Объем перевалки транзитных контейнеров в порту Восточный катастрофически снизился: если в первом квартале 2005 года там обработали 34 189 TEU (контейнеров), то в первые три месяца этого года - всего 6 708 TEU. Падение объемов составило по итогам квартала 80%, в том числе в марте - 95%. Резкий рост железнодорожных тарифов на транзит контейнеров с Востока на Запад по Транссибирской магистрали позволил покончить со скрытым импортом, сделав такие операции убыточными. Например, таким образом удалось покончить со скрытым импортом. Однако тарифы все же могут быть пересмотрены в сторону уменьшения: они негативно отразились и на честном транзите. "С 01 января тарифы РЖД на Транссибе выросли вдвое, провозка контейнера от Восточного до Финляндии стоит теперь около $2 тыс., вот этот поток и прекратился. Зато растет импорт, ведь тариф там увеличился незначительно, всего на 12%",- пояснил директор проектов агентства SeaNews Алексей Безбородов. Льготный тариф на перевозку контейнерных грузов с Дальнего Востока в Западную Европу, в частности в Финляндию, власти ввели в надежде получить часть транспортного потока по маршруту Азия-Европа. Однако на деле льготным тарифом воспользовались в первую очередь российские импортеры, которым транзит через Финляндию оказался дешевле. "Якобы транзит представлял собой на самом деле перевозку грузов в Россию. Было выгоднее везти груз сначала в Финляндию, перегружать его на автомобили и вновь ввозить в Россию",- говорит президент РЖД Владимир Якунин. По его словам, с введением с 2006 года новой тарифной политики, существенно увеличивающей плату на транзит из дальневосточных портов России в Европу, скрытый импорт резко сократился. Главным пострадавшим стала "Восточная стивидорная компания" (ВСК), которая принадлежит компании "Северстальтранс". "У ВСК более 90% транзита, который проходил через порт Восточный, как раз и было этим самым скрытым импортом, который сейчас "обрезали"",- сообщили Бизнесу в компании "Трансконтейнер". Сама ВСК, осуществляющая перевалку контейнеров на территории порта Восточный, просто констатирует факт, никак его не оценивая. Генеральный директор ВСК Всеволод Горяинов отказался содержательно комментировать решение о повышении тарифов, он лишь отметил созданную компанией инфраструктуру и пригласил к сотрудничеству новых клиентов. Пострадал и собственно порт Восточный. Параллельно с резким снижением транзитного потока терминал сильно увеличил импортно-экспортные операции: объем по экспортным контейнерам вырос на 25% до 22 441 TEU, по импортным - на 45% до 8278 TEU. Однако увеличение импортно-экспортного потока контейнеров так и не смогло компенсировать снижение транзита - оборот терминала за квартал снизился в целом до 63 989 TEU против 87 376 TEU за тот же период 2005 года, то есть на 27%. Транзит, который так внезапно иссяк, все же был главным бизнесом порта. Видимо, в силу этих причин в РЖД думают о пересмотре тарифа, который уже отсек поток "скрытого импорта" в сторону снижения. "В целом уровень транзитного тарифа крайне завышен. Мы будем принимать соответствующее решение и обращаться в Минтранс с предложением о пересмотре",- утверждает Владимир Якунин. Министерство готово пересмотреть свое решение. "Минтранс намерен по итогам первого квартала проанализировать ситуацию с учетом объемов перевозок железнодорожным транспортом по Транссибирской магистрали. После всестороннего анализа будет выработано решение о необходимости корректировки железнодорожных тарифов на транзитные контейнерные перевозки по Транссибу",- сообщили "Бизнесу" в прессслужбе Минтранса.