Крылья повяжут альянсами

Отечественные авиакомпании призвали объединяться в альянсы. По прогнозу Минтранса, в стране вместо существующих 185 перевозчиков должны остаться 5-8 компаний на международных и несколько десятков - на региональных рейсах.

Идею корпоративных слияний для повышения конкурентоспособности вчера на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) озвучил министр транспорта Игорь Левитин. По его словам, начало этому процессу будет положено на Дальнем Востоке, где местные авиакомпании будут объединены в одну структуру. Руководитель Росавиации Александр Юрчик отметил, что первый альянс, создаваемый за счет объединения корякского и петропавловского авиапредприятий, должен решать задачи обеспечения социальных перевозок в Северо-Восточном регионе.

Министр уверен, что большая часть отечественных авиаперевозчиков не способна противостоять экспансии зарубежных коллег. С разрозненностью будет бороться сам рынок. По словам Игоря Левитина, уже сегодня объемы перевозок российских граждан, осуществляемых иностранными перевозчиками, сопоставимы с оборотом "Аэрофлота". "Только в прошлом году оборот таких перевозок вырос на 20 процентов, - добавил глава Минтранса после коллегии. - Это закономерно: у российских компаний нет достаточных оборотных средств для целевого приобретения новых воздушных судов даже по лизингу. Многие авиакомпании не в состоянии обеспечить безопасность полетов, нередко существенная часть их флота идет на запчасти. Единственный аргумент в конкурентной борьбе с иностранцами - срочное укрупнение авиаперевозчиков, скорейшее создание игроков, соответствующих уровню лидеров мирового рынка".

Александр Юрчик добавил, что из 5,5 тысячи воздушных судов, которыми располагают отечественные авиакомпании, пригодны к эксплуатации лишь 2,5 тысячи, то есть чуть более 45 процентов. Низкие темпы обновления парка самолетов привели к печальным последствиям для отечественного авиапрома. На эксплуатации у авиакомпаний находятся всего 43 новых лайнера отечественного производства. Не лучше обстоит дело и с учебными самолетами: из 261 машины исправен лишь каждый пятый борт, а 18 процентов машин подлежит списанию. Из 45 тренажеров для летных экипажей не выработали свой ресурс только 10. По мнению Игоря Левитина, "резерв использования советского летного парка, доставшийся перевозчикам по наследству и почти даром, исчерпан". "Страна подошла к черте, когда кризис авиапрома стал угрожать ее территориальной целостности, - заявил он. - Часть населенных пунктов Севера и Сибири может потерять связь с "большой землей".

Однако министр не стал предлагать в качестве способа решения проблемы снятие барьеров для ввоза зарубежной авиатехники. Полное снятие таможенных пошлин, по оценке Минтранса, приведет лишь к массовому выбросу на российский рынок подержанной зарубежной воздушной техники. "Если мы это сделаем, мы просто дадим зеленый свет западным авиакомпаниям, которые не знают, как утилизировать или ставить на консервацию свои старые самолеты, - считает Игорь Левитин. - Прежде чем полностью отказаться от таможенных пошлин на зарубежную технику, давайте рассмотрим обязательную сертификацию отечественных самолетов по европейским или американским стандартам".

Минтранс предлагает снять НДС с продукции российского авиапрома, а также принять аналогичные меры и отменить пошлины на импорт самолетов, не имеющих российских аналогов. Кроме того, резко повысить уровень ответственности российских авиастроителей за их продукцию. "Ответственность за доводку самолетов к календарному сроку должны нести предприятия авиапрома. Если изготовитель не способен заложить весь жизненный цикл, то мы будем считать, что это не самолет, а прототип", - отметил Игорь Левитин.

Но в любом случае, считают в Росавиации, новая техника будет по карману только крупным перевозчикам. Процесс объединений, слияний или поглощений будет идти в ближайшие пять лет. Государство же намерено контролировать процесс таким образом, чтобы авиакомпании не забывали о социальном факторе.

Отметим, что в настоящее время создание первого частного авиасоюза - AiRUnion - уже встретило сопротивление чиновников. Росимущество недовольно составом альянса, создаваемого главой "КрасЭйр" Борисом Абрамовичем. Два из пяти участников объединения не контролируются государством. На этой почве Росимущество оспаривает правомерность включения в AiRUnion госактивов.

Вчера Борис Абрамович нашел поддержку у Игоря Левитина. По словам министра, существующая схема альянса AiRUnion вполне эффективна и сформирована исходя из маршрутной сети. В Минтрансе не считают сохранение контрольного пакета в альянсе за государством принципиальным условием создания оператора. "Росимущество исходит не из эффективности дальнейшей работы", - добавил министр.

Отдельно Игорь Левитин выделил проблемы, касающиеся инвентаризации и сертификации аэродромного комплекса. "Нет никакой возможности рассчитать средства, необходимые для его содержания", - сказал он. Эффективным способом привлечения средств на эти цели могло бы стать применение концессионных соглашений. "Я считаю, что уже в этом году могут быть проведены конкурсы на концессии в Московском авиаузле. Но для этого весь узел должен обладать единой и прозрачной идеологией развития", - отметил в заключение Игорь Левитин.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости