Руководитель группы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Мишахин рассказал 'Гудку' об особенностях налогового контроля для компаний, работающих с зарубежными партнерами.
- Александр Николаевич, существует ли практика налоговых проверок компаний при выдаче им разрешения на международные перевозки? Как регулярно они проводятся?
- Порядок допуска российских компаний к международным рейсам сейчас регламентируется положением 'О допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок'. Требований о проведении каких-либо налоговых проверок оно не содержит.
С учетом установленного в налоговом законодательстве срока исковой давности налоговые органы осуществляют выездные налоговые проверки предприятий автотранспорта, как правило, не реже одного раза в три года. При этом необходимо учитывать, что для НДС в отношении услуг по доставке грузов в международном сообщении предусмотрена ставка 0%. Налоговые органы пристально следят, действительно ли транспортное предприятие, пользующееся такой льготной схемой, является международным перевозчиком.
- Возможен ли уход от налогов в среде международных перевозчиков?
- Минимизация налоговых платежей, особенно в условиях острой конкурентной борьбы и низкой рентабельности, является естественным стремлением большинства хозяйствующих субъектов. Рынок услуг автотранспорта не является исключением. Автопредприятия, безусловно, используют различные способы, направленные на снижение налоговых издержек. Они могут осуществляться, в частности, в рамках действующего законодательства.
Как правило, наиболее предпочтительными являются специальные налоговые режимы - ЕНВД и УСН. При этом для их применения предусмотрены соответствующие ограничения - по количеству автомобилей (для ЕНВД) и уровню получаемого годового дохода (для УСН).
Для применения специальных налоговых режимов автопредприятия прибегают к разным приемам: дробление крупных предприятий на мелкие, выделение обслуживающих производств в самостоятельные юридические лица, начисление ускоренной амортизации на автомобили, приобретенные на условиях договора лизинга, перерегистрация транспортных средств в субъектах Российской Федерации, в которых установлены налоговые ставки на более низком уровне.
- Могут ли международные перевозчики каким-то образом возвращать уплачиваемые ими налоги?
- У нас в отношении международных автоперевозчиков отсутствуют какие-либо специальные механизмы по возврату части уплачиваемых ими на территории страны налоговых или иных обязательных платежей. За исключением общего порядка возмещения налога на добавленную стоимость.
Но в ряде европейских стран предусмотрена возможность возврата сумм НДС при приобретении на их территории материальных ценностей или услуг (в том числе российскими автоперевозчиками). Тем не менее российские перевозчики лишены такой возможности в важных транзитных странах. В частности, в Польше и Германии - из-за того, что в этих странах установлен 'принцип взаимности'. Возврат осуществляется только в отношении тех иностранных компаний, на территории которых предусмотрены аналогичные нормы. Российское налоговое законодательство такой возможности для иностранных юридических лиц не содержит.
В некоторых государствах Европы возвращают компаниям суммы транспортных налогов, если автомобиль находится за пределами страны, где зарегистрировано автотранспортное средство.
- Как вы оцениваете степень налоговой нагрузки на перевозчиков? Нужно ли что-то менять в российской законодательной базе?
- По оценке Минфина России, средняя налоговая нагрузка на предприятия транспорта и связи в 2005 году составляла примерно 17,2%. Это немного выше, например, по сравнению с организациями, занятыми в сфере строительства (16,4%), финансовой сфере (16,3%), в торговле и сфере услуг (15,0%).
Для автопредприятий, оказывающих услуги по доставке грузов исключительно в международном сообщении, этот показатель несколько меньше в связи с тем, что они не уплачивают один из основных налогов - НДС. Однако до 1 января 2006 года (до внесения изменений в статью 164 Налогового кодекса РФ) далеко не все транспортные компании могли воспользоваться этим правом.
Существующий уровень налоговой нагрузки на автотранспортную отрасль довольно высокий. Он не соответствует финансовым возможностям большинства предприятий.
Значительная дифференциация ставок транспортного налога ухудшает финансовое положение перевозчиков в регионах. Она негативно отражается на конкурентоспособности компаний в ряде субъектов РФ, подрывает принцип единства экономического пространства. В связи с этим АСМАП считает необходимым снизить коэффициент повышения транспортного налога с 5 до 2. Для чего нужны изменения в соответствующую статью Налогового кодекса РФ.
Автопредприятия, применяющие общий режим налогообложения, обязаны включать стоимость транспортных средств в налогооблагаемую базу. С них взимается налог на имущество организаций. По существу, получается двойное налогообложение.
В нашей отрасли за последние годы доля убыточных предприятий заметно возросла. В настоящее время, по данным Росстата, она превышает 60% от их общего числа.