Хозяин Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин решил построить собственный портовый бизнес. Как стало известно "Ведомостям", на днях он пополнил свою копилку портовых активов контрольным пакетом акций Таганрогского морского порта. И не намерен на этом останавливаться.
ТМТП - маленький порт. Но когда Александр Денисов выставил на продажу 60% его акций, в очередь за ними выстроились такие гиганты, как Магнитогорский меткомбинат и Трубная металлургическая компания. Интересовался портом и старинный друг Михаила Фридмана, основатель холдинга "Русские масла" Александр Курт. Но обошел всех Владимир Лисин. Около недели назад контрольный пакет акций порта приобрела одна из структур Лисина - Chupit Ltd., рассказал источник из окружения Лисина. Подтвердил покупку и источник, близкий к Денисову. С самим Денисовым связаться не удалось. С января он находится в международном розыске из-за уголовного дела, связанного с его сахарным бизнесом.
Сумма сделки, по словам близкого к Денисову источника, составила более $35 млн. Акции были в залоге у питерского Промышленно-строительного банка. Лисин погасил долг и стал владельцем акций, рассказывают собеседники "Ведомостей". На днях Федеральная антимонопольная служба уже выдала Chupit разрешение на покупку до 80% акций ТМТП.
Уже контролируя два порта и купив третий, Лисин не намерен на этом останавливаться. Предприниматель, рассказывает близкий к нему источник, решил построить инфраструктурный холдинг. В него должны войти не только три морских порта, но и другие активы, включая речные порты и терминалы, объединением которых в России еще никто не занимался, добавляет собеседник "Ведомостей".
По собственному порту есть у каждого крупного металлургического предприятия. Группа "Евраз" владеет Находкинским портом, "Мечел" - портом Посьет. А порт Восточный принадлежит акционерам Уральской горно-металлургической компании и "Кузбассразрезугля".
Покупка порта на Юге РФ без объявления внятной стратегии на Северо-Западе выглядит необоснованно. А с учетом проблем, с которыми сталкивается сейчас основной транспортный актив Лисина - Морской Порт СПб, оборот которого за пять месяцев снизился 18%, стоило бы хоть одно предприятие привести в порядок и объявить о внятной стратегии. Кроме того, оборот приобретенного Таганрогского МТП также снизился, за 4 месяца в сравнении с прошлым годом на 29,34%.