Общенациональная программа развития авиационной инфраструктуры и возрастающие требования к безопасности полетов подталкивают аэропорты сибирских городов к модернизации. Концепция развития аэропортовой инфраструктуры России, подготовленная по заказу Министерства транспорта и утвержденная правительством, предполагает cоздание 9-11 хабов и формирование 20 крупных узловых аэропортов. В связи с этим программы реконструкции и модернизации приобретают особую актуальность. Ни один из аэропортов не хочет остаться в стороне. Хабы должны связать регионы России и поспособствовать соединению отечественной сети пассажирских и грузовых потоков с международной. Помимо этого обновление инфраструктуры обусловлено возрастающими требованиями к безопасности полетов. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, 70% взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственными покрытиями построены 20 и более лет назад, на большинстве из них необходимо провести восстановительные работы. Ситуация осложняется тем, что, являясь стратегическими объектами, 'взлетки' находятся в собственности государства, у которого подчас недостаточно средств для проведения реконструкции. Развитие наземной материально-технической базы аэропортов финансируется как раз в соответствии с параметрами той самой концепции. Так, в 2005 году уровень государственных вложений в отрасль составил 7,8 млрд рублей. В сибирских аэропортах развитие инфраструктуры воздушных перевозок продолжается с переменным успехом. Новосибирск, Красноярск, Норильск, Омск, Кемерово и Иркутск проводят реконструкцию и модернизацию в системе наземного обеспечения полетов. Общая стоимость этих программ, предусмотренных аэропортами, предоставившими информацию АЦ 'Сибирь', составляет свыше 10 млрд рублей. Объемы финансирования всех проектов варьируются в зависимости от предполагаемых изменений. Самые далеко идущие планы - в Новосибирске и Норильске (стоимостью 7,56 и 1,35 млрд рублей соответственно). Программа реконструкции омского аэропорта предусматривает увеличение размера залов аэровокзала. Компания 'Омский аэропорт' уже инвестировала в проект 25 млн рублей собственных средств. Общая стоимость реконструкции составит примерно 140 млн рублей. Но увеличение пропускной способности - лишь малая часть из задуманного. В перспективе мы хотим провести реконструкцию международного терминала, но пока собственных средств для реализации этого проекта не хватает, отметили в руководстве ОАО 'Омский аэропорт'. Активно обсуждается проект удлинения ВПП на 440 м, что позволило бы аэропорту принимать дальнемагистральные воздушные суда и тем самым организовать систему веерных перевозок. Помимо этого обновленная полоса позволит воздушным судам осуществлять заход на посадку вне черты города. Также намечаются сдвиги в строительстве аэропорта Омск-Федоровка. Работы начались еще в 1982 году, но так и не были закончены. Более того, теперь недостроенные здания требуют ремонта. Решением проблемы должно стать концессионное соглашение, разрабатываемое в Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области. Планируется, что оно позволит привлечь инвестиции из федерального и областного бюджета, а также от частного бизнеса. Проектная стоимость достройки аэропорта составляет порядка 120-140 млн долларов в ценах 1995 года. В результате аэропорт Омск-Федоровка (введение его в эксплуатацию намечено на 2008 год) сможет принимать ближнемагистральные самолеты и позволит разгрузить аэропорт Омск-Центральный. Но в то же время, по мнению руководства, в ближайшее время не планируется увеличение пассажиропотока (в 2004 году он составил всего 270 тыс. человек). Фактически в Омске параллельно лоббируются два проекта с расчетом на то, что какой-либо из них все же будет профинансирован федеральным центром.