Приложение VI Конвенции МАРПОЛ

Сегодня SeaNews стали известны подробности введения в силу Приложения VI Конвенции МАРПОЛ по ограничению содержания серы в судовом топливе до 1,5%.

Из информационного письма Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков:

"Балтийское море объявляется особой зоной - SECA (Sox Emission Control Areas) - зоны, в которых контролируется выброс оксидов серы, в которой запрещается использование судового топлива с содержанием серы более 1,5%. Во всех остальных районах мира предельное содержание серы в судовых топливах не должно превышать 4,5%. Все пассажирские суда и паромы должны использовать только низкосернистое топливо.

Контроль за выполнением Приложения 6 Марпол возложен на портовые власти стран, ратифицировавших конвенцию. Уполномоченные структуры имеют право проверять судовые документы, оценивать количество и расход топлива, исходя из того, когда судно вошло в зону ограничения, сколько там находилось и когда ее покинуло. Во время движения может происходить анализ информации от газоанализаторов, вплоть до замеров содержания серы в выхлопе с борта вертолета. Этим контрольные процедуры не исчерпываются. В настоящий момент неизвестно, каким образом будут проводиться эти проверки, какие санкции будут применяться и т. п.

Россия не принадлежит к числу стран, ратифицировавших конвенцию, поэтому никаких дополнительных контрольных процедур в портах не ожидается. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выпустила рекомендации для судовладельцев, выпускающих суда в международные рейсы, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте: www.ftoa.ru.

Ограничения Приложения 6 к конвенции МАРПОЛ распространится на зоны SECA в Северном море и проливе Ла-Манш с 21 ноября 2007 года.

В 2005г. Европарламент принял директиву по ограничению содержания серы в топливе, которое используется в территориальных водах и в портах стран Европарламента. Установлено ограничение 0,1%, ожидается, что оно вступит в силу в 2008-2010гг."

По мнению Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков, введение норм Марпол, безусловно, повлияет на ситуацию на бункерном рынке. Можно ожидать определенного роста цен на низкосернистое топливо, т. к. из стандартного продукта оно становится более высококачественным и более востребованным. Этот процесс будет тесно связан с колебаниями цен на европейском бункерном рынке.

Большая пятерка региональных бункеровочных компаний (ЛУКой-Нева, ББК, ЭКО Феникс Холдинг, Контур, Невский мазут) сообщают о полной готовности выполнить все заявки на низкосернистое топливо. В гораздо более сложном положении оказываются небольшие фирмы, не имеющие собственной инфраструктуры, необходимых разрешений и опыта работы.

Эксперты полагают, что будут делаться попытки блендировать высокосернистые мазуты со светлыми продуктами с более низким содержанием серы. Полученное таким образом топливо может быть недостаточно стабильным. Возможны претензии и другие негативные последствия, которые отрицательно скажутся на репутации порта в целом.

Что касается нефтепереработки, то низкосернистый мазут может быть получен либо из низкосернистой нефти, либо с помощью процесса десульфуризации. Это очень дорогой процесс, и в России таких установок десульфуризации мазута на настоящий момент не существует. Вероятно, в будущем они будут строиться, однако размер требуемых инвестиций очень высок, видимо, потребуется вмешательство государства.

Однако специалисты не отрицают возможность организации производственного блендирования с получением необходимых видов судовых топлив непосредственно на НПЗ. С появлением рынка низкосернистого мазута данный процесс становится очень привлекательным для заводов.

В информационном письме также сообщалось, что прогнозы потребностей в низкосернистом мазуте в ближайшее время для региона Балтийского моря отличаются высокой степенью неопределенности, поскольку пока не известно , как именно поведут себя судовладельцы. Существует несколько возможностей:

  • Суда, курсирующие по Балтийскому морю, будут заказывать исключительно низкосернистое топливо
  • Часть судовладельцев уже провела сегрегацию танков (выделение специальных емкостей для каждого вида топлива) на своих судах и будет заказывать низкосернистое топливо только для прохождения зоны SECA (чтобы пересечь Балтийское море требуется 70-100 тонн)

  • Есть сведения, что многие суда (включая пассажирские, контейнеровозы и паромы) оснащаются скруббинг системами (газоочистительная установка, снижающая содержание окислов серы в выхлопных газах; монтируется непосредственно на судне; не требует специального наблюдения оператора, постоянно выдает информацию о составе выхлопных газов, обеспечивает безопасную эксплуатацию судового двигателя, анализирует эффективность его работы; не нарушает стабильности судна). Такие системы позволяют использовать самые тяжелые мазуты, при этом не выходя за рамки не только требований Приложения 6 Марпол, но гораздо более жесткого требования ЕС, лимитирующее содержание серы на уровне 0,1 % в своих территориальных водах.

    Экономика данного вида модернизации нам не ясна, однако, можно предположить, что владельцы круизных судов, таких как уже оснащенный скруббером лайнер Pride of Kent, хорошо просчитали свои действия.

    Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков со ссылкой на компанию "ЛУКойл-Нева" приводит следующие цифры по потребностям в низкосернистом топливе на май-июль 2005 года:
    СПБ - 50000 тонн (30% общего объема)
    Приморск - 20000 тонн (70%)
    Высоцк - 10000 тонн (100%).

  •  

    Новостная рассылка

    Новостной дайджест на вашу почту!

     
    Новости