасности. Почти год согласованный с профсоюзами и Минюстом вариант положения о рабочем времени и времени отдыха членов летных экипажей не докладывается на подпись министру. Этот документ ждет с нетерпением весь летный состав.

Уважаемые коллеги.

Конечно, в рамках регламента невозможно подробно остановиться на всех проблемах осуществления государственного надзора в сфере транспорта и связанных с этим проблемах совершенствования законодательства, нашей внутренней структуры, эффективности администрирования, обеспечения безопасности, предотвращения и расследования транспортных происшествий.

Вместе с тем, необходимо обратить особое внимание на общую проблему, неправильное решение которой незамедлительно скажется на уровне аварийности на транспорте. Нельзя допустить изменения ведомственной принадлежности наших транспортных учебных заведений. Концепция профильного обучения обязательно должна учесть уникальную специфику подготовки транспортных специалистов и международные обязательства в этой сфере.

Минобразования и науки должно лицензировать учебные учреждения, участвовать в согласовании материалов по методическим процессам и учебным программам.

Но сама школа, царящий в ней «дух» должны принадлежать отраслям транспорта. Иначе мы потеряем и преподавателей и специалистов, которые чувствуют профессию, что называется, «на кончиках пальцев». Примечательно, что именно там, где подготовкой операторов не занимаются профессионалы и отмечается наиболее высокий уровень аварийности – то есть на автомобильном транспорте. Позитивные результаты совещания членов Морской коллегии у Председателя Правительства позавчера целесообразно закрепить по всем видам транспорта.

В заключение хотелось бы сказать о нашей убежденности в том, что партнерство и взаимосвязи являются ключом для обеспечения конкурентоспособности транспорта России в будущем.

Наши плановые и внеплановые проверки остаются важной частью программ по осуществлению государственного надзора. Вместе с тем, с учетом дальнейшего роста транспортной деятельности, не надо ожидать, что мы должны полностью полагаться исключительно на проверки. Очень важно, чтобы существовали и другие стимулы и гибкие рычаги. Ространснадзору следует учитывать опыт и фактические показатели отдельных транспортных организаций. Такой подход позволит более тщательно контролировать организации, проявляющие наибольшую степень риска, и избежать добросовестным предприятиям избыточной опеки со стороны органов надзора. Тем самым стимулировать процессы государственно-частного партнерства, на которое обращается особое внимание в реализации транспортной стратегии.

Ространснадзором должно уделяться особое внимание работе с заявлениями организаций и граждан. Для более успешного решения этой задачи Службой размещен сайт в Интернете и организована работа Системы конфиденциальных электронных сообщений с обратной связью.

Конечно, эффективность работы Ространснадзора будет напрямую зависеть от уровня взаимодействия со всеми ветвями и органами государственной власти, аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, администр

ациями субъектов федерации и органами местного самоуправления. В этой работе мы должны осуществлять всемерную поддержку Министерству транспорта и федеральным агентствам в выработке государственной политики и ее реализации в установленной сфере деятельности.

Ространснадзор исходит из того, что государственный контроль не следует рассматривать в узком его смысле, только как проверка решений или распоряжений различных уровней управляющей системы, соблюдение технических нормативов или технологической и трудовой дисциплины.

Государственный надзор в сфере транспорта мы рассматриваем как совокупность осуществляемых под руководством Министерства транспорта политических, экономических и идеологических процессов, мер и методов, призванных обеспечить стабильность развития транспорта, соблюдение социального порядка и, влияние на массовое и индивидуальное сознание в отрасли.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости