"Толмачево" не досчиталось пассажиров

В минувшую субботу состоялось собрание акционеров ОАО "Толмачево". По его итогам руководство новосибирского аэропорта вынуждено было признать, что рост конкуренции среди авиаперевозчиков привел к оттоку пассажиров из "Толмачево" в пользу аэропортов в других крупных городах Западной Сибири. В результате впервые за последние восемь лет "Толмачево" сместилось с пятого на шестое место в России по пассажирообороту. В компании обещают вернуть утраченные позиции и сетуют на неправильную методику подсчета. Между тем, по мнению экспертов, "Толмачево" и без того уже использует свои технические возможности по максимуму.

Как заявил на встрече с журналистами, посвященной итогам собрания акционеров "Толмачево", председатель совета директоров компании Александр Бородин, утрата в прошлом году лидерства в споре с ближайшим соперником - аэропортом "Кольцово" (Екатеринбург) стала "темой для серьезного разговора" в совете директоров "Толмачево".

По данным Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), в прошлом году услугами "Толмачево" воспользовались 1,46 млн. пассажиров, что на три тысячи человек меньше, чем соответствующий показатель у аэропорта "Кольцово" (Екатеринбург). Новосибирский аэропорт удерживал лидерство среди региональных авиапредприятий с 1998 года. Общий рост пассажиропотока составил 7%. Чистая прибыль компании в 2005 году превысила 107 млн руб.

В качестве основной причины отставания руководство аэропорта видит возросший пассажиропоток аэропортов в соседних регионах (прежде всего, Томска, Кузбасса и Алтайского края). "Авиакомпании запускают все больше прямых рейсов, в результате жители этих городов перестают путешествовать через Новосибирск", - объяснил господин Бородин. Так, рост пассажиропотока в аэропорту города Кемерово в прошлом году составил по сравнению с 2004 годом почти 60%.

Пресс-секретарь S7 Group (новое название авиакомпании "Сибирь") Евгений Филянин согласен с этой оценкой и объясняет рост пассажиропотока через аэропорты этих городов повышением конкуренции между перевозчиками. "В этом году на рейс Барнаул - Москва уже заявилось четыре авиакомпании", - привел пример господин Филянин. В результате компании вынуждены демпинговать, снижая тарифы так, что даже часть живущих в Новосибирске пассажиров предпочитает порой лететь в европейскую часть России через Барнаул или Томск.

Впрочем, сами топ-менеджеры аэропорта "Толмачево" считают, что по-прежнему опережают "Кольцово" по показателям. "Существующий рейтинг не учитывает транзитных пассажиров, - пояснил генеральный директор "Толмачево" Алексей Чертенков, - в результате в наши показатели не вошло больше 200 тыс. пассажиров". Впрочем, как признается господин Чертенков, методика подсчета в этом году не изменилась, и ранее "Толмачево" удавалось опережать "Кольцово" и без учета "транзитников". Вместе с тем Алексей Чертенков заявил, что отдает должное руководству екатеринбургского аэропорта и считает его наиболее серьезным соперником в борьбе за звание крупнейшего регионального авиаузла. В "Кольцово" "Ъ" сообщили, что количество транзитных пассажиров в прошлом году составило 94 тыс.

Пропустив соперника вперед, "Толмачево", впрочем, не собирается сдаваться. Александр Бородин заявил, что в компании в этом году "разработана программа увеличения пассажиропотока". В чем конкретно выражается программа, он не уточнил. Определенные надежды в плане повышения привлекательности авиаузла в "Толмачево" связывают и с завершением в этом году (к осени) реконструкции здания аэропорта, в результате которой прибывающие пассажиры будут из самолетов напрямую попадать в современный терминал.

Среди стратегических задач предприятия по-прежнему главной остается завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы (ВПП). По словам господина Бородина, строительство полосы будет завершено уже в июле, однако предприятию нужно еще около 1,1 млрд руб. на оснащение ее необходимой инфраструктурой. В компании надеются, что эти средства будут получены из федерального бюджета, однако пока подтверждено выделение только 200 млн руб.

Комментируя ситуацию, руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства новосибирской областной администрации Владимир Никонов указал на то, что в Новосибирске весь поток пассажиров и грузов делится между тремя аэропортами. Региональные рейсы пусть в небольшом объеме, но выполняются аэропортом "Северный", а аэропорт НАПО им. Чкалова и вовсе осуществляет прием грузов примерно на уровне "Толмачево". "Таким образом, в совокупности Новосибирск, как авиаузел, по-прежнему опережает Екатеринбург", - считает чиновник. По мнению господина Никонова, развитие "Толмачево" продолжится и в этом году.

Между тем, по мнению Евгения Филянина, "Толмачево" и без того уже работает с максимальной загрузкой, и без введения в строй дополнительных мощностей существенно увеличить его пропускную способность будет непросто.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости